Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2008

Урок здоровья

Оазис здравомыслия

Наша гимназия расположена в Левобережной, промышленной части города, в непосредственной близости от крупных предприятий. Плотным кольцом вокруг здания школы стоят торговые киоски, пивные ларьки. Для их владельцев коммерческая выгода затмевает моральные и правовые нормы, поэтому кто-то из продавцов вполне может отпустить подростку бутылку пива, сигареты, предложить слабоалкогольный напиток в розлив. Ситуация осложняется невозможностью создать свою, замкнутую территорию: наши попытки огородить спортивные площадки и зону отдыха вокруг школы забором встретили отчаянное сопротивление жителей микрорайона. Они предпочитают вырвать железный пролет, спилить замок и ходить к транспортным остановкам по привычному маршруту, чтобы не идти лишние пять минут в обход.
Социум, окружающий образовательное учреждение, пока плохо влияет на него. Помимо этого, ситуация осложняется недостатками в системе гигиенического обучения и воспитания детей.
Педагогический коллектив нашей «Второй новосибирской гимназии» более десяти лет разрабатывает свою модель здорового образа жизни. Для нас это прежде всего – поведение, способствующее сохранению, укреплению и восстановлению здоровья отдельно взятого человека.
Организация учебного дня в гимназии позволяет каждому ученику уравновесить учебную нагрузку и периоды отдыха. В 8 час. 15 мин. в каждом учебном кабинете проходят утренние физкультминутки. Ученики, возглавляющие классные комиссии по спорту и здравоохранению, начинают день задорными словами: «На зарядку становись!». Эмоциональный настрой на урок, ритуал приветствия между учениками и педагогами во многом определяют стабильность психоэмоционального состояния детей.
К третьему уроку дети испытывают усталость как мышечную, так и умственную, поэтому на третьем уроке, помимо обычных динамических пауз, мы проводим зарядку для глаз. Комплекс упражнений разработан кафедрой здоровья гимназии в соответствии с рекомендациями МНТК. Учителя начальной школы успешно используют методику профессора В.Ф. Базарного, она позволяет включать в урок элементы двигательной активности, переключать внимание школьников на объекты интерьера. В каждом кабинете первой образовательной ступени есть тренажер для зрения – восьмерка, расположенная на потолке. Использование конторок позволило несколько снизить риск ухудшения осанки у младших школьников.
Ребенок не может сам выбрать стиль жизни. Его выбор во многом зависит от родителей, педагогов и общественных установок. В этом смысле ребенок пассивен, но от того, как будет организована его жизнь, во многом зависит и его поведение.
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, психоактивных веществ препятствует утверждению любых сторон здорового образа жизни. Поэтому мы не только поддерживаем законы, запрещающие курить и распивать слабоалкогольные напитки в общественных местах, мы личным примером подводим ребят к пониманию пагубности такого пристрастия. В гимназии нет мест для курения, и в этом смысле не предусмотрены исключения ни взрослым, ни детям.
Мы стремимся выработать и закрепить у ребят полезные гигиенические навыки и привычки, учим их соблюдать режим дня, чередовать умственную и физическую нагрузки, регулярно и рационально питаться, много двигаться, достаточно спать, бывать на свежем воздухе, осознанно относиться к своему здоровью, личной и общественной безопасности.
Принцип единства обучения и воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни предусмотрен учебным планом, который включает предметы экологической направленности, спецкурсы и факультативы, индивидуальную и групповую работу в Научном обществе учащихся, где под руководством специалистов гимназисты занимаются исследованием проблем, напрямую связанных с психосоматическими заболеваниями.
Для более широкого распространения знаний о здоровом образе жизни используются возможности гимназических средств массовой информации. На страницах журнала «Большая перемена+» регулярно размещаются статьи по рациональному питанию в семье, о вреде самолечения, информация, отражающая режим дня школьника, обосновывается необходимость закаливания. Видеостудия «Виват» и клуб компьютерной анимации «ФАС» выпустили подборку роликов, адресованных молодежи и посвященных вопросам здоровья. Постоянно обновляется стенд для родителей «Азбука здоровья».
Особая гордость гимназии – свой лечебно-оздоровительный центр. Это место, где можно получить курс процедур в соляной пещере, восстановить силы в фитокабинете, пройти назначенный массаж.
Школа должна взять на себя часть функций, направленных на воспитание физически и психически крепкого человека. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития человека зависит от множества факторов, то основной задачей «педагогики здоровья» является формирование осознанной мотивации на здоровый образ жизни через самовоспитание и создание программ обучения здоровью.
Сегодня все педагоги гимназии помогают детям составлять индивидуальные программы развития, отмечают личностный рост каждого: один преодолел свой страх при ответе у доски, другой не пропустил ни одного урока физкультуры за четверть, а третий не выкурил ни одной сигареты.
Мы стараемся, чтобы выпускники нашей гимназии умели управлять своим здоровьем и формировать его.

Татьяна Трубина