Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2010

Вне урока

Праздник воды

В череде общешкольных мероприятий может появиться не совсем обычное – праздник воды. Как известно, дети с первых лет своей жизни любят поплескаться в воде, побрызгаться, попускать кораблики... Праздник воды можно устроить в школе, а можно сделать его выездным – на берегу речки, озера или другого водоема. В последнем случае потребуются помощь и присутствие родителей. Даже само приготовление к такому событию сулит много интересного: заглянуть в стихотворные и фольклорные сборники, полистать научно-популярные журналы, пересмотреть альбомы художников-маринистов, включить собственное творческое воображение. Да мало ли что еще можно придумать, чтобы всем вместе хорошо и с пользой отдохнуть, приобщиться к здоровому образу жизни!

Фото с сайтов foto.mail.ru и www.kr-eho.info

Цель: мотивировать учащихся и их родителей на здоровый образ жизни.

Задачи:

1) экологическое просвещение учащихся и родителей;
2) привлечение представителей ученического самоуправления к подготовке и проведению общешкольного праздника;
3) использование при подготовке и проведении праздника различных компьютерных технологий.
Праздник проходит в несколько этапов:

Подготовительный (классные часы, посвященные воде; викторина о воде; подготовка и оформление в фойе «говорящей стены»; конкурс плакатов, стихов и сочинений о воде).

Театрализованное представление «Праздник воды»; дегустация артезианской воды; викторины; подведение итогов и награждение победителей конкурсов.

Сценарий театрализованного представления с мультимедийным показом

Слайд 1

Голос за кадром

Шел пустыней знойной
Человек однажды.
Он под желтым небом
Умирал от жажды.
А ему всего-то,
Чтоб живым остаться,
До глотка воды бы
Поскорей добраться. (Танец.)
Человек. Как хочется пить!!!
Ну где же вода?!

(Выход Воды.)

Вода! Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!

Водопроводная вода. Ни цвета? Ни вкуса? Ни запаха? Неисправимый романтик! Он не пробовал водопроводной воды. Я есть в любом доме, только поверни кран.

Профессор 1. Коллега, вы не правы...

Профессор 2. Нет, я настаиваю!

Профессор 1. О, водопроводная вода, мы как раз о вас спорим.

Профессор 2. Мы пьем водопроводную воду уже более сорока лет – и ничего, целые поколения выросли.

Профессор 1. А задумываетесь ли вы, что ежегодно во всем мире три миллиона человек умирают от употребления некачественной воды?

Слайд 2

Водопроводная вода. Это я-то некачественная?! Да во мне содержится столько хлора, что вам и не снилось! Даже дети знают, что хлор убивает микробы.

Профессор 1. А заодно и все полезные вещества, содержащиеся в воде. И вообще хлор – это яд для организма, язва желудка и даже рак.

Профессор 2. Да ведь никто и не пьет водопроводную воду сырой. Все ее кипятят.

Профессор 1. Коллега, уже давно известно, что кипячение убивает не все вредные микробы. При кипячении качество водопроводной воды еще более ухудшается.

Водопроводная вода. Я знаю, что мне поможет фильтр. Его можно купить в любом магазине.

Профессор 1. Фильтр спасает воду только от 2–3 загрязнений. Причем служит он только в течение 5–7 дней, а потом вода из этого фильтра становится просто опасной из-за скопления в нем разного рода бактерий.

Водопроводная вода. Так что же, я совсем не нужна людям? Я приношу им только вред?

Слайд 3

Профессор 1. Да нет же! Только подумать: стирка, уборка, промышленное производство – тут без вас никак!

Человек. Но мне-то нужна хорошая питьевая вода.

Профессор 1. Коллега, а как вы смотрите на бутилированную воду? (Звучит музыка.)

Слайд 4

Бутилированная вода. Я – экологически чистая, качественная питьевая вода. Меня настоятельно рекомендуют специалисты по питанию. Прежде чем разлить в бутылки, меня так тщательно очищают...

Профессор 1. В этом-то и вся беда! Из-за такого способа очистки в вас не остается полезных веществ, присущих живой воде.

Бутилированная вода. Что это еще за живая вода? (Звучит музыка.)

Слайд 5

Артезианская вода. В 1126 году во французской провинции Артуа из-под земли забил источник с самой чистой водой в мире. С тех пор всякая чистая, природная вода называется артезианской.

Профессор 1. Артезианская вода – это подземная, изначально не загрязненная вода, возраст которой исчисляется десятками столетий. Добывается она из глубины, исключающей загрязнение ее плодами человеческой деятельности.

Профессор 2. Эту воду можно и нужно использовать для питья даже без кипячения, без приготовления напитков, а также для компрессов, полоскания горла, чистки зубов. Лечебное воздействие отваров и настоек из целебных трав, приготовленных на такой воде, гораздо более эффективно.

Человек. Пить или не пить – вот в чем вопрос!

Профессор 1. Конечно, пить! Именно чистую, природную артезианскую воду.

Человек. Какая вкусная вода!

Голос за кадром. (Фанфары.) Внимание! Внимание! Повелитель океанов, морей, рек и прочих водоемов и подземных вод!

Слайд 6

Нептун. Здравствуйте! Я, Нептун вечный, приветствую вас! Порадовали меня ребята своими сочинениями, рисунками, газетами, ответами на вопросы викторины. Самых старательных я хочу наградить. (Награждение.)

Я тоже приготовил вам сюрприз. Сейчас для вас станцуют мои самые красивые русалочки. (Танец.)

Больше всего поразили меня стихи об артезианской воде, моей любимице. (Стихи о воде читают ученики, победившие в конкурсе.)

Берегите воду, не загрязняйте ее, цените. Ведь вода – это жизнь! И это говорю вам я, Нептун вечный! (Песенка «Дождик».)

Викторина
(для учащихся 7–9-х классов)

  • 1. Из каких основных химических элементов состоит вода?

а) Водорода и углерода; б) кислорода и водорода; в) кислорода и железа.

  • 2. Выбери верное выражение:

а) в человеке 50% это вода; б) человек состоит из 70% воды; в) человеческие клетки состоят на 10% из воды.

  • 3. За день здоровому человеку необходимо получить не меньше:

а) двух литров жидкости; б) одного литра жидкости; в) пяти литров жидкости.

  • 4.  Для поддержания здоровья полезно пить воду:

а) водопроводную; б) кипяченую; в) минеральную; г) артезианскую.

  • 5. Артезианская вода – это:

а) специально очищенная; б) минерализованная; в) из глубоких источников.

  • 6. Для человеческого организма опасна потеря следующего количества жидкости:

а) 5%; б) 20%; в) 7%.

  • 7. Сколько процентов от общего количества воды приходится на питьевую воду?

а) 50%; б) 10%; в) 2,5%.

  • 8. У какого народа есть такая пословица: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник»?

а) У монголов; б) у русских; в) у французов.

  • 9. Сколько воды за сутки вытекает (по каплям) из неплотно закрытого крана?

а) 1 литр; б) 5 литров; в) 15 литров.

  • 10. Какие сказочные существа «обитают» в воде?

а) Водяной, лешие; б) берегини, русалки; в) кикиморы.

  • 11. Как Чистый четверг связан с водой?

а) В этот день надо всех брызгать водой будут здоровыми;
б) все вымыть в доме и вымыться самим;
в) до захода солнца нельзя пить воду.

  • 12. Если ты простудился и у тебя повышенная температура, до прихода врача надо:

а) пить лекарства, которые помогли тебе в прошлый раз при болезни;
б) пить больше обычного воды, клюквенного морса;
в) просто лежать в постели и ждать врача.

И т.д.

Материал для проведения классных часов
Вода в жизни человека

Вода – на первый взгляд простейшее химическое соединение двух атомов водорода и одного атома кислорода – является, без всякого преувеличения, основой жизни на Земле. Не случайно ученые в поисках форм жизни на других планетах Солнечной системы столько усилий направляют на обнаружение следов воды.
Вода «пищевая». Сама по себе вода не имеет питательной ценности, но она – непременная составная часть всего живого. В растениях содержится до 90% воды, в теле же взрослого человека ее 65–70%, но эти цифры – «усредненные» от общей массы тела. Если же говорить более детально, то кости содержат 22% воды, мозг – до 75%, мускулы – тоже 75% воды (в них находится около половины всей воды тела), кровь состоит из воды аж на 92%.
Первостепенная роль воды в жизни всех живых существ, и человека в том числе, связана с тем, что она – универсальный растворитель огромного количества химических веществ, то есть является фактически той средой, в которой и протекают все процессы жизнедеятельности. Вот лишь небольшой и далеко не полный перечень «обязанностей» воды в нашем организме.

Вода:

– регулирует температуру тела;
– увлажняет воздух при дыхании;
– обеспечивает доставку питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела;
– помогает преобразовывать пищу в энергию;
– помогает органам усваивать питательные вещества;
– выводит шлаки и отходы процессов жизнедеятельности.

Определенное и постоянное содержание воды – вот необходимое условие существования живого организма. При изменении количества потребляемой воды и ее солевого состава нарушаются процессы пищеварения и усвоения пищи, кроветворения и пр. Без воды невозможны регуляция теплообмена организма с окружающей средой и поддержание температуры тела.
Человек чрезвычайно остро ощущает изменение содержания воды в своем организме и может прожить без нее всего несколько суток. При потере воды в количестве менее 2% от веса тела (1–1,5 л) появляется чувство жажды, при утрате 6–8% наступает полуобморочное состояние, при 10% – галлюцинации, нарушение глотания. Потеря 10–20% воды опасна для жизни. Животные погибают при потере 20–25% воды.
Избыточное же потребление воды приводит к перегрузке сердечно-сосудистой системы, вызывает изнуряющее потоотделение, сопровождающееся потерей солей, ослабляет организм. В зависимости от интенсивности работы, внешних условий (в том числе климата), культурных традиций человек суммарно (вместе с пищей) употребляет от 2 до 4 л воды в сутки, и столько же воды выделяется из его организма. Среднесуточное потребление составляет около 2–2,5 литра. Именно из этих цифр исходит Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) при разработке рекомендаций по качеству воды.
Немаловажное значение имеет минеральный состав воды. Для постоянного питья и приготовления пищи пригодна пресная вода с общей минерализацией до 0,5–1 г/л. Хотя, конечно, в ограниченных количествах возможно (а иногда даже полезно, например, в лечебных целях) употребление минеральной воды с повышенным солесодержанием.
Организм человека довольно быстро адаптируется к изменению солевого состава питьевой воды. Однако процесс привыкания требует некоторого времени. Поэтому при резкой (а тем более частой) смене характеристик воды возможны нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта, известные в народе как «болезнь путешественников».
Вообще вопросу о том, какие полезные вещества и в каких количествах должны содержаться в воде, средства массовой информации уделяют большое внимание.
Проблема эта действительно очень важная, но вокруг нее, к сожалению, слишком много спекуляций.

«Говорящая стена»
(Материал для оформления)

Рубрики: «Вредно или полезно?», «А знаешь ли ты?» «Народные поверья», «Вода для здоровья».

Тезисы:

  •  «Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!» (Антуан де Сент-Экзюпери)

  •  Вода дарит не только прохладу и утоляет жажду, но и смывает все заботы.

  •  Артезианская вода содержит кальций, магний, калий, цинк, фтор, медь в необходимых для человека количествах.

  •  Из-за низкого качества питьевой воды ежегодно умирает почти 3 миллиона человек и страдают инфекционными болезнями почти 500 человек.

  •  Более 50% населения России употребляют некачественную питьевую воду.

  •  Потеря 10–20% воды из человеческого организма опасна для жизни.

  •  Животные погибают при потере 20–25% воды из организма.

  • Живой организм есть одушевленная вода» (французский биолог Э. Дюбуа-Рейман).

  •  Вода служит основным материалом для создания живой материи.

  •  Если человек весит 70 кг, то 50 кг в нем – это вода.

  •  Если растают все ледники на планете, то на 80–90 метров поднимется уровень воды в океане.

  •  По некоторым поверьям, головная боль – это следствие гнева воды, поэтому при ее возникновении нужно умыться водой до рассвета и попросить у нее прощения.

  •  Нельзя плевать в воду, иначе плюнувший человек будет печалиться и болеть, – это тоже одно из поверий.

  •  Недостаток в питьевой воде магния – прямой путь к раку.

  •  Недостаток кальция в воде – заболевания сердечно-сосудистой системы, заболевание кариесом, уменьшение прочности конечностей.

  •  Преждевременное старение человека и животных – это прямое следствие влияния химически нечистой воды.

(По материалам сайта  http://www.water.ru/bz/param/water_in_life.shtml)

Светлана Уланова ,
кандидат биологических наук, г. Сыктывкар, Республика Коми