Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2005

Из первых рук

О чем говорили на III конгрессе

С 26 по 28 октября в Москве прошел III Российский конгресс педиатров и детских хирургов России, посвященный применению новых технологий в лечении детей. В конгрессе приняли участие более трех тысяч специалистов из 79 регионов России, а также стран СНГ и дальнего зарубежья. Некоторые материалы, касающиеся здоровья школьников, мы представляем сегодня

В г. Новокузнецке разработана система управления формированием здоровья учащихся различных форм обучения: лицеистов и школьников. Система применена в крупном промышленном городе с крайне неблагополучной экологической обстановкой: в Новокузнецке сконцентрированы предприятия черной и цветной металлургии и угольной промышленности, а сам город расположен в котловине.

Методологической основой системы явилось:

1) использование с 1993 года специализированной формы медико-санитарного и медико-социального обслуживания учащихся-лицеистов, а с 2000 года – всех школьников;

2) контроль (комплексная оценка, коррекция и профилактика нарушений) физического развития, неврологического созревания, соматического здоровья, поведения развивающихся, в том числе высших, психических функций, уровня интеллектуального развития физических и психических процессов.

Эффективность разработанной системы была подтверждена улучшением здоровья лицеистов по сравнению со школьниками, несмотря на более высокие информационные и интеллектуальные нагрузки. Так, весьма умеренные различия в Индексе здоровья в пользу лицеистов в начале обучения (51% против 48% у первоклассников) оказались значительно более выраженными у учащихся 9-х классов (64% против 46%). Таким образом, повышение качества медицинского обслуживания учащихся является серьезным резервом укрепления их здоровья.

При изучении структуры острой заболеваемости школьников в Москве оказалось, что первое место занимают болезни органов дыхания – среди первоклассников заболеваемость составляет 1135 на 1000 детей, среди 5-х классов – 811 на 1000, 8-х – 431 на 1000. На второе место выходят болезни костно-мышечной системы (156 на 1000) и болезни органов пищеварения (135 на 1000). Третья позиция у органов зрения: у школьников 1-х классов – 109 на 1000, 5-х классов – 142 на 1000 и 8-х классов – 173 на 1000. В структуре болезней органов дыхания ведущие позиции занимают бронхиальная астма, обструктивные бронхиты и болезни полости рта и носоглотки; в структуре болезней костно-мышечной системы – нарушения осанки, плоскостопие и посттравматические процессы; в структуре болезней органов пищеварения – болезни верхних отделов желудочно-кишечного тракта; в группе болезней органов зрения – предблизорукость и близорукость.

В структуре хронической заболеваемости школьников Москвы отмечена естественная возрастная динамика увеличения роста числа больных: 3,5% в возрасте 1 года, 10% в возрасте 7 лет, 15% в возрасте 12 лет и 20% в возрасте 14 лет. У младших школьников основная группа хронических больных представлена болезнями костно-мышечной системы и дыхания (27 на 1000 детей), органов пищеварения (19 на 1000). У школьников средних классов на первое место выходят болезни костно-мышечной системы (36 на 1000), на втором – пищеварения (70 на 1000), на третьем – болезни органов зрения (55 на 1000), за ними следуют функциональные расстройства нервной системы (46 на 1000).

При изучении распространенности аллергических заболеваний в г. Туле среди школьников первых и восьмых классов было выявлено, что симптомы аллергических заболеваний присутствовали у 22,4% учащихся. При этом 25% первоклассников-аллергиков имели симптомы аллергического насморка, 44% – симптомы нарушения проходимости бронхов и 31% – аллергические поражения кожи.

Среди восьмиклассников-аллергиков аллергический насморк наблюдался у 46%, обструкции бронхов – у 35% и атопический дерматит – в 19% случаев.

Эти данные свидетельствуют о гораздо более высокой, по сравнению с официальной статистикой, распространенности аллергических заболеваний у детей в условиях промышленного города. Медики планируют разработать методы профилактики и лечения аллергии у детей в г. Туле.

При изучении распространенности аллергической патологии у детей в условиях техногенного загрязнения (г. Липецк) подтвердилось, что наиболее высокая распространенность наблюдается среди детей, проживающих в районах с высоким уровнем загрязнения. При разделении города на «условно-чистый» и «условно-грязный» районы выяснено, что все виды аллергических болезней в «условно-грязном» встречаются в 3,7 раза чаще, чем в «условно-чистом».

В Медико-генетическом научном центре (Москва) определены современные подходы к диагностике и профилактике нарушения репродуктивного здоровья детей. Развитие наружных и внутренних органов половой системы происходит при участии сотен генов, локализованных в хромосомах. Среди детей, которые были обследованы в лаборатории центра, с генетической патологией оказалось 55%. Это говорит о том, что все дети с нарушением полового развития должны проходить медико-генетическое консультирование. Надо проводить профилактику заболеваний органов репродуктивной системы. С этой целью необходимо:

а) информировать общество о реальной опасности нарушения генетической стабильности при действии различных (биологических, химических и физических) факторов внешней среды, таких как бесконтрольное применение антибиотиков, влияние «бытовых» ядов (алкоголь, никотин, наркотики и др.);

б) создать государственные банки консервации спермы для мужчин детородного возраста, имеющих профессиональный риск поражения половых клеток (работников вредных производств), и для молодых людей, которым предстоит химио- или радиотерапия в связи с онкозаболеванием.

В одной из школ Москвы провели исследование оценки методов специфической и неспецифической профилактики ОРВИ и гриппа. Оказалось, что препарат физиомер показал наиболее высокую эффективность по защите детей. Заболеваемость по сравнению с группой детей, не получавших профилактических препаратов, уменьшилось в 4,4 раза. Среднее количество пропущенных занятий на фоне приема препарата уменьшилось в 4,4 раза. Также сократилась доля тяжелых форм заболевания (с 48% до 17%). Заболеваемость по сравнению с группой, привитой вакциной «гриппол», была ниже в 1,1 раза, по сравнению с группой, принимающей гомеопатические препараты, – в 1,3 раза. В целом методы профилактики, направленные на снижение вирусной и бактериальной инфицированности верхних дыхательных путей, являются перспективными в детских коллективах.

В г. Твери проведена оценка эффективности различных методов йодной профилактики у детей школ-интернатов. Дети были разделены на две группы: в первой получали йодированную булку «умница», и в пищу добавляли йодированную соль. Дети во второй группе ели пищу только с добавлением йодированной соли. Содержание йода в соли и булке соответствовало ГОСТу. Через 3 месяца после начала йодной профилактики всем детям были сделаны ультразвуковые исследования щитовидной железы, йода в моче и тиреотропного гормона, а также они прошли психологическое тестирование. Результаты исследований показали, что частота скрытого гипотиреоза в обеих группах снизилась до 5%. У детей первой группы улучшились показатели, отражающие функцию внимания. Значит, использование йодированной соли в течение 3 месяцев приводит к уменьшению йодной недостаточности, улучшению функции щитовидной железы. Добавление к йодированной соли йодированного хлеба способствует более быстрой нормализации йодного обеспечения, а также улучшению всех показателей, отражающих функцию внимания.

Состояние физического развития ребенка – один из важнейших параметров здоровья и индикатор социального благополучия общества. По данным исследования, в г. Смоленске доля детей с отставанием в росте, массе и физической активности при высоких самооценках здоровья обоих родителей и хороших условиях жизни составляет 4,2%. Среди детей, воспитывающихся в семьях среднего уровня, частота отставания по тому или иному параметру физического развития в 3,2 раза выше, а среди детей из семей с низким социальным статусом в 5 раз выше, чем у детей, растущих в благоприятных условиях.

Физическое развитие детей кадетского корпуса достоверно выше, чем у детей такого же возраста, обучающихся в школах традиционного и нетрадиционного профиля. Гармоническое развитие имеют 82,2% кадетов. Среди них нет лиц с избыточным весом.

При изучении влияния учебного процесса на состояние здоровья детей (г. Смоленск) отмечено, что обучение в школе является важным периодом не только в образовании и формировании личности, но и в становлении здоровья учащегося. Для сохранения здоровья требуется мобилизация дополнительных ресурсов детского организма. При неправильной организации учебного процесса развивается школьная дезадаптация, которая сопровождается нарушением всех компонентов здоровья.

При поступлении в школу дети из первой группы здоровья показывают высокую школьную готовность, хорошую мотивацию к учебе, 96% из них имеют среднее физическое развитие, 14,3% – высокое общее умственное развитие, 17% – выше среднего и 68,7% – среднее. В процессе первого года обучения школьная адаптация сопровождается умеренным психоэмоциональным напряжением, при стрессовой ситуации адаптационные возможности снижаются. К выпускному классу уже у 85,7% учащихся возникают отклонения в психоэмоциональном статусе, у 22,3% из них наблюдается снижение физической и у 11,1% – умственной работоспособности, у 55,6% появляется дисгармоничное физическое развитие, у 13,3% школьников выявляется социальная дезадаптация.

Оказалось, что адаптационные возможности детей со средним физическим развитием лучше, чем у детей с высоким физическим развитием, в 1,5 раза. У детей со средним физическим развитием оптимальный уровень адаптации в 2 раза выше, чем у детей с низким уровнем физического развития. Следовательно, дети с низким уровнем физического развития независимо от возраста имеют низкие адаптационные возможности в процессе школьного обучения, а дети с высоким уровнем физического развития составляют группу риска по срыву адаптации.

Лаврентий Андреев