Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №23/2004

Архив

Валентин ПЕТРУШИН,
доктор педагогических наук

Психология крика

Каким должен быть хороший педагог? Классическая педагогика считает: он должен любить детей, знать детскую психологию, владеть методикой преподавания. Но оказывается, дети ценят учителей за другие достоинства

Статья опубликована при поддержке авторского проекта Константина Довлатова "100 дней. Плавная трансформация себя". Хотите научиться перестать беспокоиться о том, на что никаким образом не можете повлиять, научиться проводить день бодрым и подзаряжаться энергией, когда устанете, мобилизовывать все внутренние и внешние ресурсы для решения важной задачи, видеть и использовать новые возможности, сохранять осознанность в течение дня, видеть хорошее в себе и людях, идти на работу в состоянии "я много хочу и много сделаю"? Тогда заходите на сайт club.dowlatow.ru и записывайтесь на участие в бесплатном 100-дневном тренинге, который для Вас проведет опытный психолог, основатель Школы Коучинга, тренер РПТ — техники мгновенной личностной трансформации Константин Довлатов. Вместе с ним Вы шаг за шагом начнете изменять себя, свое отношение к собственной жизни и к происходящему вокруг. Первый и самый важный шаг на пути плавной трансформации себя — это действительно захотеть и решиться изменить свою жизнь. Перемены к лучшему не заставят себя ждать.

В мире зверей и в мире людей

В одном исследовании опрашивались дети разных регионов России, у какого учителя они хотели бы учиться. И дети разных возрастов чаще всего отвечали: «У такого, который бы не кричал».

В наших школах сегодня действительно очень много крика. Учитель кричит, ребенок глупеет, цепенеет, начинает его бояться и хуже учиться. Но тогда почему учитель кричит? Большинство читателей могут сразу ответить: потому что учитель осознает свою неспособность повлиять на ребенка и добиться того, что ему нужно. Крик – очень сильное психологическое оружие, он вполне сравним с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у ребенка сильное торможение в коре головного мозга, после чего мозг не может выполнять точные дифференцировки. А эта операция – одна из важнейших сторон учения с точки зрения физиологии.

В животном мире крик – показатель превосходства одного животного над другим. Африканские львы устрашают друг друга на брачных ристалищах мощными душераздирающими криками. То же самое делают гориллы и шимпанзе. В человеческом обществе такое самоутверждение через крик тоже не редкость. Кричать на детей – значит разрушать их психику.

Тогда почему же учитель кричит? Разве он не знает последствий своего крика?

Почему они кричат?

Причин, почему педагог прибегает к такому воздействию, как крик, может быть несколько.

Психолого-педагогические причины

Одна из главных здесь – недостаток педагогического мастерства и общей культуры, неумение влиять на ребенка так, как бы учителю этого хотелось.

Пример: учитель что-то говорит ребенку, но тот не выполняет его требований. Согласно обыденной логике, учитель прикладывает больше усилий, следовательно, повышает и голос. И повышает до тех пор, пока ребенок не выполняет требование... Или не убегает от своего наставника, с тем чтобы как можно реже попадаться ему на глаза.

Социально-психологические причины

Многие взрослые любят показывать свое превосходство над другими и стремятся делать это всеми возможными средствами. Начальственный тон высказываний, внушающий и угрожающий – кто не видел и не слышал его у разного рода начальников, учителей и директоров?

Спросите детей, кто в школе самый главный. Подавляющее большинство, особенно в младших и средних классах, ответят: «директор» или «учитель». И только старшеклассники, может быть, смогут сказать, что главный-то в школе все-таки ученик, а не учитель. И будут совершенно правы. Но многие учителя думают совсем наоборот. И потому считают себя вправе показывать главенство и превосходство силой своего голоса.

В авторитарной педагогике недавнего прошлого крики и угрозы были привычным делом. В сегодняшней личностно-ориентированной парадигме преподавания педагогический крик становится анахронизмом, но пройдет, наверное, еще немало времени, прежде чем он будет окончательно изжит в наших школах.

Для многих учителей возможность покричать на своих подопечных – проверенный и надежный способ нормализации психического состояния. Еще Фрейд выявил, что агрессия часто перемещается на безобидные объекты, которые не могут ответить ее носителю. Когда у художника не получается его картина, он может в ярости разорвать ее. Когда писателю не нравится его книга, он может ее сжечь. Когда ученик не выполняет требование, учитель в ярости может накричать на него. Поскольку наказание в нашей школе запрещено законом, в сложной ситуации многие учителя просто кричат на своих воспитанников, проявляя вербальную агрессию, которая есть эквивалент физического наказания.

Учитель во многих случаях может кричать на своего ученика и из-за своей социальной незащищенности, и от психологической усталости, да и просто из-за семейных неурядиц. По некоторым данным, невротизация среди учителей достигает 70%. В крике присутствует также некоторый момент страха оказаться несостоятельным в глазах коллег в достижении позитивных результатов своей педагогической деятельности.

Физиологические причины

Не последнюю роль в педагогическом крике может занимать сексуальная неудовлетворенность учителя. Физиологи установили, что голосовой аппарат человека имеет тесную связь с половыми органами. Это можно наблюдать на примере мутации голоса в пубертатном периоде, особенно у мальчиков.

Во время критических дней у женщин физиологи наблюдают гиперемию как гортани, так и голосовых связок. Фониаторы в такие дни запрещают певицам много разговаривать и петь – можно основательно подпортить голос. Так что связь голоса с состоянием половых органов очевидна.

Не секрет, что в сегодняшней школе работает много женщин, у которых семейная жизнь, а, значит, в определенной мере и сексуальная, не сложилась. Сексуальное напряжение выходит в виде крика. Покричав, а то и поорав на своих учеников, некоторые педагоги испытывают приятное успокоение и расслабление, отдаленно напоминающее то, чего им недостает в семейной жизни. В этом случае ученик становится для учителя средством решения его внутриличностных проблем.

Крик – это конфликт

Ситуация, в которой учитель срывается на крик, в той или иной мере конфликтна. Наши видные отечественные специалисты в области конфликтологии Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк установили, что работа протекает тем более успешно и менее конфликтно, чем более сбалансирована структура рабочего места, которую исследователи представляют следующим образом:

Функции

Средства

Обязанности

Права

Ответственность

Власть

Сбалансированность рабочего места означает, что ему не должна приписываться функция, не обеспеченная средствами, и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Каждая обязанность должна быть обеспечена определенным правом, и никакое право не может реализоваться без определенной обязанности. Ответственность за что-либо должна обеспечиваться соответствующей властью, а власть должна обеспечиваться ответственностью. Сбалансированность означает также, что обязанности должны быть связаны только с данной совокупностью функций; ответственность может возникать лишь при невыполнении именно данной совокупности функций, а совокупность прав и власти гарантируется только данными средствами.

Если бы учителя знали основные положения конфликтологии и стремились в своей работе руководствоваться ими, то конфликтов у них в отношениях с учащимися было бы гораздо меньше, а значит – меньше и крика.

Например, учитель кричит на нарушителя дисциплины, это значит, что тот на своем рабочем месте учащегося не несет ответственности за возложенные на него функции ученика и не соблюдает при этом своих обязанностей. Возможно, что ученик при этом не обладает необходимыми средствами для решения этой задачи. Но это уже проблема самого учителя. Поэтому как можно более точное понимание и учащимся, и учителем своих рабочих функций, взаимных прав и обязанностей способствует установлению в школе хорошего рабочего климата.

Все эти положения можно прописать в уставе школы, школа может заключить с каждым учащимся договор о взаимном соблюдении принятых на себя обеими сторонами обязательств. В случае их нарушения каждая сторона может воспользоваться данными ей правами и властью для использования соответствующих санкций, которые заранее оговариваются каждой из сторон.

Могут возразить, что все это хорошо в теории, а на практике сотни разных обстоятельств могут помешать реализации этих положений. Пусть так, но для достижения позитивных результатов всегда надо прикладывать какие-то усилия, если мы хотим сдвинуть решение проблемы с мертвой точки.

Опыт поведенческой терапии

Психологи-консультанты, занимающиеся модификацией поведения, связанного с излишней раздражительностью, тревожностью, страхом и беспокойством, разработали целый ряд приемов, которые помогают их снимать. Тому, кто кричит на своих учеников, прежде всего надо осознать проблему и признаться самому себе: «Да, в сложной ситуации я могу накричать на своих учеников». Дальше надо попытаться найти способы преодоления этой негативной привычки.

Прежде всего надо понять, что происходит, когда учитель срывается на крик. Чаще всего происходит пристройка к учащемуся по типу «сверху вниз», в которой учитель ощущает себя главным и командующим лицом. По Эрику Берну, такая пристройка автоматически означает: «Я – хороший, ты – плохой». Те, кто считает себя вправе сердиться, преувеличивают отрицательные качества своих оппонентов и тем самым подкрепляют свои установки, выводящие их из себя. Такое поведение, в свою очередь, вызывает аналогичные реакции у других, что превращает имеющиеся установки в своего рода сбывающиеся пророчества. Далее следует непроизвольное мышечное напряжение, находящее свое естественное продолжение в повышенном тоне и крике. Поэтому контроль за мышечным напряжением способен снимать излишнюю нервно-психическую напряженность. Психологи учат своих клиентов расслаблять мышцы, контролировать и предотвращать напряжение в теле, и это позволяет человеку оставаться спокойным в трудных жизненных ситуациях. Прием получил название «десенсибилизация», что означает понижение чувствительности к тем обстоятельствам, которые вызывают раздражение, тревогу и беспокойство. Мышечное расслабление способно затормозить и снять эти реакции.

Методика прогрессивной мышечной релаксации, разработанная в 1929 году американским психологом Эдмундом Джекобсоном, является и сегодня одним из наиболее эффективных методов улучшения неэффективного поведения. Процесс обучения состоит из ряда последовательных этапов и включает в себя: а) фокусировку внимания на определенной группе мышц; б) напряжение этой группы мышц; в) фиксацию напряженности в течение пяти–семи секунд; г) освобождение от напряженности в данной группе мышц; д) релаксацию, фокусировку внимания на снижении напряженности и дальнейшей релаксации данной группы мышц.

В состоянии расслабления рекомендуется многократно проигрывать сложные ситуации в воображении до полного исчезновения раздражения, беспокойства или тревоги. Приобретенный таким образом опыт воображаемого поведения положительно влияет на поведение в реальной жизненной ситуации.

Методика систематической десенсибилизации, разработанная американским психологом Вольпе, включает в себя три важнейших элемента: а) обучение глубокой мышечной релаксации; б) выстраивание иерархий стимулов, вызывающих негативные реакции; в) представление в воображении объектов из иерархий, вызывающих неприятные эмоции. Например, при снятии экзаменационного волнения выстраивается шкала эмоционального состояния: от 0 баллов – полного спокойствия до 100 баллов, которыми определяются аффект или паника. Промежуточные состояния: 5 баллов – размышление об экзамене за три месяца до него; 25 баллов – мысли об экзамене накануне вечером; 80 баллов – за миг до начала экзамена перед экзаменационной комиссией. Важно, чтобы шаг от одной ситуации до другой не превышал 10 баллов. После этого испытуемых просят расслабиться и вообразить ситуацию, в которой они испытывают раздражение или тревогу. По мере устранения беспокойства в простой ситуации испытуемый переходит к более сложным.

Можно использовать ключевые слова: «покой», «отдых», специальные команды: «успокойся», «сбрось напряжение», которые ассоциируются с состоянием расслабления. Особенно важны эти рекомендации для учителей с холерическим темпераментом, у которых существует природная предрасположенность к проявлениям гнева, а следовательно, и к крику.

Большое значение в поведенческой терапии придается развитию навыков самонаблюдения. Психологи рекомендуют вести дневниковые записи, чтобы контролировать свое поведение. Когда люди в течение длительного времени наблюдают за собой, они начинают ставить перед собой цели, связанные с самосовершенствованием.

Тому учителю, который захочет избавиться от дурной привычки проявлять ненужный гнев, повышать голос и кричать на своих учеников, можно порекомендовать программы самоподкрепления и самонаказания. Сдержав себя в ситуации, в которой он раньше срывался на крик, учитель может поощрить себя похвалой типа «Молодец, не сорвался!» или «Как хорошо, что оставался спокойным с помощью контроля за мышцами!»; подарить себе, любимому, книгу, о которой давно мечтал; просто разрешить себе лишний раз поболтать по телефону с приятелем или послушать хорошую музыку.

Можно также в своем воображении представить ужасную картину последствий своего неадекватного и непродуманного поведения. Например, что вследствие крика на ребенка у него может случиться нервный шок, ребенок станет инвалидом, а бедолагу-учителя начнут таскать по судам. Такие страшные картины могут заставить учителя быть более осторожным в использовании «кричащих» воздействий.

Большое внимание во всей этой работе по самовоспитанию надо уделять повышению самооценки и формированию внутреннего контроля. Высокая самооценка и вера в себя помогают быстро восстанавливаться при неудачах и прилагать большие усилия для достижения поставленных целей.

Голос – драгоценный дар природы

Не секрет, что многие учителя не владеют своим голосом так, как им могут владеть певцы и актеры. Но этого настоятельно требует их профессия. При неумении правильно использовать головные, грудные и брюшные резонаторы длительное говорение только на работе приводит к преждевременному износу голосовых связок и рефлекторному переходу на крик со всеми вытекающими отсюда последствиями. Постановке голоса и умению с ним грамотно обращаться в наших педагогических вузах (за редким исключением) не учат. А между тем резонаторная теория голосообразования, разрабатываемая в наши дни профессором В.П. Морозовым, дает правильные советы, как надо пользоваться голосом много говорящему человеку, и прежде всего – учителю. Его замечательная работа «Тайны вокальной речи» должна быть настольной книгой каждого педагога.

Куда и как направить энергию крика

Крик – естественный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения, от этого никуда не денешься. Дикие вопли и крики на школьных переменах – это естественная реакция детей на чрезмерное нервно-психическое напряжение на трудных уроках. Но их энергию можно и нужно канализировать, направлять в позитивное русло, или, как говорят психоаналитики, сублимировать.

Энергия крика может трансформироваться в энергию певческого звука. В школе облагораживающим ее окружающую среду средством может и должно стать пение детей вместе со своими учителями в хоре. Пение даст всем участникам хора необходимую нервно-психическую разрядку и разовьет у них умение пользоваться своим голосом.

В школах, где учащиеся поют вместе с учителями, возникает особая атмосфера положительных вибраций, животворящая аура, которая благотворно действует на психику как учащихся, так и учителей.

Медитативное упражнение для управления своим психоэмоциональным состоянием

Мой спокойный красивый голос

  • Я нахожусь в спокойном и расслабленном состоянии.

  • Мне дышится легко, приятно и спокойно.

  • Все мышцы моего тела приятно расслаблены.

  • Я совершенно спокоен.

  • Голосовые связки в моем горле приятно расслаблены.

  • Сейчас я мысленно представляю ситуацию, в которой мне случается срываться на крик.

  • Отчетливо представляю эту ситуацию, но остаюсь при этом совершенно спокойным.

  • Я наблюдаю и слышу мой красивый голос со стороны.

  • Я слышу и ощущаю его таким благородным и спокойным.

  • Я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо кричать.

  • Я ясно вижу и чувствую, как мне надо спокойно и благоразумно вести себя.

  • Спокойно, не надрываясь и не портя себе нервы, объясняю присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации.

  • Все мышцы моего тела остаются расслабленными.

  • Мое дыхание ровное и спокойное.

  • Никакие неприятные мысли не достигают моего сознания и не выводят меня из себя.

  • За то, что я смогу победить себя и не сорваться на крик в трудной ситуации, я потом сделаю себе приятный сюрприз – куплю книгу, о которой давно мечтал(а).

  • А если я все-таки сорвусь, то мне придется наказать себя нюханием нашатырного спирта или лишить себя приятного удовольствия, например, поболтать с приятельницей по телефону.

  • Я снова слышу свой спокойный и ровный голос, который звучит плавно и выразительно.

  • Даю себе обещание, что в реальной жизни я всегда буду стремиться контролировать мышцы моего тела и стараться без нужды их не напрягать, особенно в трудных ситуациях.