Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2005

Технология

Как мы строим "школу здоровья"

Физическое и нравственное воспитание
есть не что иное, как сохранение
духовного здоровья человека.

Воспитание нравственности

Формирование духовного здоровья ребенка – самая важная задача педагогов Центра образования № 1858. Нравственное развитие личности ребенка, а не усвоение им знаний по множеству предметов является критерием педагогического мастерства учителя.

В известном соросовском курсе для школ Центральной и Восточной Европы концепция здоровья человека изображена в виде стилизованного цветка. Каждый лепесток представляет один из аспектов нравственного здоровья (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, личностное). Стеблем цветка (стержнем) служит духовный аспект здоровья. Он отражает суть нашего бытия (то, что действительно важно для нас, то, что мы более всего ценим).

Рассмотрим подходы к проблеме нравственного и духовного здоровья, получившие распространение в нашем комплексе.

Формирование духовного здоровья, как правило, отождествляется с воспитанием нравственных качеств личности, приобщением к общечеловеческим ценностям. Мы прививаем детям общечеловеческие ценности на уроках гуманитарного цикла и во время внеурочной работы.

Считается, что гарантом духовного здоровья человека может быть его собственная семья. Живой пример родителей – это специфическая форма передачи социального и нравственного опыта старшего поколения младшему.

Ориентация детей на поведение родителей как на пример и прообраз собственных действий – это одновременно и реализация воспитательного потенциала семьи. Нравственный эмоциональный климат семьи в значительной мере формируется отношениями между отцом и матерью, а также между родителями и детьми. Мы опросили 150 учащихся нашего центра из 7, 8, 9, 10 и 11-го классов. Результаты опроса свидетельствуют о явном дефиците общения родителей с детьми. Например, в настольные игры (шахматы, шашки и др.) играли с родителями достаточно часто 54% учащихся, а в 16% семей такое совместное времяпрепровождение не практикуется вообще. Чтение книг вслух помнят 71% наших учащихся, а 12% родителей не читали детям. Ходили на лыжах, катались на коньках вместе с родителями 52% учащихся, а 14% этого не делали никогда. Лишь 59% детей проводят с родителями каникулы.

О слабости внутрисемейных контактов, отсутствии эмоциональной близости свидетельствуют и такие данные: решать проблемы самостоятельно предпочитают 30% детей, с помощью друзей – 50% и лишь 20% наших учащихся обращаются за помощью к родителям. Классным руководителям приходится организовывать совместный досуг родителей и учащихся.

Считается, что гарантом духовного здоровья человека может быть и вера в Бога.

Сотрудничество церкви и светской школы становится обычным явлением. Однако возвращение к духовным истокам, приобщение к вере у нас зачастую принимает уродливые формы, являясь более данью моде, чем выстраданной духовной потребностью. Вот почему в нашем ЦО к вопросу формирования духовности, духовного здоровья детей подходят лишь в рамках возвращения к истокам национальной культуры. Мы празднуем Масленицу, Пасху, Рождество, Татьянин день, День святого Николая, День святого Валентина, подтверждая, что российская школа многонациональна. Учителя нашего ЦО ведут работу в рамках системы «Учитель создает нацию».

Мне хотелось бы в качестве примера привести вариант модели саморазвития человека по К.Я. Вазиной. По мнению автора, духовные болезни поражают физический, сенсорный и интеллектуальный миры человека.

Анализируя опрос выборочно взятых учащихся разных классов, можно увидеть, что к числу нравственных болезней ребенка относятся: безволие, слабая вера в семью, нежелание извиняться, непрощение себя и других, стремление быть похожим на недосягаемых кумиров (недооценка собственной личности).

Соответственно, к праздникам духовного здоровья можно отнести: совестливость, честность, надежду, любовь, доброжелательность, уважение к людям, терпимость.

Физиотерапия в помощь школе

В нашем Центре образования № 1858 успешно прошла апробацию программа «Здоровье». Физиотерапевтический кабинет, фитобар, джакузи, сауна, танцклассы, тренажерный зал – все это не только способствует укреплению здоровья учащихся, но и с ранних лет прививает привычку к здоровому образу жизни.

Ученики регулярно проходят курсы лечебного питания, получают, если это необходимо, бифидумбактерин, поливитаминные комплексы. Учащиеся 1–5-х классов в период адаптации получают экстракт элеутерококка, аскорбиновую кислоту, корень солодки. Во время повышенной заболеваемости ОРЗ проводится кварцевание кабинетов.

Особое место среди методов лечения и реабилитации в нашем центре занимает физиотерапия. Какие процедуры необходимы ребенку, решается индивидуально, совместно со специалистами. На базе центра проводятся: светолечение, магнитотерапия, массаж, УФО, сеансы джакузи, сауны.

Реабилитационные мероприятия в Центре образования помогают учителям, воспитателям и родителям воспитывать здоровых детей.

Статья опубликована при поддержке Кафедры физических методов лечения Факультета повышения квалификации медицинских работников РУДН. В настоящее время различные физиотерапевтические методы, в том числе магнитотерапия, гирудотерапия, рефлексотерапия, медицинский массаж и мн.др. применяются в комплексном лечении огромного количества заболеваний, а также с профилактической и реабилитационными целями, позволяя значительно ускорить процесс выздоровления пациента и повысить эффективность курса проводимой терапии. На Кафедре физических методов лечения реализуются программы обучения и повышения квалификации, освоив которые, слушатели получают свидетельство об общем усовершенствовании, тематическом усовершенствовании по специальности, о прохождении профессиональной переподготовки, сертификат специалиста. На официальном сайте Кафедры physio-therapy.ru представлены материалы о различных методах и направлениях физиотерапии, о программах обучения, расписании и стоимости курсов.

Из сада – в школу

Рассмотрим процесс развивающего обучения детей в детских садах «Сказка», «Стрелец» и прогимназическом классе Центра образования № 1858 как фактор формирования здоровья ребенка.

Наибольшие потери здоровья происходят при переходе ребенка из детского сада в школу, из начальной школы в среднюю.

Поскольку наш ЦО работает по схеме «Детский сад–школа–вуз», самое серьезное внимание мы уделяем особенностям образовательного процесса в дошкольном учреждении и начальной школе. В детском саду были открыты группы, где с детьми пяти лет (по желанию родителей и по рекомендации психологов) занимались учителя ЦО, специально подготовленные для работы с дошкольниками. Группа детского сада – это основа будущего класса, а педагог, пришедший в детский сад, – это будущий учитель начальных классов.

Содержание развивающего обучения дошкольников и учащихся начальной школы было заложено в «Программу развития креативности ребенка», при разработке которой мы использовали алгоритм ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). ТРИЗ – это образ мысли. Обучая детей элементам ТРИЗ, мы преследуем ряд целей: научить мыслить системно, понимать закономерности происходящего, самостоятельно решать жизненные задачи. Основополагающая концепция здоровьесберегающей деятельности ТРИЗ «Невозможное – возможно» близка маленьким детям, она учит их фантазировать, плодотворно созидать, находить выход из трудных ситуаций, помогает чувствовать себя творцом своего настроения. В итоге исчезают стрессовые ситуации в учебе, в жизни, что является главным в успешной адаптации ребенка.

Следующей важной составляющей нашей программы стало создание развивающей среды, при этом мы опирались на теорию профессора И.И. Ильясова. Он считает, что весь программный материал, рассчитанный на формирование познавательных умений, должен быть распределен по степени сложности. Ряд промежуточных контрольных тестов дает возможность отследить достижения учащихся и помочь тем, кому это необходимо. Программа личностно-ориентирована, она позволяет создать условия, при которых все занятия ребенка направлены на развитие креативного мышления. Каждый ребенок чувствует себя талантливым. Педагоги при этом ориентируются на интересы, возможности, способности конкретной личности, а щадящая система оценок, в основе которой лежит сравнение достижений ребенка с его же вчерашними достижениями, формирует у него самоуважение.

Программа адаптационного периода обеспечивает целенаправленную подготовку ученика начальной школы к переходу в среднюю. Она включает психологический тренинг, проведение занятий в специализированных кабинетах учителями-предметниками. Особую роль в адаптации учащихся начальной школы играет 4-й класс, учебный план которого имеет переходный характер.

Все дети Центра живут по режиму школьной жизни: утром исполняется Гимн РФ, работает школьное телевидение, для всех обязательны ежедневные сорокаминутные прогулки на свежем воздухе, динамический час и работа в творческих объединениях в рамках системы дополнительного образования.

Все, что мы делаем, благоприятно сказывается на интеллектуальном, духовном и физическом здоровье каждого ребенка, доказывая тем самым результативность нашей системы развивающего обучения. ЦО № 1858 – ежегодный победитель общероссийского конкурса «Школа года» в номинациях «Детский сад года», «Знак качества образования».

 

Владимир Стрельцов