Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2009

Школьный возраст

Гормональная буря в восьмом классе

Как помочь подросткам преодолевать внешние и внутренние конфликты

Подростковый возраст восьмиклассников рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми, к самостоятельной жизни.

В этом возрасте проявляется акцентуация (особенности характера), способ реагирования подростка в каждом случае зависит от его типа акцентуации.

Существуют следующие типы акцентуаций:

  • циклоидный;

  • гипертимный;

  • астено-невротический;

  • сенситивный;

  • психоастенический;

  • демонстративный;

  • неустойчивый;

  • конформный.

В возрасте 13–14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было сверхзначимо, обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений со взрослыми и родителями часто носит протестный характер. Очень вероятно заражение фанатизмом, так как подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями.
Внешне кризис подросткового возраста проявляется в грубости, скрытности и нарочитости поведения, в стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, уходе от обычной сферы общения.

У подростка возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка; он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. В то же время перестройка отношения к себе влияет не только на его эмоциональное самочувствие, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворенность жизнью вообще. Учеба в это время отходит на второй план. (Чтобы учение было привлекательным, нужно находить в материале то, что могло бы способствовать общению подростков.)
Самая главная проблема подросткового возраста – половое созревание. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации, происходит вторичная половая идентификация, подросток переживает первую любовь, у него возникают эротические фантазии и переживания. Он меняется настолько, что этот период называют «гормональной бурей» или «эндокринным штормом». Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Часто у восьмиклассников возникает дисморфофобия (неприятие своего тела и внешности), тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе.
Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен переоценивать или недооценивать собственные качества и свойства. Если успешность в чем-то отклоняется от некоего выбранного самим подростком стандарта, то она не воспринимается как успешность.
Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживая из-за тех свойств, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми.

Самооценка восьмиклассника неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. К тому же оценка носит сверхобобщенный характер: любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным, красивым, очень смелым и т.д. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, – правда, именно такая противоречивая самооценка необходима подростку, для того чтобы у него складывались новые, взрослые критерии личностного развития.
Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Подростки больше других представителей возрастных групп страдают сегодня от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв необходимую ориентацию в ценностях и идеалах: старые идеалы разрушены, новые еще не созданы.
Особенности восьмиклассников проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохой успеваемости, браваде невыполнением обязанностей: они всячески избегают выполнять какие-либо поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия.
В подобных случаях они оказываются перед лицом большого количества лишнего времени, но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры.
Бессодержательно проводимое время толкает восьмиклассников на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто они отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи – распитием спиртных напитков. Впоследствии, объясняя подобные проступки, восьмиклассники демонстрируют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости.

На всем протяжении переходного периода наблюдается четко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков. А по уровню косвенной агрессии на первом месте находятся ребята из семей подсобных работников и руководящих служащих.
Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачей, учителей, инженеров).
Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо, сказывается не только материальное благополучие, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.
Восьмиклассники особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды, формирующих личность, является семья.
При этом решающим оказывается не ее состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.
Для любого подростка очень важна роль семьи, но, к сожалению, растет число неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения детей со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка.
Так формируются дети с отклонениями в поведении. Но даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста.

Можно выделить четыре неблагополучные ситуации в семье:

  • гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (их мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;

  • гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;

  • ситуация, создающая «кумира семьи»: повышенное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;

  • ситуация, создающая «золушек» в семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало – детям.

Как общаться с восьмиклассниками в этот период?

  • Формирование круга интересов восьмиклассника на основе особенностей его характера и способностей.

  • Максимальное сокращение периода свободного времени – «времени праздного существования и безделья».

  • Привлечение к таким занятиям, как чтение, самообразование, занятия музыкой, спортом, положительно формирующим личность.

  • Индивидуальная, с участием школьного психолога, психокоррекционная работа с подростком.

  • Включение в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время дает подростку возможность реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

  • Снижение проявления агрессии путем посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей и эспандера, железных гирь и боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход энергии, чтобы агрессия не накапливалась, подобно статическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами).

  • Не предъявлять завышенных требований, не подтвержденных способностью восьмиклассника.

  • Честно указывать подростку на его удачи и неудачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой).

  • Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, так как это формирует эффект неадекватности.

Рекомендации для родителей

  • Будьте всегда чуткими к делам своих детей.

  • Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.

  • Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.

  • Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.

  • Научите подростка преодолевать трудности.

  • Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед.

  • Постоянно контролируйте ребенка (но без гиперопеки) по принципу «доверяй, но проверяй».

  • Поощряйте даже едва возникшие потребности в знаниях, гармонии и красоте, в самоактуализации (развитии собственной личности).

  • Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно.

  • Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка.

  • Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало вас, когда вы были в его возрасте.

  • Покупайте детям книги по психологии, самопознанию.

  • Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).

  • Помните, что только личным примером можно что-то изменить в лучшую сторону: самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.

  • Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности, иронии.

  • Советуйте ребенку следить за своей внешностью – одеждой, прической, соблюдать правила личной гигиены.

  • Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с молодыми людьми противоположного пола, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, иначе между вами возникнет недоверие.

  • Воспитывайте естественный взгляд на проблемы взаимоотношения полов: не упрощенное, не вульгарное, а простое, здоровое отношение позволит создать в будущем нормальную семью.

  • Рассказывайте своим детям о том, какие у вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14–15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга.

  • Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались их отношения.

  • Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать вас о способах времяпрепровождения, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.

Помните: недоверие оскорбляет!

  • Следите за тем, какие книги читает ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения.

  • Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом – любящей(им) мамой (папой).

Лариса Зарипова ,
замдиректора по экспериментальной работе, ГОУ СОШ «Школа здоровья» №709