Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №/


М.В. ДЕЕВ,
С.В. ШМИДТ

Поединок с псориазом,
или Как продлить ремиссию?

СПб.: Диля, 2003.– 128 с.

Псориаз, или чешуйчатый лишай, – одно из самых распространенных заболеваний. На его долю приходится от 5 до 10% всех дерматозов. В развитых странах им болеют 2–3 % населения. Согласно последним данным, в России псориазом страдают свыше 3% населения.

Этиология болезни до сих пор остается нераскрытой, хотя ученые предполагают роль наследственности, вирусной инфекции, стрессов. Книга недаром имеет подзаголовок «Как продлить ремиссию». Дело в том, что псориаз – хроническая воспалительная болезнь кожи с длительным (практически всю жизнь) течением, с чередующимися периодами ремиссий и обострений (последним нередко предшествуют нервно-психическое перенапряжение, простудные заболевания, ослабление иммунитета).

Псориаз проявляется высыпаниями: плоскими, синюшно-розовыми, округлыми и овальными узелками величиной с чечевицу. Они покрыты серебристо-белыми чешуйками. Увеличиваясь, узелки образуют бляшки и крупные очаги поражения. Особенно часто они локализуются в области волосистой части головы, а также локтей и коленей. Эти высыпания сопровождаются умеренно выраженным зудом. При поскабливании поверхность узелков становится похожей на стеариновое пятно, затем – на лаковую пленку, после чего возникают точечные кровотечения. У больных нередки поражения ногтей, могут поражаться и суставы. Часто этой болезнью страдают и дети.

К сожалению, до сих пор нет ни лекарственных средств, ни методов, которые позволили бы полностью избавить пациента от этой болезни или хотя бы обеспечить длительную ремиссию.

Авторы книги в популярной форме излагают разработанную ими комплексную методику оздоровления больных, страдающих псориазом. Она предполагает обязательное использование фитомази «Антипсориаз» и фитосбора к ней.

Каждый человек индивидуален. Поэтому один из главных шагов к оздоровлению – создание персональной диеты. Один и тот же пищевой продукт может быть более или менее полезен или неполезен в зависимости от эмоционального состояния человека, времени суток, сезона и т.д. Читателям предлагается изучить и учесть все эти факторы и их влияние с секундомером в руках и дневником для ведения статистики. Метод несложен, хотя может показаться нудным. Через несколько месяцев вы сможете создать свою собственную, абсолютно уникальную диету и успешно применять ее всю жизнь.

Рассматривается использование дыхательной гимнастики по Бутейко; выполнение несложных комплексов упражнений, позволяющих обрести хорошую осанку и поддерживать ее; применение элементов лечебного голодания; создание положительного настроя и благоприятного психологического климата в семье.

Здесь же авторы рекомендуют некоторые приемы восточного точечного массажа, показанные при кожных заболеваниях.

Не все в книге можно принять безоговорочно. Главное, что больной псориазом, внимательно изучив эту книгу и проявив достаточное усердие, может самостоятельно освоить предлагаемые методики и применять их затем в любых условиях, что в итоге позволит предотвращать надвигающиеся обострения болезни и продлевать ремиссию.

Заслуживают внимания рекомендации, как принимать солнечные ванны, как создать положительный настрой, как совмещать применение фитосбора «Антипсориаз» и метод су-джок терапии.

Тот, кто интересуется проблемой псориаза, найдет в книге немало полезного.

Елена ДРЕЙЕР

Л.М. ШИПИЦЫНА,
И.П. МАМАЙЧУК

Детский церебральный паралич

СПб.: Дидактика Плюс, 2001. – 272с.

Авторы монографии – доктор биологических наук, профессор Л.М. Шипицына и кандидат психологических наук И.И. Мамайчук – вначале совершают небольшой экскурс в историю изучения одного из самых сложных заболеваний органов движения – детского церебрального паралича (ДЦП). В книге рассмотрены всевозможные аспекты этой тяжелой патологии; особый акцент сделан на особенностях психики больных в зависимости от формы и тяжести болезни.

Читатель узнает о возможных причинах ДЦП, среди которых выделяют пренатальные (дородовые), перинатальные (появляющиеся непосредственно перед родами, во время родов или сразу после них) и постнатальные (после рождения ребенка); о результатах научных исследований при изучении тонких механизмов, лежащих в основе развития ДЦП; о его различных клинических формах. В главах книги детально обсуждаются психологические особенности детей с ДЦП, развивающиеся у них под влиянием нарушений двигательных функций, сенсорного восприятия (тактильного, слухового, зрительного), зрительно-моторной координации, пространственного анализа и синтеза, предметно-практической деятельности.

Авторы приводят данные нейропсихических исследований познавательных процессов, результаты оценки интеллекта и нарушений речевой функции при разных формах ДЦП.

Рассматриваются некоторые особенности начального развития речевой деятельности у детей с ДЦП. Раннее выявление таковых чрезвычайно важно для своевременного начала логопедической работы и эффективной коррекции речевых расстройств. Специалисты выявили многие признаки будущих отклонений в речевой функции, внимательный наблюдатель отметит их уже в первые месяцы (и даже дни) жизни, не говоря уж о более поздних сроках.

В книге подробно рассказывается о причинах нарушения формирования личности ребенка с ДЦП, о психопатологических вариантах личности, нарушениях коммуникативных функций (социальных контактов), отклонениях при осознании самого себя, а также при формировании эмоционально-волевой сферы.

Прогноз реабилитации при ДЦП в большинстве случаев зависит от ранней его диагностики (не позднее 4–6-месячного возраста) и раннего курса адекватного систематического лечения. Авторы затрагивают проблему обследования детей с подозрением на церебральный паралич, останавливаются на методах изучения их двигательной функции и выявления недостаточности зрительного и слухового восприятия.

Существенное место в монографии отводится коррекционной работе при ДЦП: вопросам психокоррекции; коррекции познавательных процессов и эмоциональных нарушений; проблемам коррекции у детей, имеющих патохарактерологические и неврологические проявления; коррекции нарушений речи, чтения и письма.

Рассматриваются такие практически важные вопросы, как психолого-педагогическая коррекция детей в дошкольных учреждениях, диагностика готовности к обучению, специальное (коррекционное) обучение, реабилитация и обучение детей с тяжелыми формами ДЦП, аспекты профессиональной ориентации.

Серьезная задача общества – социальная и педагогическая интеграция детей с церебральным параличом. Авторы приводят примеры изменений нормативно-правовой базы, касающиеся лиц с нарушениями в развитии, и анализируют отношение разных слоев общества к адаптации инвалидов.

Монография полезна в первую очередь психологам, педагогам, медицинским работникам, студентам медицинских и педагогических вузов, а также родителям детей с церебральным параличом.

Елена ЯКУШЕВА