Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2008

Из первых рук

Трудные дети глазами врачей

4–6 марта этого года в Новосибирске состоялась
1-я межрегиональная научно-практическая конференция
«Психосоматические и пограничные нервно-психические
расстройства в детском и подростковом возрасте»

Печальное лидерство России

Участники конференции с тревогой отмечали, что состояние психического здоровья детей и подростков представляет сегодня серьезную медицинскую, педагогическую и социальную проблему.

Общая частота психических расстройств у детей в развитых странах составляет 10%, в развивающихся странах – около 15%, в России – более 15%. В городе, где проходила конференция, – Новосибирске – распространенность психических расстройств среди детей и подростков составляет 15–20% (Е.Р. Слободская).

Чаще всего встречаются эмоциональные нарушения: тревога, депрессия, фобии, психосоматические расстройства – и поведенческие проблемы: агрессивное поведение, правонарушения, гиперактивность, нарушение внимания.

На конференции говорили о детях с нарушенной социализацией, обсуждали психофизиологические особенности детей в норме и с патологией, пограничные психические нарушения в детском возрасте, предлагали способы психопрофилактики, коррекции и реабилитации. Сообщения представляли интерес не только для психоневрологов и психиатров, но и для медицинских психологов, педагогов и родителей, которые могут почерпнуть из них много полезного, выяснить, какова их собственная роль в борьбе за психическое здоровье детей.

В последние годы наблюдается резкий рост числа пограничных психических расстройств и психосоциальной дезадаптации у детей и подростков, их тесная связь с различными формами отклоняющегося поведения. Факторы, которые оказывают влияние на нарушения поведения, – это неблагоприятный психологический климат в семье, состав и численность семьи, алкоголизация родителей.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Особое внимание на конференции было уделено синдрому дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), представляющему медицинскую, социальную, педагогическую и семейную проблему. Сегодня это одна из актуальнейших тем педиатрии. О синдроме дефицита внимания в последние годы вышло несколько книг, в частности, И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой «Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях». Дети с таким диагнозом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. В результате повышения учебных нагрузок, которое наблюдается в наши дни, у таких детей усиливается эмоциональное напряжение, и это приводит к большей выраженности симптомов заболевания. Требуется постоянная работа с родителями, с педагогами гиперактивных детей. Только при наличии благоприятного климата в семье и положительного эмоционального контакта с педагогом можно получить улучшение в состоянии этих детей, сделать их жизнь не только более сносной, но и комфортной.

Контроль за адаптацией детей с СДВГ в школе должны осуществлять медицинская сестра, педиатр, психолог, педагог. Для снятия психоэмоционального напряжения у таких детей используются аутогенная тренировка и здоровьесберегающие методики преподавания предметов. Для коррекции нарушений вегетативной регуляции предлагается метод термопульсации с помощью аппарата «Вита Терм». Эту процедуру может проводить школьная медицинская сестра.

Роль медицинского психолога

Роль медицинского психолога, работающего в детском психосоматическом отделении, по мнению Е.А. Котенко, должна заключаться в психологической диагностике с целью изучения особенностей психической деятельности ребенка при психосоматических расстройствах. Для этого существует стандартный набор психологических тестов. Коррекционная работа направлена на снижение рецидива заболевания либо купирование симптома и на повышение способности самостоятельно справляться с различными стрессовыми факторами.

Опыт работы медицинского психолога в условиях детской городской поликлиники (Е.В. Каплина) показывает, что современные семьи больше всего страдают от дезинтеграции в новую для них среду вследствие миграции, от сложной социально-экономической ситуации, все это оказывает влияние на здоровье и психическое развитие детей в ранние годы их жизни. Задачи медицинского психолога – профилактика, диагностика, психологическая коррекция и реабилитация детей с психосоматической патологией, предболезненными состояниями, связанными с нервно-психической напряженностью, хроническим стрессом, нарушениями межличностных отношений в семье и социуме.

Школа может оказывать детям комплексную психолого-психотерапевтическую помощь (М.В. Белоусова). Создана модель взаимодействия «учитель – ученик – родитель», главной целью которой являются защита психического здоровья ребенка и достижение взаимопонимания между ним, родителями и учителями.

По результатам психодиагностики составляется план психокоррекционных занятий с рекомендациями для родителей и педагогов. Психокоррекционный этап предполагает работу психотерапевта с детьми, их родителями и членами семьи, педагогами. Психокоррекция осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми, родительских консультаций и семейной психотерапии. Такая работа позволяет улучшить состояние психического здоровья школьников, создать доброжелательную обстановку в классе, улучшить внутрисемейные отношения и нормализовать отношения в системе «дети – родители – педагоги».

Психосоматические заболевания

В последние годы психосоматические расстройства в структуре заболеваний детей и подростков встречаются довольно часто. По мнению Н.Л. Зуйкова и С.В. Некрасовой, к психосоматике теперь относят и традиционно психиатрические функциональные расстройства с соматическими проявлениями, которые не имеют объективной патологии органов, свойственных классическим психосоматическим заболеваниям.

В формировании психосоматических нарушений играет роль множество факторов, в том числе личностные особенности ребенка, дисгармоничные отношения в семье, социально-психологическая дезадаптация. Учитывая особое влияние семейного окружения на формирование психосоматических расстройств, А.А. Агарков с соавторами считают, что в комплексной психотерапии таких пациентов ведущая роль должна принадлежать психотерапевтической работе с семьей, разрешению семейных конфликтов и травм.

Немедикаментозным методам лечения психосоматических функциональных заболеваний было посвящено сообщение И.П. Брязгунова и Е.В. Столяровой. Наряду с такими методами психокоррекции, как интегративный телесно ориентированный подход, символдрама, подтверждена высокая эффективность гипноза в лечении ночного недержания мочи, длительного субфебрилитета, имеющего самостоятельное значение, нейрогенной одышки, посттравматического стрессового расстройства, первичной артериальной гипертензии…

Как показали исследования, гипнотерапия также снижает уровень тревожности и агрессивности у детей. В целом школьная тревожность является результатом взаимодействия личности с ситуацией. Высокая тревожность обусловливает постоянно повышенный уровень эмоционального возбуждения. Эта форма тревожности наряду с повышенной ситуативной тревожностью, вызываемой различными стрессорами, приводит к разнообразным психосоматическим заболеваниям. О.Г. Милашина показала прямую связь между личностной тревожностью и частотой острых респираторных заболеваний.

К сожалению, сегодня в педиатрии психосоматические заболевания недооцениваются, а зачастую даже игнорируются. Все внимание отдается органическим заболеваниям, диагностике с помощью дорогого оборудования. По мнению А.Е. Логунцовой, при консультировании детей с психосоматическими проблемами в условиях добровольной обращаемости можно использовать психологические тесты, в частности спонтанное рисование. Ребенок в присутствии психолога создает рисунки на интересующую его тему с параллельным обсуждением возникающих в ходе рисования переживаний. Дети с психосоматическими проблемами часто отражают их в рисунках в достаточно прозрачной символической форме. Проживание проблемы с помощью рисунка, даже не сопровождающееся проговариванием, приводит к снятию эмоционального напряжения и как следствие – исчезновению симптомов заболевания.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Свыше 70% россиян живут в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, поэтому изучение стресса и его последствий является одной из актуальных проблем современности.

В настоящее время особое внимание уделяется посттравматическому стрессовому расстройству. Оно возникает в результате психических травм: жестокого обращения, разбойных нападений – или травм, вызванных природными и техногенными катастрофами… При этим состоянии у человека не хватает душевных ресурсов, чтобы справиться с травматическими переживаниями.

По нашим данным, у московских школьников частота выявления посттравматического стрессового расстройства составляет 33%.

Среди детей страдающие психосоматическими функциональными заболеваниями встречаются более чем в половине случаев. Поэтому лечение ПТСР может служить профилактикой различных психосоматических заболеваний. К сожалению, эта проблема не была затронута на конференции.

Тактика педиатра и педагога

Педиатру и педагогам следует обращать внимание на нарушения в межличностных отношениях одноклассников, они могут привести к напряженности в коллективе, к психической дезадаптации его членов, к потере психического равновесия и в итоге к ухудшению нервно-психического здоровья учащихся.

Чрезмерная учебная нагрузка, интенсификация учебного процесса отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье учеников, мы видим, как увеличивается число подростков, которые нуждаются в медико-социальной помощи. Для снижения психоэмоционального напряжения необходимо нормировать объем нагрузок с учетом возраста обучающихся, их функциональных возможностей.

В качестве одного из профилактических мероприятий, оказывающих положительное влияние не только на общее состояние здоровья, но и на всестороннее развитие мозговых структур детей школьного возраста, можно назвать занятия физической культурой, в частности беговыми видами спорта.

Помимо усиления роли физической культуры, имеют значение и другие оздоровительные мероприятия, в частности витаминизация.

Бороться с наркотиками начнут в школах

Состояние антинаркотической работы в общеобразовательных учреждениях и меры по повышению ее эффективности обсуждались на заседании Общественного совета при Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН).

По данным социологических опросов, 15% школьников и студентов хотя бы раз пробовали наркотики. В 2007 году только органами наркоконтроля выявлено 1397 преступлений, совершенных молодежью, из них 723 – подростками. В связи с этим основные мероприятия по профилактике наркомании должны быть направлены именно на школьников. 

Педагоги образовательных учреждений пока еще не обладают знаниями и методиками для проведения эффективной профилактической работы. Ни одно высшее учебное заведение страны не готовит специалистов по организации антинаркотической и профилактической работы в образовательной среде. Поэтому члены Общественного совета предложили ввести в вузах специальность «превентолог» (специалист по предупреждению отклонений в поведении детей, подростков и молодежи), а также включить в государственные образовательные стандарты нового поколения дисциплину «Профилактика алкоголизма и наркомании среди молодежи» в качестве обязательной для изучения в вузах. 

Примером тесного взаимодействия ФСКН России с ОУ является система профилактики наркомании и антинаркотической пропаганды, сформированная в МГТУ им. Баумана. В этом вузе работает специальный центр «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании», на базе которого разработаны специальные аппаратно-программные средства тестирования студентов на употребление наркотиков. Опыт МГТУ им. Баумана широко распространяется в других учебных заведениях, а также изучается коллегами из стран ближнего и дальнего зарубежья. 

Общественный совет утвердил план своей работы. Ее приоритеты – дальнейшее совершенствование системы профилактики наркомании и пропаганда здорового образа жизни. Напомним, что в Общественный совет при ФСКН России входят известные общественные деятели, работники науки, здравоохранения, культуры, образования, представители средств массовой информации, спортивных организаций и религиозных конфессий.

По материалам прессы

Игорь Брязгунов