Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №22/2004

Архив

Александр ЯРУЛОВ,
кандидат психологических наук

Продолжение. См. в № 21/2004.

Индивидуальный подход в обучении

Как учителю работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? Как дать каждому максимальное количество знаний и при этом сохранить его здоровье?
Учителю поможет индивидуально-ориентированная система обучения (ИОСО). Она направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы: групповой формы обучения и индивидуального характера усвоения знаний

Разбивка учебного материала на фрагменты-задания

Распределение учебного материала на фрагменты-задания является самым сложным видом деятельности для учителя, изъявившего желание работать по технологии ИОСО, так как при этом необходимо учесть множество требований, изложенных в стандартах, программах. Также необходимо соотнести предъявляемые требования с критериями, заложенными в технологии индивидуально-ориентированной системы обучения.

Мы рекомендуем при дифференциации заданий руководствоваться следующими требованиями к трем уровням фрагментов-заданий, предусмотренных технологией ИОСО.

Фрагменты-задания нормативного уровня должны обеспечивать обязательное усвоение учебного материала, что соответствует оценке «удовлетворительно». Как правило, это задания на воспроизведение основного содержания параграфа, темы и их понимание. задания такого уровня включают в себя вопросы: кто, что, где, когда? Кроме того, предусматривается описание, пересказ, формулировка теоремы или понятия, работа с картой или справочником, выполнение практических упражнений или опытов.

Фрагменты-задания компетентного уровня (компетентный, то есть знающий, сведущий в определенной области) должны быть направлены на развитие у школьников умения обобщать, распознавать, применять, осуществлять... Их выполнение соответствует оценке «хорошо». Типовыми для данного уровня заданий являются вопросы: почему, зачем, как, в чем суть, как использовать? Это и задания, содержащие возможность приведения примеров, составления опорного конспекта и так далее.

Фрагменты-задания творческого уровня должны быть направлены на развитие у школьников самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала. Их выполнение соответствует оценке «отлично». Это могут быть задания: сравнить; систематизировать; решить разными способами; найти логическую ошибку; объяснить причину; обосновать свое отношение; доказать, почему, действительно ли…; перечислить преимущества или недостатки; привести аргументы или контраргументы; составить проверочный тест по теме; написать и защитить реферат по проблеме; подготовить и провести беседу или лекцию и так далее.

Для составления таких фрагментов-заданий учитель прежде всего использует вопросы и задания, помещенные к параграфу или теме в учебном пособии. При этом не обязательно переписывать задания в план, достаточно ограничиться указанием номера заданий и упражнений, а также страницы учебного пособия, где они помещены.

Ограничения объема учебных заданий

Технологией ИОСО предусматриваются ограничения на объем выполняемых учащимися фрагментов-заданий.

Для предотвращения перегрузки учащихся учитель руководствуется следующими критериями к объему выполняемых учащимися заданий:

1. Для предметов: русский язык, иностранный язык, математика, физика, химия

Оценка

Количество заданий к параграфу

Количество заданий к разделу или теме

Удовлетворительно

Не более четырех устных и трех письменных заданий

Не более десяти устных и восьми письменных заданий

Хорошо

Не более трех устных и двух письменных заданий

Не более восьми устных и шести письменных заданий

Отлично

Не более двух устных и одного письменного задания

Не более шести устных и четырех письменных заданий

2. Для остальных предметов

Оценка

Количество заданий к параграфу

Количество заданий к разделу или теме

Удовлетворительно

Не более четырех

Не более десяти

Хорошо

Не более трех

Не более семи

Отлично

Не более двух

Не более пяти

Следует обратить внимание на тот факт, что чем выше уровень оценки, тем меньшее количество заданий должен выполнить учащийся. Это связано со следующими факторами:

  • качественная степень трудности заданий по уровням дифференциации;

  • стимулирование учащихся на выбор более высокого уровня фрагментов-заданий;

  • ориентация нормативного уровня фрагментов-заданий на формирование базовых знаний, умений, навыков, способствующих дальнейшему успешному обучению учащихся;

  • создание условий для формирования реальной самооценки, произвольной регуляции учебной деятельности учащимися.

Например, выбрав задания высокого уровня из-за их малого количества, ученик осознает, что для их выполнения, оказывается, необходимо знать материал нормативного и компетентного уровней. В последующем он либо выберет оптимальный для него уровень заданий, либо останется на выбранном им уровне, основательно готовясь к ответу с учетом требований предыдущих уровней.

Уменьшение количества заданий, соответствующих оценкам «хорошо» и «отлично», также должно способствовать развитию у школьников творческого подхода к получению знаний, что является немаловажным фактором развития познавательных процессов у каждого из них.

Однако учитель, работающий по ИОСО, может не руководствоваться данными требованиями технологии и распределять задания по уровням на основе их равного количества.

Для учащихся 5–7-х классов, занимающихся по ИОСО, следует планировать фрагменты-задания к каждому параграфу, а не по темам или разделам. Это требование связано с тем, что учащиеся этого возраста еще не умеют в полной мере обобщать, делать дедуктивные и индуктивные умозаключения, а также не обладают достаточными навыками самостоятельной работы.

Для учащихся 8–11-х классов допускаются фрагменты-задания одновременно к нескольким параграфам, к теме или разделу в целом.

При планировании фрагментов-заданий можно использовать поуровневое выполнение дифференцированных заданий, когда, к примеру, для получения оценки «отлично» необходимо поэтапно выполнить задания всех уровней. Однако такая форма работы может быть использована только при условии, что количество заданий не должно превышать десяти устных или письменных упражнений. При этом варьирование количества заданий по уровням осуществляется по выбору самого учителя.

Вместе с тем мы не рекомендуем использовать поуровневое выполнение фрагментов-заданий в работе с учащимися 8–10-х классов. Это правило связано с тем, что от класса к классу увеличивается количество предметов и объем изучаемого материала. Поэтому введение данного ограничения прежде всего направлено на то, чтобы избежать перегрузок, как правило ведущих к нарушениям психического и физического здоровья учащихся.

Организация лекционных занятий

Лекция является одной из ведущих форм учебных занятий по индивидуально-ориентированной системе обучения. Ее основой является изложение учителем учебного материала в течение ряда уроков согласно календарно-тематическому плану с акцентом на освещение ведущих идей, принципов, законов, алгоритмов.

Основными методами и приемами при проведении лекционных занятий являются объяснение и рассуждение. урок-лекция проводится в следующих случаях:

  • прохождение нового раздела, темы учебного курса;

  • прохождение учебного материала, мало или совсем не связанного с ранее изученным;

  • обобщение отдельных разделов или тем изученного материала;

  • сообщение учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей;

  • вывод сложных закономерностей с использованием большого математического аппарата и ряда логических операций;

  • изучение учебных тем, где необходимы межпредметные связи;

  • изучение материала проблемного характера.

В зависимости от дидактических целей, лекции бывают вводные, инструктивные, обзорные, обобщающие, мини-лекции, кино- и видеолекции.

Рассмотрим особенности этих лекций.

Вводная лекция

Учитель не рассматривает по ходу такой лекции все вопросы темы, которые предстоит изучить, а выделяет лишь основные, ключевые, уяснение которых позволит учащимся лучше усвоить материал на лабораторных занятиях в ходе самостоятельной работы. Во вводной лекции зачастую широко используются внутрипредметные и межпредметные связи для раскрытия целостного представления основ наук и их практической значимости. Для вводной лекции наиболее типичными приемами, используемыми учителем, являются обобщения, доказательства, оценочные выводы.

Обзорная лекция

Проводится с целью систематизации знаний учащихся, полученных ими в ходе самостоятельного изучения учебного материала. Основным в обзорной лекции является умение учителя так отобрать и сгруппировать факты, чтобы в ходе ее проведения ученики логически осмыслили закономерности тех или иных явлений, фактов изучаемой темы или раздела.

Обобщающая лекция

Проводится в завершение изучения раздела или темы для закрепления полученных учащимися знаний. При этом учитель вновь выделяет узловые вопросы, широко использует обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы, позволяющие включить усвоенные знания, умения и навыки в новые связи и зависимости, переводя их на более высокие уровни усвоения, способствуя тем самым применению полученных знаний, умений и навыков в нестандартных и поисково-творческих ситуациях.

Мини-лекция

Может проводиться учителем в начале каждого урока в течение десяти минут по одному из вопросов изучаемой темы. Как правило, эта форма используется в 5–6-х классах, где учащиеся еще не способны воспринимать учебный материал в большом объеме. В более старших классах мини-лекция может быть использована как задание творческого уровня, когда ученик выступает с самостоятельно подготовленным сообщением по изучаемой проблеме.

Киновидеолекция

Способствует развитию наглядно-образного мышления у школьников. Учитель осуществляет подбор необходимых киновидеоматериалов по изучаемой теме. Перед началом просмотра учащимся дают целевую установку. В ходе просмотра киновидеоматериалов учитель комментирует происходящие на экране события.

Инструктивная лекция

Проводится с целью организации самостоятельной последующей работы учеников по углублению, систематизации и обобщению изучаемого материала на лабораторных занятиях. В ходе лекции ученики получают методические рекомендации по работе с учебной литературой, с содержанием темы, выполняют инструктивные задания.

При проведении лекционного блока учителю предоставляется право одновременного чтения лекций для параллельных классов. Это экономит время как учителя, так и учеников, а также позволяет привлекать к чтению лекций специалистов различного профиля.

Уроки-лекции можно:

  • объединять в единый блок;

  • чередовать с лабораторными занятиями;

  • объединять в единый урок (лекция + лабораторные занятия).

  • На уроках-лекциях, как уже отмечалось выше, не проводятся опросы и не выставляются оценки.

Организация лабораторных занятий

Лабораторные занятия при индивидуально-ориентированной системе обучения включают в себя:

  • самостоятельную работу учащегося по изучению учебного материала;

  • индивидуальные или групповые консультации, проводимые учителем по заявкам учащихся;

  • выполнение практических и контрольных работ;

  • отработку изученного материала.

Самостоятельная работа по изучению учебного материала строится каждым учеником на основе индивидуально-ориентированного учебного плана по предмету. Выбрав уровень выполнения заданий по той или иной теме, ученик может их выполнять как на уроке, так и во внеурочное время. Поэтому учителю не рекомендуется заставлять ученика сдавать материал, если тот не изъявил на это желания. Учитель имеет право отпустить учащегося с урока для самостоятельной подготовки материала в библиотеке. Главным условием организации самостоятельного изучения материала учеником является то, что он должен изучать его последовательно, то есть от параграфа к параграфу, от темы к теме.

Индивидуальные и групповые консультации по предмету проводятся учителем как в ходе лабораторных занятий, так и в специально установленное учебной частью внеурочное время. Консультация дается, как правило, по желанию ученика или группы учащихся. Вместе с тем учитель при возникновении важного для понимания изучаемой темы вопроса может дать ответ для всех присутствующих в классе. Учитель может планировать и проводить тематические консультации для всех желающих. График с темами консультаций вывешивается в аудитории или доводится до сведения учащихся.
Рекомендуется проводить консультации по обучению учащихся навыкам самостоятельной работы. Это могут быть пятиминутки на уроках, где проводится инструктирование, демонстрация рациональных приемов.
К проведению консультаций учитель может привлекать учащихся, успешно усваивающих программу.

Практические и лабораторные работы проводятся по физике, химии, биологии по мере продвижения каждого ученика в выполнении индивидуально-ориентированного учебного плана. По другим предметам они могут проводиться, если предусмотрены учебной программой. Практические и лабораторные работы проводятся как индивидуально, так и для группы учащихся. Поэтому учитель заранее сообщает график выполнения этих работ.
При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:

  • умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;

  • умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;

  • темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;

  • достижение необходимых результатов;

  • оформление результатов работы.

Как правило, при проведении практических и лабораторных работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе предлагаемых критериев. Так, если ученик не справился с выполнением, ему не выставляется отрицательная оценка и предоставляется право повторной пересдачи.

Контрольная письменная работа, как одна из форм проверки учета знаний, умений и навыков учащихся при индивидуально-ориентированной системе обучения, проводится только по математике, русскому языку и литературе, иностранному языку. По остальным предметам проведение контрольных письменных работ не допускается.
Не рекомендуется проведение коллективных контрольных работ, так как каждому ученику по данной системе обучения разрешается учиться в собственном темпе. Как правило, коллективные контрольные работы проводятся по итогам четверти, полугодия, года по решению учебной части школы и предусматривают право выбора учеником уровня их выполнения.

Индивидуальные контрольные работы планируются учителем и могут отражаться в индивидуально-ориентированном учебном плане по предмету. Допускается не более трех письменных работ по предмету в четверти. Ученик по мере выполнения индивидуального учебного плана предупреждает учителя о готовности к выполнению контрольной работы и о выбранном им уровне. Учитель назначает время проведения, заблаговременно готовит задания для выполнения, по результатам проводит оценивание. Если ученик не справился с выполнением дифференцированной контрольной работы, то учитель организует с ним дополнительную работу над ошибками, а затем предлагает выполнить повторную контрольную работу, но с использованием других заданий.
В случае если ученик заявил уровень выполнения контрольной работы на «отлично» и «хорошо», а результат оказался ниже ожидаемой оценки, то по обоюдному согласию сторон ему может быть выставлена фактически полученная оценка, например «хорошо» или «удовлетворительно».

Следует учитывать, что словарные и математические диктанты не относятся к контрольным работам.

Темы для сочинений также дифференцируются учителем и могут отражаться в индивидуально-ориентированном учебном плане по предмету. Предлагаемые темы не ограничиваются количеством, и ученик имеет право выбрать любую из предложенных ему тем согласно определенному уровню. При неудовлетворительном выполнении ученик имеет возможность написать повторное сочинение, но по другой теме. А в случаях если оценка не соответствует заявленному уровню, но является положительной, по обоюдному согласию сторон она может быть засчитана как результат.

Количество сочинений, выполняемых учащимися, определяется требованиями программы по литературе.

Окончание следует