Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №/


А. НОПЛЕР

Скорая помощь на дому

Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 544 с.

Учебно-методический комплект А.Г. Макеевой «Все цвета кроме черного», выходящий под редакцией академика РАО М.М. Безруких, предназначен для решения актуальной проблемы профилактики наркотической зависимости школьников. Предупреждение детского и подросткового наркотизма включает разные его формы – от единичного до систематического употребления табака, алкоголя, различных токсичных и наркотических веществ. Это серьезная социальная проблема, в решении которой ведущую роль призвана играть школа. Причем педагоги должны работать в этом направлении не только с детьми и подростками, но и с родителями учащихся. Это, в свою очередь, обусловливает потребность в специальных программах педагогической профилактики, способных реально повлиять на ситуацию, связанную с распространением наркотизма среди несовершеннолетних. Один из вариантов такой профилактики – программа «Не допустить беды». Она рассчитана на подростков 7–11-х классов, для которых, как показывают исследования, риск наркотизации оказывается особенно велик. Учебно-методический комплект программы включает в себя методическое пособие для педагога и три блокнота для учащихся: 7–8-й класс – «Помогая другим, помогаю себе», 9-й класс – «Разумный выбор. Правильное решение», 10–11-й классы – «Находим ответы на трудные вопросы».

Методические пособия для учителя содержат не только непосредственные рекомендации по работе с учащимися, но и ряд полезных сведений о возрастных особенностях психологии подростков, что помогает учителю сделать работу с детьми более творческой и, соответственно, эффективной. В числе достоинств программы следует отметить ее модульный характер, который позволяет варьировать выбор форм реализации тем и продолжительность работы по каждой из них, учитывать уровень готовности групп учащихся к усвоению материала, широко использовать эти материалы при различных внеклассных мероприятиях, а также в летних лагерях труда и отдыха. Более того, ряд тем носит междисциплинарный характер, в частности позволяя органично встраивать их в содержание базовых учебных курсов – литературы, истории, естествознания. Хотелось бы посоветовать автору продолжить эту работу, возможно, в специальных методических рекомендациях для учителей физической культуры и ОБЖ, где на основе знаний о своем теле, его строении и функциях различных органов и систем в обеспечении двигательной и умственной работоспособности преподаватели могли бы более убедительно объяснить вред употребления различных наркотических веществ.

Знакомство с темами, предложенными в программе, позволяет сделать вывод, что автор отказывается от традиционного подхода, основанного преимущественно на информировании учащихся о негативных последствиях наркотизации, «запугивании» и «устрашении». В рейтинге информационных источников, связанных с наркотизмом, подростки чаще всего ставят беседы с родителями и учителями на самые последние места (не доверяют информации, считают ее скучной и не соответствующей действительности). Поэтому можно только приветствовать цель комплекта, состоящую не только и даже не столько в том, чтобы рассказать подросткам о вреде наркотизации, сколько в том, чтобы показать им, как без помощи наркогенных веществ они могут сделать свою жизнь яркой и интересной.

Предлагаемая автором модель профилактики носит интерактивный характер и во многом базируется на самостоятельной деятельности подростков. Это особенно важно для детей этого возраста. Подросткам свойствен определенный скепсис по отношению к мнению и оценкам взрослых людей. В полной мере это относится и к проблеме профилактики. К сожалению.

В учебно-методическом комплекте приведены варианты проектной деятельности учащихся (проект «Я – социолог», «Я – режиссер», «Я – психолог», «Я – менеджер»). Задача педагога – не навязать учащимся готовые оценки и мнения, а помочь им самостоятельно найти ответы на вопросы, сформировать антинаркогенные установки. При этом, помимо собственно задач профилактики, решаются и общепедагогические проблемы. Участие в проектной деятельности развивает у подростков навыки сотрудничества, работы в коллективе, укрепляет взаимоотношения в классе, а также формирует организаторские умения.

Еще одна интересная организационная форма представлена в блокноте для 9-го класса «Разумный выбор. Правильное решение». Учащиеся знакомятся с незаконченными историями, которые произошли с их сверстниками и затрагивают различные аспекты наркотизма: «Курение – личное дело каждого?», «Без вины виноватый?», «Несколько граммов для храбрости», «Легко ли сказать «нет». Задача подростков – предложить свой вариант окончания истории и обсудить его с одноклассниками. Такой дискуссионный характер работы повышает доверие к ней подростков.

Следует подчеркнуть, что автор этого учебно-методического комплекта строго придерживается принципа информационной безопасности. Несмотря на то что в блокнотах приведена разнообразная информация о влиянии наркогенных веществ на здоровье, о социальном статусе человека, юридической ответственности и т.д., полностью исключены сведения, которые так или иначе могут провоцировать наркотизацию, пробуждать ненужный интерес к некоторым аспектам этого явления.

Одна из серьезных проблем организации педагогической профилактики сегодня – недостаточная подготовленность педагогов к ведению такого рода работы. Методическое пособие комплекта предлагает эффективный способ решения этой проблемы. Пособие содержит массу теоретических и практических сведений, помогающих педагогу получить представление о целостном негативном явлении – подростковом наркотизме, его сущности, факторах и причинах, влияющих на распространение наркотизма, а также о вариантах организации профилактической работы в школе с различными возрастными группами.

В комплект включено отдельное пособие для родителей. Не секрет, что родители часто начинают заниматься решением проблемы наркотизма, когда она уже приобретает «медицинский» характер – становится болезнью. Вылечить болезнь удается редко, поскольку она вызывает сильную психологическую зависимость. А проводить раннюю профилактику родители обычно не умеют, не предвидят последствия кажущихся невинными увлечений – пивом, например. Они не знают, что детский организм имеет массу возрастных особенностей, из-за которых даже незначительная доза алкоголя или табачного дыма оказывает на него вредное влияние. В силу тех же возрастных особенностей у детей и подростков очень быстро возникает привыкание. Поэтому, не снижая уровня профилактической работы в школе, нужно все более активно вовлекать в нее родителей.