Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2010

Учительская

Маленькие большие хулиганы

С детской или подростковой агрессией каждый учитель встречался не раз. Эта проблема в настоящее время актуальна и для педагогов, и для родителей. В чем кроются причины отрицательного поведения школьников и как бороться с этими негативными проявлениями со стороны ребят?

Истоки явления

В последние годы возросло количество случаев детской агрессии. На это есть много причин – неадекватное семейное воспитание, увеличение числа детей с поражением нервной системы, ухудшение общего состояния здоровья школьников. Не последнюю роль играют и СМИ. Лавина негативной информации и ежедневно показываемые по телевизору боевики, в которых любая проблема решается выстрелом, способны повлиять на психику даже взрослого человека. Не говоря уже о компьютерных играх, где можно легко и азартно убивать своих врагов.
Истоки агрессии в первую очередь следует искать в том, как родители воспитывали ребенка в первые годы жизни, а уже затем – в подростковом периоде.
Существует два пути предупреждения явления: за агрессивные поступки надо либо лишать поощрения, либо за них следует хорошо наказывать. В случае, когда родители игнорируют агрессию ребенка, но активно поощряют положительные поведенческие действия, агрессия, остающаяся без подкрепления, постепенно угасает. Этот способ эффективен с маленькими детьми, но когда речь идет о подростках, такая позиция не действенна и может вызвать споры. Игнорирование подростковой агрессии порой ведет к дальнейшему ее усилению. В результате негативные поступки становятся нормой поведения. А кроме того, в силу особенностей подросткового периода отсутствие реакции взрослых само по себе иногда является подкреплением агрессии.

Статья опубликована при поддержке сети центров медицинской косметологии "ЭстетиКлуб". Уход за лицом и телом, лазерная косметология и хирургия, инъекционная косметология, все виды эпиляции, перманентный макияж, флебология, удаление новообразований, восстановительная медицина и другие услуги. Высококвалифицированные специалисты, индивидуальные условия обслуживания для каждого клиента. Узнать подробную информацию о центрах, предоставляемых услугах, цены, контакты и задать вопрос Вы сможете на сайте, который расположен по следующему адресу: http://estetik.ru/.

В качестве способа коррекции агрессии можно использовать активное наказание. Между уровнем агрессии и строгостью наказания существует зависимость. В результате длительного эксперимента ученые установили, что суровые наказания в восьмилетнем возрасте стимулируют агрессивность поведения в 18 и 30 лет. Другие специалисты доказали, что менее агрессивные 18-летние юноши в восемь лет подвергались не очень строгим наказаниям. Общий же вывод авторов всех исследований следующий: в случае слишком сурового или чересчур снисходительного отношения родителей к агрессии сыновей эти дети в более позднем подростковом периоде становятся более агрессивными, чем их сверстники.
Существуют данные о наличии связи агрессивного поведения с социальным статусом. П.Ковалев утверждает, что среди «эмоциональных лидеров» 48% имеют показатели агрессии выше средней величины. Есть исследования, свидетельствующие о том, что у более агрессивных подростков крайне высокая или слишком низкая самооценка. Уровень агрессии непосредственно соотносится и с определенными особенностями характера.
Следует также иметь в виду, что агрессия присуща практически всем как оборонительная реакция, и ребенок, который не может адекватно ее проявлять, вряд ли сумеет пользоваться уважением среди сверстников. Здесь можно вспомнить кота Леопольда, который не раз безрезультатно призывал жить дружно. Но бесцеремонные мыши отравляли жизнь все больше и больше. Поэтому не нужно жестко пресекать нормальные защитные реакции, важно лишь научить, чтобы они выражались в социально приемлемой форме.

Как быть?

Психологи предлагают несколько способов для выплескивания агрессии. Например, если рвать на мелкие кусочки или комкать простой лист бумаги, то это значительно снизит уровень негативных эмоций. Драчуна, который так и норовит кого-то стукнуть, можно отправить выбивать коврик или выколачивать подушки. Полезно также и громко покричать – глубокое дыхание и громкий звук помогут освободиться даже от сильного стресса. Любая значительная физическая нагрузка нормализует гормональный баланс в крови, что также способствует снижению агрессии.
Эти методы полезны для младших школьников. Подростковая же агрессия, которая иногда выходит из-под контроля, может привести к серьезным последствиям.
Специалисты предлагают придерживаться определенных рекомендаций. Прежде всего – снижать напряжение ситуации. Немало агрессивных поступков подростка как раз и возникает в результате эмоционально напряженной ситуации. И задача взрослого – снизить уровень напряжения. Типичными ошибками взрослых в таком случае являются:

– угрожающий тон, повышение голоса;
– насмешки;
– негативная оценка личности ребенка;
– вовлечение в конфликт посторонних людей;
– демонстрация власти и использование фраз: «Учитель всегда прав!», «Будет так, как я сказала!» и т.п.;
– проповеди и чтение морали;
– обобщения типа «ты, как всегда…».

Эти советы не исключают новой вспышки агрессии, но могут хотя бы на время ее приостановить. А неправильное поведение учителя или родителей часто дает отрицательный эффект.
Еще один способ снижения агрессии – установить с ребенком обратную связь, используя при этом следующие приемы:

– определить свои собственные чувства по отношению к данному поступку: «Мне не нравится, когда на меня кричат» или «Мне неприятно, когда со мной так разговаривают»;
– обнаружить мотивы агрессии: «Ты хочешь меня обидеть?»;
– напомнить о правилах: «Мы же с тобой договорились…»;
– дать определение происходящему: «Ты ведешь себя грубо».

Пытаясь установить обратную связь, важно проявлять заинтересованность, доброжелательность и твердость. Обсуждая поступок, лучше воздержаться от эмоциональных критических замечаний, которые вызовут у ребенка протест и раздражение и будут способствовать уходу от решения проблемы. И вместо безуспешного чтения морали необходимо показать все возможные негативные последствия поступка и обсудить плодотворные способы решения возникшей проблемы.
В момент проявления агрессии не нужно анализировать ее причины. Об этом стоит задуматься тогда, когда все успокоятся. Но не надо это откладывать надолго.
Подростки очень тяжело переживают публичное осуждение и всячески стараются его избежать. Негативная оценка коллектива может быть стимулом для проявления дальнейшей агрессии. Поэтому, чтобы не испортить ученику репутацию в классе, можно публично свести к минимуму его вину, но в личной беседе показать истинное положение дел.
Родители и учителя должны тщательно контролировать свои отрицательные эмоции при общении с агрессивными детьми. Если взрослый управляет собой, то он не подкрепляет агрессивность ребенка и дает пример сдержанности. Демонстрация невозмутимости – один из важных моментов воспитания. И чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбиво должен вести себя взрослый. Сдерживать свои отрицательные эмоции порой бывает очень трудно даже педагогам, имеющим большой опыт общения с детьми. Тем не менее все-таки нужно внимательно выслушать ребенка и предоставить ему возможность выговориться. При этом необходимо:

– обеспечить безмятежную обстановку невербальными способами (спокойная мимика и жестикуляция взрослого);
– признать детские чувства (я понимаю, тебе обидно…);
– взять паузу, позволяющую ребенку успокоиться;
– использовать юмор;
– переключить внимание школьника с помощью какого-то задания.

И очень важно, чтобы при выяснении отношений с агрессивным подростком была проведена четкая граница между поступком и его личностью, и взрослые должны убедить ребенка, что они не против него самого, а против конкретной ситуации.

По материалам сайтов:

http://www.narcom.ru/parents/parents/16.html;

http://www.rebyonok.ru/

подготовила

Екатерина Ушакова