Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2008

Нам пишут

Ученическое самоуправление

В образовательных учреждениях ведется активный поиск форм и методов здоровьесберегающей деятельности. Но говорить об их эффективности можно лишь при условии системной работы по формированию здорового образа жизни, взаимосвязи школы, семьи и общественности

Гимназия как инновационное образовательное учреждение обладает высоким здоровьесберегающим потенциалом, включающим следующие направления: работа совета профилактики, социально-психологической и медицинской службы; использование фондов библиотеки, воспитательных ресурсов кружков и спортивных секций, летнего оздоровительного лагеря; регулярные психолого-педагогические консультации учащихся и их родителей, а также отражение работы на информационных стендах и страницах общегимназической газеты «Клуб».
Задача сохранения и укрепления здоровья учащихся реализуется в процессе учебной работы (уроки физической культуры, биологии, ОБЖ) и внеурочной воспитательной деятельности гимназии. Не секрет, что на обычных уроках трудно выработать навыки решения социально значимых проблем. Эти навыки более эффективно осваиваются в ходе социальной практики. Она позволяет формировать у ребят способность брать на себя ответственность, активно участвовать в совместном принятии решений. Данные компетенции могут быть освоены через включение в деятельность ученического самоуправления.
Целью ученического самоуправления гимназии является воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, классного коллектива, детского объединения.
Пропаганда здорового образа жизни строится на широкой инициативе и самодеятельности органов ученического самоуправления и детского объединения «Star-клуб». Основу деятельности составляют организация и проведение коллективных творческих дел (КТД). Постичь физическое и духовное совершенство, избавиться от мыслей о болезнях и недомоганиях, сделать так, чтобы здоровье, спорт и гармония стали несовместимыми с хандрой и унынием, помогают так называемые «ступеньки» КТД. Это месячники физкультуры и спорта (сентябрь), «Сохрани себя сам!» (октябрь), военно-патриотическая, оборонно-массовая и спортивная работа (январь–февраль); игры «Зарничка», «Папа, мама, я – спортивная семья!»; «Кросс наций», «Лыжня России» и т.д. Все это и многое другое – результат работы совета старшеклассников и малого совета учащихся гимназии.
Особое место во внеурочной воспитательной деятельности, направленной на физическое развитие и оздоровление учащихся, занимает система туристско-краеведческих игр на местности, которые проводятся в живописном месте на берегу Иртыша – на территории городского парка. Эта массовая форма туристско-краеведческой работы наиболее любима учащимися 5–8-х классов гимназии. Ведь игра – это великолепная возможность общения детей! Общения по желанию, а не по принуждению. Удовлетворение от игры повышает настроение и улучшает самочувствие детей.

Цель туристско-краеведческих игр – не только воспитание любви к природе, расширение знаний о родном крае, воспитание чуткого отношения к товарищам, но и укрепление здоровья, развитие физического совершенства.
В подготовке и проведении туристско-краеведческих игр ведущая роль принадлежит совету старшеклассников, в который входят учащиеся 9–11-х классов. И это не случайно, ведь основной задачей совета является организация жизни гимназистов (планирование, осуществление и анализ КТД гимназии; проведение анкетирования, социологических опросов учащихся и педагогов).
Станции на играх могут повторяться, однако задания и вопросы усложняются с возрастом. Например, игра «Мое родное Прииртышье» включает такие станции, как «Зеленая аптека» (знание лекарственных растений Омской области), «Костер» (сведения об основных видах костра), «Медицина» (умение оказать первую медицинскую помощь), «Лукошко» (знание и умение определить съедобные и ядовитые грибы Омской области), «Привал» (исполнение туристской песни под гитару), «Спорт» (перетягивание каната).

Каждая игра состоит из трех этапов: подготовка, проведение и подведение итогов. Во всех этапах члены совета старшеклассников принимают активное участие. Ребята изучают район проведения игры, подбирают материал для каждой станции, готовят оборудование (карточки с вопросами и заданиями, гербарии, поленья для костра, компасы, канат, схемы прохождения маршрута, маршрутные листы и т.д.).
Во время проведения игр старшеклассники выступают так называемыми экспертами – руководителями станций, а также сказочными персонажами, которые пытаются сбить с верного пути играющих, помешать им правильно отвечать на вопросы и выполнять задания.
После подведения итогов, вручения грамот и призов – общее чаепитие на природе (участники, ведущие, учителя, родители). На следующий день команды-участницы выпускают стенные газеты, где помещают свои фотографии и впечатления об игре. Члены совета старшеклассников проводят анкетирование участников с целью выяснения плюсов и минусов игры, а также пожеланий на будущее. Выводы, полученные в результате анализа анкет, учитываются при проведении игр в следующем году.
Таким образом, ученическое самоуправление гимназии стало важнейшей составляющей системы работы по оздоровлению и физическому развитию детей, формированию здорового образа жизни.

Т. Биричева