Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №16/2005

Игровая площадка

Охотники за обезьянами

Подходит к концу прекрасная летняя пора. Позади веселые денечки: развлечения и поездки, туристические походы, катание на велосипеде, плавание и игры в воде. Совсем скоро вместо активных игр на свежем воздухе ребятам придется сесть за парты

Существующая сегодня организация учебного процесса в школе и уклад жизни в семье не удовлетворяют биологической потребности детского организма в движениях. Традиционные уроки физкультуры способны компенсировать лишь 11% суточной нормы двигательной активности ребенка. Особенно сложно адаптироваться к новым условиям школы первоклассникам, вчерашним дошкольникам.

Для того чтобы снять утомление после учебной нагрузки, в режим учебного дня включены малые формы физической культуры – гимнастика до занятий, физкультурные минутки и паузы, подвижные перемены, динамический час на прогулке. Все эти формы включают разнообразные физические упражнения и игры малой и средней подвижности. Предлагаем вашему вниманию подвижные игры, которые можно проводить с детьми на переменах, прогулке или динамическом часе.

«Совушка». На площадке обозначается гнездо совушки (круг), в котором она находится. Остальные играющие: «мышки», «жучки», «бабочки» – располагаются по всей площадке (залу). По сигналу ведущего: «День!» – все ходят, бегают, прыгают по площадке, имитируя движения птиц и животных. Через некоторое время ведущий произносит: «Ночь!» – и все замирают, оставаясь на месте в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо. По сигналу «День!» совушка улетает, а мышки, жучки и бабочки снова начинают резвиться. Игра повторяется с другими ведущими (из числа ни разу не пойманных).

«У кого мяч?» Игра малой подвижности. Дети образуют круг. Выбирают водящего. Он становится в центре круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной. Кому-либо из играющих дается небольшой мяч, и дети передают его по кругу за спиной. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он произносит: «Руки!» – и тот, к кому обращаются, должен показать обе руки ладонями вверх. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого был найден мяч, становится водящим.

«Передал – садись». Играющие становятся на исходную линию в несколько шеренг по 5–6 человек. Перед каждой шеренгой находится водящий с мячом большого диаметра на расстоянии 1,5–2 м. По команде учителя водящий перебрасывает мяч игроку, стоящему первым в шеренге, тот посылает мяч обратно и садится на пол по-турецки. Затем мяч получает второй игрок и так далее. Когда водящий получит мяч от игрока, стоящего последним, он поднимает его над головой, и в этот момент игра¬ющие данной шеренги должны быстро встать. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание. При повторении упражнения выбирают другого водящего.

«Воробышки и кошка». Чертится круг диаметром в 3–4 м. Один из детей – «кошка» – находится в центре круга. Остальные – «воробышки» – становятся за пределы круга. Воробышки прыгают в круг и из круга, а кошка неожиданно подкрадывается к ним и старается поймать (осалить) тех, кто не успел выпрыгнуть за его пределы. Пойманных кошка уводит на середину круга. Когда кошка поймает двух-трех воробьев, игра останавливается и выбирается другой водящий, а пойманные вновь вступают в игру.

Салки с ленточкой. Играющие прикрепляют сзади цветные ленточки. Выбирается водящий. По сигналу учителя «Беги!» все разбегаются, а водящий, догоняя детей, старается вытянуть у кого-либо ленточку. Тот, кто лишился ленточки, отходит в сторону. Учитель произносит: «Раз, два, три, в круг быстрей беги!» Все играющие должны быстро встать в круг. Водящий подсчитывает ленточки и возвращает их детям. Игра повторяется с другим водящим.

«Обезьяны и охотники». Подвижная игра на природе. Играющие распределяются на две равные группы: «обезьяны» и «ловцы обезьян». Дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки (лужайки). На противоположной стороне находятся ловцы, которые договариваются между собой о том, какие движения они будут выполнять. Показав движения, ловцы отходят в сторону. Обезьяны слезают с возвышений (лесенка, пенек, бревно) и повторяют движения ловцов. По сигналу «Ловцы!» обезьяны бегут к своим местам, стараясь оказаться на возвышении, а ловцы стараются поймать тех, кто не успел влезть на дерево или на какой-либо другой предмет, и уводят их к себе. При повторении игры дети меняются ролями. Страховка и помощь учителя обязательны.

«Медведи и пчелы». Дети распределяются на две равные группы, одна – «медведи», остальные – «пчелы». На расстоянии 3 м от дома пчел (улья) очерчивается лес, там находятся медведи. На противоположной стороне в 8–10 м – луг. Пчелы располагаются на возвышении (скамейка, невысокое бревно, гимнастиче¬ская стенка). По сигналу учителя они летят на луг за медом и жужжат. В это время медведи забираются в улей за медом. По сигналу педагога «Медведи!» пчелы возвращаются и жалят (дотрагиваются) тех медведей, которые не успели убежать в лес. При повторении игры дети меняются ролями.

 

Марина Малыхина