Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №23/2005

Конкурс

Охрана здоровья человека

С 2003 г. лицей естественных наук г. Кирова выполняет образовательный проект «Программное и учебно-методическое обеспечение непрерывного школьного экологического образования как регионального компонента». В рамках проекта были разработаны и апробированы программа факультативного курса «Экология для младших школьников», а также проект городской экологической игры «За страницами учебника».

В марте 2005 г. была проведена игра по теме «Охрана здоровья человека». В заочном туре играли около двухсот школьников, в очном туре приняли участие пять команд.

Тема охраны своего здоровья и здоровья окружающих задела детей за живое. На вопрос «Понравилась ли игра?» были даны такие ответы:

  • Игра была о самом главном в жизни.
  • Эта игра для умных детей мне очень понравилась, потому что она меня многому научила.

Цель данной игры – создать условия для формирования у учащихся культуры здорового образа жизни.

Порядок проведения игры

  1. Проходит среди учащихся 3-х (1–3-х), 4-х (1–4-х), 5-х, 6-х классов школ с различным статусом.
  2. Проводится в 4 этапа (в октябре, декабре, феврале и апреле). I, II, III этапы состоят из двух туров – заочного школьного и очного городского. На IV этапе проводится заключительная олимпиада.
  3. Заявка на участие класса в игре дается в сентябре.
  4. В заочном школьном туре могут принимать участие все ученики класса, подавшего заявку на игру. Задание заочного школьного тура (высылается за две недели до городского тура) включает: тему игры; круг вопросов, на которые ученики должны найти ответы при помощи взрослых или самостоятельно из любых источников информации, индивидуально или коллективно; викторину на знание темы, на вопросы которой нужно ответить индивидуально, без посторонней помощи.
    По результатам викторины в классе выбирается команда из трех человек для участия в очном городском туре по данной теме.
  5. Очный тур проводится в форме соревнования команд из трех человек. Для участия на I, II и III этапах в классах выбираются разные ученики.

Очный тур состоит из: теста на знание темы; практического задания; творческого задания (выявление проблемы по теме игры и создание проекта ее разрешения); шутливых конкурсов.

Все задания очного тура выполняются в форме коллективно распределенной деятельности.

В итоговой олимпиаде участники I, II и III этапов собираются в одну команду из девяти учеников. Олимпиада включает теоретические вопросы, практические задания, творческую защиту экологического проекта.

I. Задания заочного школьного тура

Теоретическое
  1. Вспомните строение организма человека и его жизнедеятельность.
  2. Что такое здоровье?
  3. Из каких компонентов складывается здоровье человека?
  4. Как следует укреплять здоровье?
  5. От чего здоровье ухудшается?
Практическое
  1. Запишите свой обычный режим дня. Отметьте пункты, которые являются обязательными в любой день, и те, которые могут меняться или совсем отсутствовать.
  2. Заполните таблицу «Что я съел за день».

Сравните результаты своего наблюдения с результатами одноклассников.

  1. Выясните, сколько правил личной гигиены знают ваши друзья. Какие правила дежурных по классу знают и выполняют ваши одноклассники?
  2. Разучите физкультминутки для разминки на уроке и для перемены.
  3. Узнайте у школьного врача, часто ли и чем болеют ребята в вашем классе по сравнению с другими классами. Проведите опрос среди одноклассников и ребят соседних классов, узнайте, занимаются ли они закаливанием или спортом. Результаты опросов врача и детей проанализируйте.

Школьная отборочная викторина

  1. Какой человек считается здоровым?
  2. Назовите причины, по которым человек может потерять здоровье.
  3. Какие правила здорового образа жизни вы знаете?
  4. Как вы понимаете пословицу «В здоровом теле здоровый дух»?

II. Очный городской тур

1. Знакомство и представление команд.

2. Ведущий. Человек – дитя природы. Дитя, обладающее разумом. В течение многих тысячелетий разум не только помогал человеку выжить в жестокой борьбе с природными явлениями, но еще превратил первобытное общество в современное цивилизованное. Изобретения XIX–XX вв. говорят о торжестве человека над силами природы. Человек почувствовал себя всемогущим, загордился. И тут же все увидели, что многие изобретения губят природу. Сегодня не только ученые-экологи, но и мы все уже знаем, что гибель природы приведет и к гибели человека.

Как жить дальше?

Некоторые защитники природы предлагают запретить строительство заводов, выпуск машин, ракет, вернуться жить в деревни. Вы согласны с ними?

(Обсуждение в группах. Высказывания.)

Прогресс остановить нельзя! Но изобретения можно сделать безопасными для природы. Человек – тоже часть природы, которую нужно сохранять. Значит, изобретения должны быть безопасными и для человека.

Что такое «Природа в опасности», нам известно. А как понять выражение «Человек в опасности»? Обсудите в командах, от чего может погибнуть человек.

(После выступлений команд делается обобщение и на доске составляется схема.)

Давайте подумаем: какие из этих опасностей могут предотвратить даже младшие школьники? (Обсуждение в командах, высказывания.)

Итак, мы видим, что любой ученик школы в состоянии заниматься охраной человека:

  • если в школе изучает, знает и соблюдает правила ОБЖ;
  • если умеет защитить себя от болезней. Для этого тоже есть свои правила – правила ЗОЖ. Как вы думаете: что зашифровано в этом названии? Наша игра сегодня и будет посвящена охране жизни человека через организацию его здорового образа жизни.

3. Теоретическое задание-тест «Что мы знаем о ЗОЖ».

В ответах следует поощрять актуальную информацию. Культурный человек грамотно организует свои рабочий и выходной дни, соблюдает режим труда и отдыха, правильно питается, знает правила гигиены тела и жилища, занимается физкультурой и закаливает свой организм. Младший школьник должен спать не меньше 11–12 часов в сутки, проводить в движении на улице не меньше двух часов, пробегать или проходить в день не меньше пяти километров, есть не реже трех раз в день, употреблять меньше углеводов и сахара, чем белков и витаминов, иметь четкий распорядок дня.

4. Практическое задание – проверить уровень своего здоровья.

Ведущий. Чтобы бороться за свое здоровье, мы должны уметь определять, здоровы мы или нет. Это можно сделать, только обнаружив какой-то непорядок в своем организме, признаки какого-то заболевания. Обратите внимание на те заболевания, которые чаще всего встречаются у школьников.

1. Вспомните, чем чаще всего болеют ваши одноклассники, и составьте список частей или целых систем организма, которые страдают у школьников в первую очередь. Запишите их по порядку так, чтобы на первом месте оказался орган, который страдает чаще всего. Объясните, почему вы выбрали такой порядок.

(Глаза, позвоночник, нервная система, дыхательная система, желудок, кишечник, конечности, кожа.)

2. Составьте список из 10 причин, которые приводят этот орган или систему к заболеванию. (Каждой команде предлагается проанализировать функции какого-нибудь одного органа.) В вашем списке справа от причины поставьте букву Д, если ее устранить могут дети; букву В – если взрослые; Н – если никто не может ее устранить. Проанализируйте, что получилось, и поделитесь своими выводами.

3. Попробуйте поставить оценку своему собственному здоровью по пятибалльной шкале с учетом названных причин ухудшения здоровья и своего самочувствия. Расскажите, почему вы выбрали такую оценку. (На полу приклеить полоску с делениями от 0 до 5, на которую дети будут вставать и объяснять свой выбор.)

4. Теперь попробуйте оценить ваше здоровье с помощью несложных упражнений. Затем посмотрим, совпадет ли ваше мнение с реальным положением.

(Дети расходятся по станциям, выполняют практические упражнения и заполняют «паспорт здоровья».)

Ведущий. Теперь осталось ответить на вопрос: «От кого зависит, будет ли мое здоровье улучшаться или ухудшаться?». Обсудите в команде, какой из ответов вы выбираете:

  • от школы;
  • от родителей;
  • от ученика;
  • от государства.

5. Творческие задания Ведущий. Подумайте, от чего в целом зависит здоровье школьника. (Обсуждение и вы¬сказывания.)

Причины потери здоровья:

  • экологические (качество воздуха, воды, пищи…);
  • неграмотность (незнание правил ОБЖ и ЗОЖ);
  • лень (отсутствие привычек ЗОЖ).

Опишите школу будущего, в которой бы здоровье не портилось, а, наоборот, укреплялось. Постарайтесь исключить факторы, ухудшающие здоровье.

Как, на ваш взгляд, должно быть организовано обучение в такой школе?
Какие предметы должны изучать дети? Обоснуйте свой выбор.
Какая будет продолжительность уроков? Может, вместо уроков будет что-то другое?
Кто будет учить детей? Какие учебные пособия будут использоваться?
В каком помещении должно проходить обучение? Какая там будет мебель?
Кто будет контролировать здоровье учащихся?
Сколько лет дети будут учиться?
Что самое важное в организации учебы в школе будущего?
Какое название вы придумаете своей школе?

Как, на ваш взгляд, должно быть организовано питание в такой школе?
Что будут есть ученики? Когда? Сколько раз?
В каком помещении они будут питаться? Какие там будут мебель, посуда?
Кто организует питание? Кто будет контролировать питание детей?
Что самое важное в организации питания в школе будущего?
Какое название вы придумаете своей школе?

Как, на ваш взгляд, должен быть организован отдых в такой школе?
Какие виды отдыха вы запланируете в течение учебного дня?
Где будут отдыхать дети и взрослые – в помещении или на улице?
Какие это будут помещения, площадки? Какие в них будут оборудование, мебель?
Будут ли там растения, что-то еще?
Кто будет организовывать отдых? Кто будет его контролировать?
Что будет самым важным в организации отдыха в школе будущего?
Какое название вы придумаете своей школе?

Как, на ваш взгляд, должны быть организованы занятия физкультурой и спортом в такой школе?
Чем должны заниматься дети?
Где они должны заниматься – в помещении или на улице?
Каковы должны быть оборудование, мебель, инвентарь?
Кто будет организовывать и контролировать эти занятия?
Что самое важное в организации этих занятий в школе будущего?
Какое название вы придумаете своей школе?

Как, на ваш взгляд, должны быть организованы занятия по интересам в такой школе?
Что может заинтересовать детей в свободное время?
Какую пользу принесут эти занятия?
Где они будут проходить – на улице или в помещении?
Какие оборудование, мебель понадобятся?
Кто будет организовывать и контролировать эти занятия?
Что самое важное в организации этих занятий в школе будущего?
Какое название вы придумаете своей школе?

Как, на ваш взгляд, должно быть организовано культурное развитие детей в такой школе?
Какими видами искусства будут заниматься дети?
Будут ли укреплять здоровье эти занятия?
Где будут проходить эти занятия – в школе или в театрах, музеях, клубах? Как часто?
Какие оборудование, мебель понадобятся?
Кто будет организовывать и контролировать эти занятия?
Будут ли ребята делать свои выставки, концерты, спектакли?
Что самое важное в организации этих занятий в школе будущего?
Какое название вы придумаете своей школе?

Как, на ваш взгляд, должно быть организовано закаливание детей в школе?
Какие виды закаливания будут применяться в школе будущего?
Где будут проходить эти занятия – в помещении или на улице?
Какие оборудование, мебель понадобятся?
Кто будет организовывать и контролировать эти занятия?
Что самое важное в организации этих занятий в школе будущего?
Какое название вы придумаете своей школе?

Игра по станциям «Оцени свое здоровье»

Как вы объясните выражения «Здоровье – главное богатство», «Здоровье всего дороже»? (Обсуждение и выступления.)

  • Сохранение и поддержание здоровья помогает человеку жить полноценной жизнью, добиваться успехов в учебе и труде.
  • Хорошее здоровье радует родных, не приносит огорчения друзьям. Поэтому отношение к своему здоровью – это прежде всего отношение к близким людям.

Какое обращение к своим сверстникам вы бы поместили в газету «Я расту», чтобы объяснить, почему надо заботиться о своем здоровье?

6. Подведение итогов игры

Все команды получают диплом в одной из следующих номинаций:

  • лучший проект;
  • лучший доклад;
  • лучший рисунок;
  • лучшая фантазия;
  • самая эрудированная команда;
  • самая активная команда;
  • самая здоровая команда;
  • самая результативная команда.

7. Шутливые конкурсы

(Предлагаются детям во время подведения итогов.)

Составьте пословицы из рассыпанных слов.
Здоровому врач не надобен.
Здоровому и горе не горе, и беда не беда.
Здоровье всего дороже.
Береги здоровье смолоду.
Здоровье дороже богатства.
Здоровью нет цены.
Больному любая еда горька.
Болен – лечись, а здоров – берегись.

Каждая команда предлагает свою любимую физкультминутку.

Игра: отгадайте, каким видом спорта мы увлекаемся. (Одна команда показывает движения, остальные должны отгадать вид спорта.)

Придумайте и исполните частушки о грязнулях и неряхах.

Веселая эстафета: используется любой подручный игровой материал.

Литература

  1. Окружающий мир в 3–4-х классах: Метод. беседы: Кн. для учителя // Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов / Под ред. Н.В. Виноградовой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.: илл.
  2. Экология. Культура. Образование. Сб. материалов Международного научного семинара / Отв. ред. Т.Я. Ашихмина. – Киров, 1998. – 236 с.
  3. Е.А. Малков. Подружись с «королевой спорта»: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 111 с.: илл.

 

Галина Воронина ;
Галина Двинина