Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2010

Из первых рук

Главная ценность жизни

В рамках проведения в учебных заведениях, управлениях образования, методических центрах и вузах месячника «Здоровье – главная ценность жизни» столичный Департамент образования организовал выставку-презентацию. Школы здоровья Западного административного округа поделились опытом работы и представили новые педагогические технологии

Сейчас в Западном округе Москвы насчитываются 15 школ здоровья и 7 образовательных учреждений, имеющих центры содействия здоровью учащихся. Главный специалист местного управления образования Галина Аблихарова представила направления здоровьесберегающей деятельности школ, к которым относятся: педагогика здоровья, работа медицинских служб, профилактика употребления психоактивных веществ, предупреждение курения, физическое воспитание, а также создание для ребят комфортной среды.
Она отметила, что большая часть учащихся имеет вторую группу здоровья, есть дети и с третьей, а первая, к сожалению, только у 8–10%. Самой распространенной проблемой Г.Аблихарова назвала нарушения осанки и зрения. Вот почему ведется большая работа по профилактике данных заболеваний. Для этого в школах используются двигательно-активные рекреации, физкультминутки на уроках, зрительная гимнастика, прогулки, и все дети дважды в день получают бесплатную горячую еду.

Участники выставки ознакомились с продукцией базовых столовых «Школьные годы» и «Солнечный-6». Вся пища, приготовленная для детей, разрабатывается врачами с учетом питательной ценности, калорийности, необходимых витаминов и разнообразия продуктов.

Директор центра образования «Школа здоровья» № 97 и руководитель совета директоров школ здоровья ЗАО Ирина Мальчевская заявила, что принцип формирования ЗОЖ должен быть внедрен в план учебной программы. Она рассказала о разработанной совместно с коллегами модели образовательного учреждения с особой структурой, содержанием, воспитанием. И добавила, что лишь при общей работе педагогов, психологов и медиков можно создать благоприятные условия не только для сохранения здоровья, но и для развития способностей и навыков учащихся.

Очень важно не забывать о ребятах с особыми потребностями. Главный лозунг в учебных заведениях округа – «Школа для всех». Вопросом инклюзии занимается центр «Благо», вместе с которым в школе № 665 вот уже на протяжении семи лет проходит эксперимент по интеграции детей с нарушением слуха. Помимо этого, в округе есть еще два ресурсных центра: «Давыдково» – для детей с нарушением зрения – и «Раменки» – для ребят с ДЦП.

Спортивное направление деятельности учебных заведений курирует детский оздоровительно-образовательный центр «Западный». Он проводит методическую работу с учителями физкультуры и дополнительную физподготовку: лыжные соревнования, плавание, фитнес-фестивали и спортивные праздники. Психологический центр «Вера» занимается социальной адаптацией и профилактикой зависимости среди учащихся и родителей.

На выставке были представлены интересные программы мониторинга и лечебные технологии. Компьютерный комплекс экспресс-диагностики «Диакомс» способен за 3–5 минут узнать о состоянии внутренних органов, выявить ранние функциональные нарушения, определить возможные психологические проблемы школьников и психологический климат в коллективе, с его помощью можно оценивать эффективность проводимых коррекционных занятий; технология «Навигатор здоровья» тестирует ребят на выявление индекса их физического состояния, лечебные технологии «Волна» и БОС «Дыхание» обучают правильному дыханию. В центре «Давыдково» занимаются лечением и тренировкой зрительных функций. Еще здесь экспонировались комплекты школьной здоровьесберегающей мебели «Учпрогресс», соляные комнаты с управляемым лечебным микроклиматом «Аэромед» и система оздоровления позвоночника и коррекции осанки «Ормед».

Пристальное внимание в школах здоровья уделяется не только учащимся, но и педагогам. Психологический центр «Живые потоки» проводит работу по профилактике «эмоционального выгорания» учителей, которая помогает преподавателям справляться с нервным напряжением и благополучно налаживать контакт с детьми.

Опыт московских образовательных учреждений может быть использован во всех учебных заведениях нашей страны. А пристальное внимание государства к здоровью подрастающего поколения не должно стать выборочным и считаться исключительной особенностью отдельных школ.

(Фото автора)

Юлия Ювакаева