Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №21/2004

Архив

Евгения ВОЛКОВА,
педагог-психолог

Уроки для души и тела

Всегда ли здоровыми приходят дети в школу  и учатся в ней? Далеко не все с этим благополучно, но «из любой ситуации всегда есть как минимум два выхода». Прежде чем рассмотреть хотя бы один из них, следует оговориться: чтобы найти выход, надо оглядеться или посмотреть на знакомые вещи с новой точки зрения.
Что нам это даст?
Давайте попробуем вместе

«Чему» или «как»?

Здоровье в привычном смысле слова – это отсутствие болезни, чаще всего на физиологическом уровне. Но человек – существо сложное, сочетающее в себе физический, психический, ментальный уровни, которые непрерывно взаимодействуют и оказывают друг на друга влияние.

Под психическим здоровьем обычно подразумевают соответствие некоей «психической норме», которая понимается обывателями скорее интуитивно. Можно ли дать ей более четкое определение? Например, такое: под психической нормой будем подразумевать адекватность реакций, жизнерадостность (положительные эмоции), высокий жизненный тонус. Этого уже вполне достаточно для практических действий.

Под здравомыслием будем понимать эффективность, логичность, культуру мышления. Видимо, полностью свободным от болезней можно назвать человека, обладающего всеми тремя видами здоровья.

Если мы говорим о здоровье учащихся, то, наверное, следует поискать причины его нарушений в основной деятельности школьников – учебе. И тут же находим данные исследований А. Сиротюк в области нейрофизиологии, которые показывают, что психофизическое состояние учащихся тесно связано с соответствием методик, программ, технологий обучения возрастным психофизиологическим особенностям детей. То есть акцент переносится с вопроса «чему учить?» (содержание образования) на вопрос «как учить?» (способ подачи материала).

Вспоминаем спасительное понятие «профилактика». Оказывается, чтобы достичь профилактического эффекта на любых занятиях, педагогу достаточно неукоснительно следовать определенным принципам. Они касаются в первую очередь мировоззренческой сферы:

– человек самодостаточен, в нем есть все необходимое для жизни (то есть здоровье в человеке заложено, его надо только сохранить);

– человек посредством управления своей психикой способен кардинально влиять на состояние своего организма (многочисленные случаи излечения раковых больных силой своего желания жить, убеждения; йогические практики);

– ментальное и психическое здоровье первично (относительно физического).

Получается, что, развивая любыми способами в учениках психику, оригинальность, самостоятельность и нестандартность мышления, вы тем самым сохраняете ему силы, устраняя почву для физических заболеваний.

Любые принципы проявляются в конкретном деле. Как все вышесказанное применить к существующей практике обучения, ломая установившийся стереотип?

Неожиданно мощный эффект дают уже только словесные поощрения педагога: в противовес распространенному мнению о том, что учеников не следует перехваливать (чтобы не расслабились, не заболели «звездной болезнью»), практика показывает, что, напротив, любая эмоциональная, моральная, словесная поддержка, сочувствие, сопереживание ученикам скорее вдохновляют их и помогают двигаться по пути познания. Главное здесь – искренность и справедливость учителя.

История показывает, что любое ограничение, излишняя фиксация на какой-то одной стороне обязательно будет тормозить или искажать любой процесс. Творчество же возможно на любом уровне существования человека. В рамках школы это означает равное развитие обоих полушарий мозга и межполушарных связей (чтобы создать новое, используется правое полушарие; чтобы проанализировать и оформить его в некие символы, требуется развитие левого).

Напрашивается вывод, что активное развитие в детях творческих способностей должно принести свои плоды во всех сферах жизни ребенка. Что и наблюдается на практике: после таких творческих занятий у детей повышается успеваемость и по другим предметам.

Итак, чем выше творческие способности, тем больше успехи в обучении. Успехи вдохновляют учеников, вызывая положительные эмоции, которые, в свою очередь, являются залогом хорошего усвоения материала и хорошего здоровья.

Учителя среди детей

Предлагаемый творческий подход, обеспечивающий сохранение здоровья, может применяться на практике разными способами:

– можно выделить один час в неделю для специального творческого занятия, имеющего скрытый от детей профилактический эффект;
– можно строить уже существующие обычные занятия, используя вышеприведенные принципы;
– можно использовать междисциплинарные связи (по принципу лейтмотива: одна и та же тема исследуется на разных занятиях с разных сторон, разными способами).

Выбор вида творческих занятий зависит от конкретных условий в школе, от готовности самого педагога (педагогов). Ввиду новизны такого подхода представляются очень желательными, даже необходимыми, специальные занятия (семинары) для учителей.

Наиболее продуктивная форма работы на уроке практически в любом возрасте – коллективная. Когда школьники имеют возможность обсудить задание или вопрос все вместе, это снимает сразу массу проблем. У детей развивается чувство уверенности в себе (в коллективе быстрее и проще найти верное решение), усиливается позитивное отношение к процессу познания (успех обычно вызывает энтузиазм и желание не останавливаться на достигнутом), «обходятся» личные психологические (внутренние) блоки, наконец, дети реально испытывают чувство взаимной поддержки, возможности и преимущества совместной деятельности. В правильно сформированном коллективе происходит психологическое «выравнивание»: «сильные» дети имеют возможность проявить себя, свои лидерские способности; «менее сильные» испытывают чувство сопричастности, «тянутся» за ведущими (ведь подражание изначально присуще детям, педагогу достаточно лишь направить этот процесс в нужное русло). Кроме того, в таком коллективе можно успешно проиллюстрировать детям понятие специализации: любой человек имеет какую-то сильную черту, присущую лишь ему, и надо найти ее в себе и научиться к месту применять. Итак, не пожалеем времени сначала на то, чтобы создать работоспособный коллектив – эти усилия и затраченное время окупятся сполна уже в недалеком будущем.

С чего начать? Оказывается, правильная настройка на занятие увеличивает его эффективность и качество на порядок. Такое начало направлено на раскрепощение (без чего немыслимо творчество), включение обоих полушарий мозга, чувствование окружающих людей. Настройка может занимать от пяти до пятнадцати минут, но результаты качественно проведенной настройки неоценимы. Прекрасную возможность активно включиться в работу дают некоторые психологические игры.

Развивающие и творческие игры

Игра «Коллективный счет» активизирует чувство локтя, задействует одновременно оба полушария мозга, исключая возможность перегрузки одного из них. Правила предельно просты: стоя в кругу, ребята считают до десяти. Каждый называет только одну цифру, делать знаки и договариваться друг с другом нельзя. При ошибке счет начинается сначала. Возможны различные варианты этой игры: можно считать с закрытыми глазами, взявшись за руки, повернувшись лицом от центра. Можно усилить элемент коммуникации: произносящий цифру встречается глазами с кем-то, и тот быстро говорит следующую цифру. Здесь можно увеличить скорость передачи и счет до пятидесяти.

«Встреча взглядов». Это также коммуникативное упражнение, которое можно проводить под спокойную музыку. Все спокойно двигаются по классу (должно быть достаточно свободного пространства), выполняя задания. Сначала – опустив глаза, избегая физических контактов; затем – по команде (хлопку) все приостанавливаются на секунду и встречаются взглядами с тем, кто оказался ближе всех. На следующем этапе можно вложить в свой взгляд какую-либо эмоцию и одновременно успеть получить подобное послание от визави. Потом – остановиться и обменяться с соседом рукопожатием. После этого упражнения можно провести небольшое обсуждение впечатлений (отреагирование, психологически необходимое детям для сброса эмоций).

В уже сложившемся коллективе можно провести игру «Узнай по рукам, или Знакомство руками». Все встают в два круга (внутренний и внешний) лицом друг к другу. Сначала с открытыми глазами стараются запомнить ощущения от рук партнера, переходя в противоположных направлениях. После «знакомства» со всеми глаза завязываются, и то же повторяется с закрытыми глазами. Сначала имя предполагаемого хозяина рук называет внешний круг, угадавший удостаивается рукопожатия, затем наоборот.

Педагогу надо иметь достаточно обширный арсенал подобных игр, чтобы их варьировать, исходя из конкретной ситуации, менять время от времени, чтобы они не приедались. Приподнятое эмоциональное состояние для такой настройки – необходимое условие эффективности.

В качестве примера настройки на урок математики вспоминается прием молодой учительницы в 5–7-х классах. В начале каждого урока в течение пяти-десяти минут она предлагала нам устные блиц-задачки на сообразительность, часто шутливого характера или с подковыркой (типа тестовых задачек из сборника Н. Винокуровой «Лучшие тесты на развитие творческих способностей». – М.: Аст-Пресс, 1999). Например: «Молодой человек, проходя мимо открытой двери, увидел, что отец сына моряка разговаривает с сыном отца моряка. Сколько человек было в номере, и кто с кем разговаривал?»

Подобные упражнения прекрасно и быстро задают верный тон работе мозга в течение всего урока. Хочется поблагодарить Т. Антипят, учителя математики, которую я помню до сих пор, и добавить, что такие разминки – одно из самых ярких моих впечатлений от школы.

Универсальными по своему воздействию являются любые задания на развитие воображения.

Вначале можно предложить упражнения на «включение» рук (как известно, существует прямая связь между развитием рук и работой головного мозга). Выполнять эти упражнения надо вместе с детьми, показывая действия.

1. Поместите раскрытые руки перед собой, растопырив пальцы, ладонями к себе. Обведите взглядом непрерывно все пальцы рук по очереди (туда–обратно 7 раз). Изменились ли ощущения в руках?

Теперь положите руки с раскрытыми пальцами на колени, закройте глаза и повторите те же действия... Что изменилось в ощущениях? Так же ли легко было выполнять упражнение с закрытыми глазами (иногда по ощущениям у детей появляются «лишние» пальцы или, наоборот, каких-то недостает)?

Это упражнение сосредотачивает внимание на руках, тем самым обеспечивая прилив энергии к ним.

Другое упражнение на развитие воображения может выглядеть следующим образом. Попросите ребят сесть поудобнее, максимально расслабиться, прикрыть глаза (по желанию) и представить деревянный куб. Предложите вначале правополушарные задания: мысленно погладить его, представить его поверхность, на чем он находится и тому подобное. Затем уточните, что он зеленого (или любого другого – желательно, не черного и не серого) цвета, со сторонами 3 дм. Убедитесь, что все справились с этими заданиями. Затем продолжайте инструкции.

  • Вы разрезаете предмет на кубики со стороной 1 дм... (дать время на выполнение). Сколько разрезов вы сделали?

  • Сколько кубиков у вас получилось?

  • Сколько из них имеют по 4 (3, 2) зеленых грани?

Также важно правильное завершение урока. Его хорошо как-то обозначить (не ограничиваясь оглашением оценок), подводя итог, чаще знаковый, эмоциональный (для осознания и усвоения материала требуется больше времени). Можно разработать какой-либо простой ритуал: песенку-прощание с младшими, обмен впечатлениями со старшими. Можно использовать придумку туристов: все встают в круг, вытягивают вперед руки, кладут ладони друг на друга. Покачивая вместе в такт руки вверх–вниз, произносят вместе слова прощания.

Если в школе есть возможность, желание и готовность у педагогов, можно проводить специальные занятия (хорошо, чтобы они были достаточно регулярными: от одного раза в неделю до одного раза в месяц). Подобные творческие занятия отличаются от обычных уроков уже внешне. Любое занятие, построенное на принципах природосообразности, здоровьесбережения, опирающееся на творческий подход, может происходить только в свободной форме. Дети могут располагаться вокруг одного стола (желательно круглого), имеют возможность свободно передвигаться по классу (не мешая при этом другим). Педагог обязан спокойно относиться к тому, что иногда кто-то вдруг (особенно младшие школьники) ляжет на пол (необходимо иметь ковровое покрытие, хотя бы частично): это будет сигналом о некоторой перегрузке мозговой деятельности; в таком случае организм сам переходит в другой – правополушарный – режим восприятия, и ребенок не перестает от этого хуже слышать происходящее вокруг – скорее, наоборот.

Так же свободно выбирается содержание занятий. Исходя из конкретной ситуации, это может быть обсуждение интересующих вопросов любого плана, создание по желанию творческого произведения (музыки или рисунка), постановка спектакля, изготовление подсобных материалов для других занятий, для младших учеников, сочинения, психологические игры и так далее – любая нестандартная деятельность, которая выполняет роль витаминов (не основная пища, но необходимая для нормального усвоения и сохранения здоровья) и одновременно является подспорьем в школе.

Занятия могут носить прикладной характер, релаксационный, ненавязчиво помочь детям справиться со стоящими на данный момент проблемами, осознать их.

Поняв основные принципы здоровьесберегающего подхода к обучению, прочувствовав его результаты, педагог может значительно облегчить, сделать приятным и действенным процесс обучения как для себя, так и для учеников. Стоит упомянуть о термине «полисубъект обучения», введенный психологами, который указывает на неразрывную связь учителя и учеников. Помните: «Себя как в зеркале я вижу...»? И это зеркало, в отличие от поэтического, никогда не лжет.

Найдите силы увидеть себя такими, как есть, взглянуть по-новому на привычные вещи, сделайте первый, пусть самый маленький, но реальный шаг, и вы увидите новое отражение, почувствуете, как от общения с детьми можно взаимно обогащаться!