Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2005

Урок здоровья

Правила и навыки личной гигиены

Гигиеническая обучающая программа по профилактике инфекционных заболеваний подготовлена НИИ медицинских проблем общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова в соответствии с Программой гигиенического обучения и воспитания, формирования норм и навыков здорового образа жизни, утвержденной Минобрнауки и Министерством здравоохранения и социального обеспечения РФ

Уважаемые учителя!

Гигиеническое обучение можно рассматривать как часть всего педагогического процесса. Овладение знаниями и навыками личной и общественной гигиены не только содействует профилактике различных инфекционных заболеваний, но и служит воспитанию элементарной культуры. Дети должны быть убеждены, что неряшливый человек, не соблюдающий правила гигиены, неприятен для окружающих.

Работу учителя по гигиеническому обучению можно считать результативной, если гигиенические знания послужат основой формирования прочных гигиенических привычек, которые будут проявляться в быту и в общении с другими людьми.

Чтобы дети поняли и успешно усвоили учебный материал, важным моментом урока должны быть хорошо подобранные иллюстрации, рисунки, таблицы. Кроме того, в гигиеническом воспитании детей учителю всегда помогут сказки, пословицы, поговорки, загадки и литературные тексты.

В помощь учителю начальных классов предлагаем материалы для «уроков гигиены», которые рассчитаны на девять занятий.

Занятие № 1. Уход за телом

Цель: раскрыть понятие «личная гигиена», познакомить учащихся с основными правилами личной гигиены, объяснить, что их соблюдение – важное средство сохранить свое здоровье.

Ход занятия

Учитель. Сегодня, ребята, вы познакомитесь с новой темой, которая называется «Личная гигиена школьника». Как вы думаете, что такое «личная гигиена»?

Правильный ответ. Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

Учитель. Насколько это важно и необходимо, вы узнаете сегодня на уроке. А сейчас послушайте стихотворение М. Стельмаха «Аист моется».

По воде под ивняком
Ходит аист босиком,
Потому что эта птица
По утрам привыкла мыться.

Клювом трогает лозу,
На себя трясет росу,
И под душем серебристым
Моет шею чисто-чисто.

И не хнычет: «Ой, беда,
Ой, холодная вода!»

Учитель. Что в стихотворении рассказано про аиста?

Правильный ответ. Аист любит мыться каждое утро. Он принимает серебристый душ, моет свое тело, не боится холодной воды.

Учитель. А что такое «тело»?

Учитель вызывает одного из учеников к доске и, обведя одним движением руки его голову, туловище, руки, ноги, объясняет, что все это в целом называется «тело человека».

Учитель. Чем покрыто наше тело?

Правильный ответ. Наше тело покрыто кожей. Учитель предлагает ученикам рассмотреть кожу на своих руках, обращает их внимание на то, что кожа гладкая, эластичная, способна растягиваться при движениях.

Учитель. Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете и вам становится жарко, на коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже всегда есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов.

Грязная кожа может принести вред здоровью. И кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим.

Вот почему кожу нужно мыть, за ней необходимо ухаживать.

Правила ухода за своим телом

  1. Каждое утро необходимо умываться: мыть руки, лицо, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером.
  2. Перед сном обязательно мойте ноги, потому что на ногах особенно сильно потеет кожа, накапливается грязь.
  3. Все тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне, под душем или в бане. Для того чтобы снять с кожи жир и грязь, мыться нужно обязательно теплой водой, натирая тело мочалкой с мылом. После мытья следует надеть чистое белье.
  4. Очень тщательно нужно промывать волосы, так как на них и между ними накапливается много кожного жира, грязи и пыли. Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше промываются. Поэтому желательно, чтобы мальчики стригли волосы коротко, особенно в летнее время. Девочкам же, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в неделю, после мытья тщательно их расчесывать только своей и обязательно чистой расческой.
  5. Тщательного ухода требуют также ногти. Их необходимо аккуратно подстригать (на пальцах рук – один раз в неделю, на пальцах ног – один раз в две недели), потому что под длинными ногтями скапливается грязь, удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу себе и товарищу. Грязные ногти – признак неаккуратного, неряшливого человека, который не соблюдает правил личной гигиены.
  6. Особенно важно следить за чистотой своих рук. Руками вы берете различные предметы – карандаши, ручки, книги, тетради, мячи, гладите животных (кошку, собаку), беретесь за дверные ручки, предметы в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая глазом, и она остается на коже ваших пальцев. Если брать немытыми руками хлеб, яблоко, конфету и т.п., то эта грязь с рук попадает сначала на продукты, а с ними через рот в ваш организм. Это грозит заражением такими тяжелыми заболеваниями, как дизентерия, брюшной тиф, желтуха (болезнь Боткина) и др. Касаться своего лица руками можно только во время умывания.
  7. К сожалению, некоторые ребята имеют дурную привычку во время урока, приготовления домашних заданий и т.п. постоянно тереть лицо, глаза, подпирать щеки рукой. А руки-то грязные!

Работа с дополнительным литературным материалом

Учащиеся читают стихи Маяковского, заранее написанные на доске или на специально заготовленном плакате.

Не видали разве
На руках грязь вы?

А в грязи – живет зараза,
Незаметная для глаза.

Если руки не помыв,
Пообедать сели мы,
Вся зараза эта вот
К нам отправится в живот.

Грязные руки грозят бедой –
Чтоб хворь тебя не сломила,
Будь культурен: перед едой
Мой руки мылом!

Учитель. Каждый из вас должен помнить, что в школу нужно приходить чистым и аккуратно одетым. И было бы очень хорошо, если бы в нашем классе не было ни одного неряшливого ученика. Чтобы никто из вас не задавал таких вопросов, как в стихотворении Э. Московской «Уши».

Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть?
Или не мыть?

Если мыть,
То как нам быть:

Часто мыть
Или пореже?

Отвечает доктор гневно:

Еже, еже –
Ежедневно!

Дайте ответ на следующие вопросы.

Вопрос № 1

Что такое личная гигиена?

Правильный ответ. Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

Вопрос № 2

Почему необходимо мыть руки перед едой?

Правильный ответ. На грязных руках содержится большое количество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать заболевание.

Вопрос № 3

Почему мыть лицо, шею и руки нужно значительно чаще, чем все тело?

Правильный ответ. Руки, лицо и шея у человека наиболее подвержены загрязнению, так как не скрыты одеждой. Кроме того, на лице имеется большое количество сальных желез, и кожный жир, который они вырабатывают, является хорошей питательной средой для микробов.

Вопрос № 4

Зачем надо коротко стричь ногти?

Правильный ответ. Под ногтями собираются грязь и микробы – возбудители заразных болезней.

Вопрос № 5

Сколько раз в день необходимо умываться?

Правильный ответ. Умываться необходимо два раза в день – утром после сна и вечером перед сном.

Вопрос № 6

Как часто нужно мыть все тело и голову?

Правильный ответ. Все тело и голову необходимо тщательно мыть мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю.

Вопрос № 7

Как часто нужно мыть руки?

Правильный ответ. Руки нужно мыть несколько раз в день – перед едой, после посещения туалета, придя с улицы, после общения с животными, то есть после любого за¬грязнения.

Вопрос № 8

Как часто нужно стричь ногти на руках и ногах?

Правильный ответ. Ногти на руках необходимо стричь один раз в неделю, на ногах – один раз в две недели.

Вопрос № 9

Как часто надо мыть ноги?

Правильный ответ. Ноги нужно мыть один раз в день (ежедневно перед сном).

(Продолжение следует)

 

Наталия Мирская