Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2005

Медкабинет

Антимикробная сопротивляемость учеников и учителей

Ученые Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры (Москва) изучали неспецифическую антимикробную резистентность (сопротивляемость) у учащихся и педагогов четырех групп:

  • общеобразовательной школы Москвы;
  • театрального коллектива «Солнцево»;
  • двух детских музыкальных школ Москвы;
  • нескольких детских хореографических и драматических коллективов.

В процессе исследования проводили оценку микрофлоры кожи. Этот метод прост, не причиняет никакого повреждения исследуемому, доступен и широко апробирован при обследовании неспецифической антимикробной резистентности детей и взрослых.

Ранее при использовании этого метода было доказано, что воздействие вредных химических, физических и биологических факторов, физических или эмоциональных перегрузок снижает сопротивляемость организма.

Среди обследованных детей общеобразовательной школы были ученики 9-х классов, мальчики и девочки 14–15 лет (49 человек), и 37 педагогов. В специальных школах и коллективах – девочки и мальчики 6–8, 9–11, 12–16 лет и ученики юношеского возраста (всего 135 человек), а также 24 учителя (преимущественно женщины 30–40 лет со стажем работы по специальности более 10 лет).

В микробных культурах, полученных с отпечатков кожи правого предплечья учеников и педагогов после занятий, происходил рост микрофлоры, то есть снижался иммунитет. Однако показатель в большинстве случаев не выходил за пределы допустимых значений. Исключением являлись педагоги общеобразовательной школы, у которых после занятий отмечалось значительное снижение антимикробной рези¬стентности.

В целом у учеников и учителей общеобразовательной школы (по сравнению со специальными творческими заведениями) результаты оказались хуже, из-за чего в обычной школе больше болеют.

Ученые считают, что выраженное снижение антимикробной сопротивляемости у учителей в этом случае можно объяснить профессиональной, эмоциональной и экономической неудовлетворенностью работой, а также их длительным пребыванием среди большого числа подростков, мало заинтересованных процессом обучения.

Причин такой незаинтересованности может быть несколько: низкий уровень преподавания, монотонность, отсутствие творческого подхода при изложении учебного материала. 6–8 уроков с неподвижным сидением и медленное хождение на переменах не способствуют гармоническому развитию организма. Возможно, что также имело значение и отсутствие радости в процессе обучения.

В творческих коллективах дети испытывают двойную нагрузку. Тем не менее у них есть заинтересованность в получении знаний и в том, чтобы овладеть разными способами самовыражения и техническими приемами. Кроме того, успех у зрителей дает учащимся необыкновенный стимул к дальнейшему совершенствованию, делает их счастливыми, невзирая на большие физические и психические затраты. Детям не всегда хватает родительского внимания, а в творческих коллективах этот пробел восполняется: отношения юного исполнителя и опытного педагога, за редким исключением, складываются как самые доброжелательные. Дети чувствуют себя защищенными и более уверенными в себе. Все это способствует поддержанию в организме ребенка системы иммунитета, контролирующей состояние микрофлоры кожи.

 

Тимофей Звягин