Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2005

Урок здоровья

Техника безопасности

Никита СМИРНОВ,
профессор,

Использование новых технических (аудиовизуальных, видеоэкранных) средств делает обучение более наглядным и создает, казалось бы, условия для сохранения работоспособности. Но, с другой стороны, технические средства обучения (ТСО) увеличивают объем информации, получаемой школьниками, по сравнению с обычными уроками. И хотя форма подачи ее более наглядна, повышает внимание и интерес к изучаемому материалу, возросший объем информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрение и слух. При применении ТСО в младших классах от трех до шести раз в неделю расписание занятий должно строиться таким образом, чтобы в течение учебного дня ребята переключались с предметов, нагружающих преимущественно II сигнальную систему (математика, чтение, русский язык), на предметы, включающие в работу I сигнальную систему, создающие положительную атмосферу (труд, физкультура, ритмика).

Это помогает сохранению работоспособности. В Америке и в Англии принятая длительность передач учебного телевидения для старших классов – 30 минут, а для младших школьников – 20 минут (от трех до шести раз в неделю).

В старших классах активное использование ТСО приводит к большой утомляемости, в основе которой лежат две основные причины: 1) за то же время, что и при традиционных формах обучения, дается больше информации; 2) хотя форма и способ подачи ее более наглядны, высокая плотность передачи знаний (при отсутствии обратной связи) затрудняет процесс восприятия.

Поэтому необходимо регламентировать время передачи, определять наиболее благоприятный тип передачи и структуры телевизионного урока, а также создавать оптимальные условия просмотра ТВ-передач в школе.

Педагоги и психологи считают лучшим следующее распределение времени на уроке типа телевизионной лекции: 5 минут в начале урока отводится для работы учителя с классом; 25–35 – передача; от 5 до 15 минут – работа учителя с классом по усвоению материала, его обобщению и дополнению. При телевставке на уроке время можно распределить так: 15 минут – для работы учителя, 15–20 – телевставка; оставшиеся 10–15 минут – работа учителя по просмотренным материалам или дальнейшее изложение курса.

На работоспособность и состояние организма учащихся отрицательно воздействуют:

а) телепередачи длительностью свыше 25–35 минут (в зависимости от предмета);

б) преобладание в передаче слова над изображением, а также слишком большое количество схем, печатного текста, диаграмм, вызывающих значительное напряжение зрения;

в) однообразная структура урока при недостаточном контакте «ведущий–учащийся–педагог»;

г) неблагоприятные условия просмотра телевизионных передач (один телевизор на класс; расположение учащихся к экрану телевизора ближе 2 м и далее 6 м; засветка экрана солнечными лучами или просмотр в полной темноте; плохое качество изображения и т.д.).

Длительность непрерывного применения аудиовизуальных средств устанавливается согласно таблице.

Классы

Длительность просмотра, мин

диафильмов, диапозитивов

кинофильмов

телепередач

1–2-й
3–4-й
5–7-й
8–11-й

7–15
15–20
20–25

15–20
15–20
20–25
25–30

15
20
20–25
25–30

В течение недели число уроков с применением ТСО не должно превышать для учащихся младших классов 3–4, старших классов – 4–6.

В последние годы массовый характер приобретает работа за персональным компьютером (ПК). Быстрыми темпами растет увлечение компьютерными играми, Интернетом, особенно среди подростков. Все шире используется ПК и в школах. Это ставит перед школой относительно новую проблему, также связанную со здоровьесбережением.

Даже не очень продолжительная работа за ПК (не более 1 часа) вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54% подростков.

Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъем, ребята даже не замечают усталости и продолжают работать дальше. Если же они увлечены одной из многочисленных компьютерных игр, то не в силах оторваться от компьютера по нескольку часов.

Еще более тяжелые последствия для здоровья наступают, когда у экрана компьютера оказываются младшие школьники. Такой ребенок к вечеру возбужден, раздражен, неуправляем, плохо засыпает, без конца просыпается. В результате на уроках он совершенно неработоспособен.

Анализируя причины утомленного состояния ученика на уроке, учитель должен допускать вероятность многочасовых занятий школьника за компьютером (дома или в специальных клубах).

(из книги «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы», 2003)

 

Никита Смирнов