Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №16/2004

Архив

Марина МУТИК,
Станция юных техников,
г. Норильск,
Красноярский край

Валеология для педагогов дополнительного образования

Разъяснить, что это должны быть за усилия, может валеология (от латинского valeo – здравствую) – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья

...чтобы быть здоровым,
нужны собственные усилия,
постоянные и значительные.
Заменить их нельзя ничем.

Академик Н.М. Амосов

Что зависит от учителя?

Термин «валеология» впервые был предложен И.И. Брехманом, он же набросал и контуры этой науки. Позже появились и отдельные публикации по школьной валеологии (Колбанов В.В., Зайцев Г.К., 1992; Татарникова Л.Г. с соавторами, 1994; Зайцев Г.К., 1995; Соломин В.П. с соавторами, 1995; Татарникова Л.Г., 1995). В школах вводится учебный предмет «валеология», в ряде регионов страны в штатном расписании школ появилась должность «педагог-валеолог-организатор». Интересную концепцию педагогической валеологии разрабатывает Л.Г. Татарникова, считая, что новый курс «Валеология» в школе не только должен быть направлен на обеспечение физического и психического здоровья учащихся, но и являться важным компонентом философского гуманистического образования, призванного решать задачу осмысления ценности жизни, ценности каждого человека в общей системе мироздания.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25–30% детей, приходящих в 1-й класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Каковы же причины такого негативного влияния обучения на состояние здоровья детей? Довольно часто из бесед с педагогами, директорами учреждений дополнительного образования, методистами, работниками органов управления образованием можно услышать мнение, что все недостатки наших учебных заведений (связанные с отрицательным воздействием на здоровье детей) носят объективный характер. Во многом такие высказывания справедливы: не хватает удобной мебели; в холодную северную зиму трудно создать оптимальный воздушно-тепловой режим; в полярную ночь возникают проблемы с обеспечением светового режима; очень скудное финансирование.

И все же причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе носят и субъективный характер, то есть связаны или с неправильными действиями педагогов, или, что чаще, с их бездействием при решении задач охраны здоровья учащихся.

На что же нужно обратить внимание педагогу, чтобы сохранить здоровье своих учеников?

Надо помнить: младшим школьникам трудно неподвижно сидеть во время занятий. Относительная неподвижность ребенка, требуемая школьной дисциплиной, может быть достигнута за счет длительного статического напряжения мышц спины и шеи. Между тем известно, что статическое напряжение гораздо утомительнее, чем динамическое, то есть направленное на осуществление движения. Кроме того, чем младше школьник, тем сильнее выражена у него потребность в движении, и длительное торможение этой потребности вызывает значительное утомление в центральной нервной системе. Вот почему нефизиологично требовать от школьников (особенно начальных классов) «железной» дисциплины, «каменной» неподвижности, чем иной раз грешат педагоги.

Руководители школьных кружков и педагоги дополнительного образования находятся в более выгодном положении, нежели учителя школ. На кружковых занятиях педагог может предложить ребенку разные виды деятельности, что позволяет ему избежать сильного переутомления. При работе в творческих объединениях подготовительного и начального уровня обучения с продолжительностью занятий 1 ч 25 мин и 2 ч 10 мин все же желательно проводить физкультминутки. Упражнения физкультпауз обязательно должны быть направлены на активацию мышц, отвечающих за осанку. Очень хорошо, что на кружковых занятиях школьники имеют возможность работать не только сидя, но и стоя. Переминаясь с ноги на ногу, ребенок делает массаж подошвенной поверхности стоп, который благотворно влияет на весь организм (на подошве находится большое количество биологически активных точек). Это повышает работоспособность и, кроме того, способствует профилактике плоскостопия.

Каковы же внешние признаки утомления у школьников? Прежде всего происходит ослабление активного торможения. Это проявляется в двигательном беспокойстве, нарушении дифференцировок, что особенно ярко выражается у младших школьников: дети начинают потягиваться, часто менять позу, ерзать на сиденьях; менее сдержанные начинают шалить.

Организация учебной работы

Решение основной задачи здоровьесберегающей педагогики – сохранить у ребенка высокую работоспособность, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Это возможно только при правильной организации труда и отдыха. Для этого необходимо принимать во внимание следующие моменты:

1. Продолжительность занятия.
2. Организация занятия.
3. Перемены (отдых).
4. Время проведения занятий.

Продолжительность занятия. В настоящее время в большинстве стран мира, так же как и у нас в стране, уроки длятся 45 минут. Оптимальная продолжительность была установлена опытным путем и рекомендована на III международном конгрессе по школьной гигиене (Париж, 1959). Специальные исследования динамики работоспособности подтвердили нецелесообразность увеличения продолжительности уроков свыше 45 минут. К концу 45-минутного урока работоспособность детей резко падает. При этом кривая работоспособности по 10-минутным отрезкам показывает, что если до 35-й минуты скорость и точность работы снижаются более или менее равномерно, то последние 10 минут сразу дают резкое падение обоих показателей.

В последние годы в связи с переходом многих школ на пятидневную рабочую неделю и, соответственно, увеличением количества ежедневных уроков, уроки стали 40-минутными. Такое сокращение их продолжительности вполне оправданно.

В настоящее время педагогу предлагается масса новых средств, форм и методов преподавания. И руководитель творческого объединения вправе выбрать любые из них, которые будут способствовать, по его мнению, лучшей организации учебного процесса. Но нужно быть очень внимательным, ведь выбранные педагогом формы и методы преподавания, в свою очередь, должны быть валеологичны, то есть их использование не должно вредить здоровью школьников. Сегодняшняя наука обладает большим количеством развивающих и обучающих технологий, однако далеко не все они могут претендовать на валеологическую целесообразность.

К числу наиболее часто упоминаемых в последние годы методов преподавания, направленных на активизацию резервных возможностей человека, можно отнести следующие:

суггестопедия – метод, основанный на внушении (сюда же относится метод активизации резервных возможностей личности и метод погружения);
релаксопедия – способ обучения, использующий расслабление;
обучение на основе суггестивной установки внутреннего состояния, которая возникает в результате неосознаваемых воздействий, оказывающих, тем не менее, существенное влияние на сознательно регулируемую деятельность;
ритмопедия, использующая ритмическую стимуляцию органов чувств, как инструмент для формирования у обучаемых состояния, наиболее адекватного для усвоения информации;
метод субсенсорных воздействий, основанный на эффекте суммирования большого числа повторяющихся слабых (подпороговых) сигналов;
гипнопедия – обучение в естественном или внушенном сне (гипнозе);
суггестокибернетический метод – интегральный метод обучения, включающий рациональные решения вышеупомянутых методов с автоматизацией самых трудных начальных этапов обучения.

Организация занятия. Структура занятия оказывает большое влияние на функциональное состояние организма школьника и, как следствие, – на его работоспособность. Поэтому так важно правильно строить занятия: оптимально чередовать различные виды деятельности, неодинаковые по продолжительности, трудности и утомительности.

Правильная организация занятия в первую очередь подразумевает учет динамики работоспособности школьников. Во время фазы врабатывания (первые 3–5 минут) нагрузка должна быть небольшой, необходимо дать детям возможность войти в работу. В период оптимальной устойчивой работоспособности (в начальной школе этот период продолжается в среднем 15–20 минут, в средних и старших классах – 20–25 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить (сменить вид деятельности), так как в это время у детей наблюдается утомление. Это в первую очередь касается творческих объединений гуманитарного направления, предлагающих детям большой объем теоретического материала (например, биологические творческие объединения).

Последние минуты занятия, когда наблюдается небольшое повышение работоспособности, соответствующее «конечному порыву», целесообразно посвятить закреплению нового материала, обратить внимание учащихся на узловые моменты пройденного.

Безусловно, все изложенное ни в коей мере не является догмой, это всего лишь руководство к действию, ибо структура занятия должна быть гибкой.

Сохранить высокую работоспособность помогают правильная регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности. Чем однообразнее, монотоннее труд, тем быстрее развивается утомление. В первую очередь это касается начальных классов в связи с быстрым развитием у младших школьников запредельного торможения. Кроме того, в начальной школе преподавание должно в большей мере строиться на чувственном восприятии, на использовании первой сигнальной системы, преобладающей над второй сигнальной системой. Лучший метод для начальной школы – наглядное обучение. Кроме того, продолжительность устойчивой работоспособности увеличивается при использовании технических средств обучения (ТСО). Сами моменты переключения с одного вида деятельности на другой, являясь как бы микропеременами, отодвигают развитие утомления, что необходимо учитывать педагогу дополнительного образования при построении своих занятий.

Очень важная роль в сохранении высокой работоспособности на протяжении занятия принадлежит физкультминуткам. Физкультминутки совершенно необходимы на каждом занятии с детьми младшего школьного возраста. Со школьниками средних и старших классов – по усмотрению педагога.

Как правильно проводить физкультминутки? Безусловно, нельзя ограничиться только упражнениями для мелких мышц кисти, как это часто делают в начальных классах. Упражнения физкультминуток должны быть направлены на активизацию определенных мышц тела (наклоны туловища, вращения головой), мышц ног (приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп); последние важны для предотвращения застойных реакций кровообращения в ногах и органах малого таза. Для профилактики переутомления глаз и развития близорукости рекомендуются упражнения, направленные на укрепление глазных мышц. Ими могут быть круговые движения глазами в одном и другом направлениях (повторить 4–6 раз), медленный перевод взгляда сначала с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить 10–12 раз). Положительное влияние оказывают также сильное зажмуривание (на 5–10 секунд), быстрое моргание, легкие нажимы на веки закрытых глаз в течение одной-двух секунд.

Для снижения утомления рекомендуется легкий самомассаж волосистой части головы всеми пальцами, стимуляция расположенных на лице и шее биологически активных точек (БАТ), дыхательные упражнения по типу гипервентиляции.

Не надо все эти упражнения проделывать во время каждой физкультминутки, на одном занятии можно уделить внимание мышцам ног, на другом – мышцам глаз и так далее. Проводить физкультминутки лучше в тот момент, когда наблюдаются первые признаки утомления (рассеивание внимания, частая смена поз, отвлечения). Средняя продолжительность физкультминуток – 40–60 секунд.

Время работать, время отдыхать

Работоспособность, как в течение дня, так и в течение недели, претерпевает закономерные колебания. Если анализировать дневную динамику работоспособности, то практически для всех возрастов утренние часы не очень продуктивны, так как это время приходится на фазу врабатывания (8–9 часов утра). Оптимальная устойчивая работоспособность наблюдается в 9–11 часов. В 11–12 у младших школьников (особенно первоклассников) наступает период некомпенсированного утомления. Поэтому педагогу стоит подумать, как подать материал в игровой форме, чтобы получить от занятия максимальный эффект. В средних и старших классах занятия в это же время проходят более или менее продуктивно, так как совпадают с периодом компенсированного утомления. При анализе недельной динамики работоспособности школьников обнаружено, что самым малопродуктивным днем является понедельник, а наиболее продуктивными днями – вторник и среда. Правда, некоторые исследователи отмечают снижение работоспособности у школьников уже в среду. В четверг у младших школьников наблюдается значительное снижение работоспособности; у средних и старших школьников работоспособность в четверг если и снижается по сравнению со средой, то незначительно. А вот пятница у младших школьников – день с более высокой работоспособностью, чем четверг (дети за четверг бессознательно, не умея волевым усилием преодолеть начальные стадии утомления, как бы «отдохнули»). В средних и старших классах пятница – малопродуктивный день, так как падает уже на период некомпенсированного утомления. А вот в субботу работоспособность несколько повышается, что соответствует «конечному порыву», однако это повышение незначительно и прослеживается не всегда.

В дни с большей работоспособностью школьники хорошо усвоят теоретический материал, а в дни некомпенсированного утомления им можно предложить практические занятия. Учитывая этот ритм, педагог может добиться максимального эффекта на своих занятиях.

Самые легкие для детей предметы – физкультура, труд, изобразительное искусство, музыка. А так как большинство творческих объединений занимаются именно ручным трудом, то период утомления во время занятий может не наступить вообще, особенно если дети увлечены делом, выбранным в соответствии со своими интересами. Но это не значит, что школьники не должны отдыхать в перерывах между занятиями.

Значительное утомление обнаруживается после занятий по информатике и вычислительной технике. Исследования показывают, что работа на близком расстоянии от экрана монитора неблагоприятно действует на зрение: за период с 1990 по 1995 годы, когда школы стали интенсивно оснащаться компьютерами, нарушения зрения у школьников выросли в 5 раз. Кроме того, работа на компьютере приносит выраженное чувство усталости, снижение умственной работоспособности. На снижение работоспособности оказывает влияние и температурный дискомфорт, обусловленный лучистым теплом от мониторов. Педагогу поэтому надо время от времени чередовать работу за компьютером с другими видами деятельности.

Перемены

Непременное условие сдвоенных уроков – перемена между ними. Всякая деятельность лишь тогда может в течение длительного времени оставаться продуктивной, если периоды труда сменяются периодами отдыха.

Общественно полезный труд и самообслуживание

К общественно полезному труду, как и к работам по самообслуживанию, без ограничения привлекаются только здоровые школьники. Для школьников со слабым здоровьем подбирают наиболее легкие виды работ, а также сокращают их продолжительность. Занимаясь в творческих объединениях и кружках, дети могут привлекаться к следующим видам общественно полезного труда:

– содержание в чистоте, порядке и сохранности помещения, в котором идут занятия;
– участие в ремонте и строительстве спортивных и игровых площадок;
– озеленение учебных помещений.

Все виды работ должны соответствовать возрастным особенностям школьников, их полу, состоянию здоровья, возможностям, умениям и навыкам; при выполнении работ необходимо неукоснительно соблюдать правила охраны труда и техники безопасности.

Запрещается привлекать школьников к следующим работам:

1. Не отвечающим возрасту и связанным с перегрузкой: ученикам 1–4-х классов – мыть полы, подросткам 5–8-х классов – погружать и разгружать тяжести.

2. Опасным для жизни: сбрасывать снег с крыши, очищать от снега проезжую часть улицы, ремонтировать и обслуживать электросети высокого напряжения, чистить осветительную аппаратуру и оконные стекла, проводить дезинфекцию и работы, связанные с применением ядохимикатов.

3. Опасным в эпидемиологическом отношении: уборка санузлов, умывальных комнат, мест общего пользования (коридоры, вестибюли, раздевалки, актовые залы).

Основные требования к гигиеническим условиям

Основная задача здоровьесберегающей педагогики – такой режим труда и отдыха школьников, при котором у детей сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего периода занятий. Решить эту задачу невозможно без правильной организации условий внешней среды, ибо на здоровье, а как следствие и на работоспособность школьников большое влияние оказывает гигиеническое состояние учебных помещений. Микроклиматические параметры кабинетов и мастерских должны обеспечивать адекватность терморегуляции в организме, газовый состав воздуха – нормальную оксигенацию тканей, освещенность – оптимальное функционирование зрительной системы.

Оптимальные условия воздушной среды – важный фактор сохранения здоровья и работоспособности человека. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызвать значительные нарушения в организме: перегревание или переохлаждение тела, гипоксию, возникновение инфекционных и других заболеваний, снижение работоспособности.

Воздушный режим

Из физических свойств воздуха наибольшее влияние на самочувствие и работоспособность оказывают температура, относительная влажность и скорость движения воздуха. Эти параметры нормируются следующим образом. Так, температура воздуха в кабинете (мастерской) должна быть 18–19 оС; в актовом (физкультурном зале) – 16–17 оС; норма относительной влажности воздуха колеблется в пределах 30–70% (оптимум – 50–60%); оптимальная скорость движения воздуха в классе – 0,2–0,4 м/сек, в актовом (физкультурном зале) – до 0,8 м/сек.

В учебных заведениях не следят, к сожалению, за уровнем электрического состояния воздуха. Исследования показывают, что легкие отрицательные аэроионы улучшают самочувствие, повышают работоспособность, а тяжелые положительные аэроионы, наоборот, действуют угнетающе. Легкие аэроионы, оседая на частицах пыли и капельках влаги, превращаются в тяжелые, то есть постепенно количество легких аэроионов в воздухе закрытых помещений падает, а тяжелых – растет. В журнале «Радио» (1997, № 1, стр. 36) опубликована статья Б. Иванова «Люстра Чижевского – своими руками», где описывается устройство простейшей конструкции аэроионизатора, собрать который под силу даже начинающему радиолюбителю.

Не менее важным в плане влияния на здоровье и работоспособность школьников является контроль за химическим составом воздуха в учебных помещениях. Идеальным вариантом было бы, если бы химический состав воздуха в классе соответствовал химическому составу чистого атмосферного воздуха (кислород – 20,94%, углекислый газ – 0,03–0,04%, азот – 78,04%, инертные газы – около 1%). Но такой состав в закрытых помещениях возможен лишь при двух условиях: если помещение как следует проветрено и в нем никого нет. Как только человек появляется в комнате, химический состав воздуха в ней меняется.

Однако следить за химическим составом воздуха нужно, так как во время пребывания людей в помещении в воздухе накапливаются летучие продукты обмена веществ человека, обладающие неприятными запахами (запах пота и продуктов его разложения, соединения аммиака, летучие соли жирных кислот, соединения скатола, индола – все то, что делает воздух «спертым»). Эти летучие продукты получили название «антропотоксины». Они-то в первую очередь и оказывают неблагоприятное влияние на самочувствие и работоспособность человека. При длительном пребывании в такой атмосфере у человека начинает болеть голова, ухудшается внимание, появляются сонливость, апатия, может возникнуть тошнота (вплоть до рвоты), иногда даже бывают обмороки. Вот почему необходимо следить за химическим составом воздуха.

Смена воздуха, или вентиляция, может быть естественной, обусловленной разностью температур внутри и снаружи помещения (тепловой напор) и силой и направлением ветра (ветровой напор), и искусственной, обусловленной применением специальных устройств (вентиляторы, эжекторы). Искусственная вентиляция может быть приточной (когда в помещение подается свежий воздух), вытяжной (когда из помещения удаляется плохой воздух) и смешанной (приточно-вытяжной).

Естественный воздухообмен осуществляется через окна и отверстия в них (форточки, фрамуги), двери, щели в строительных конструкциях и в очень незначительной степени – через поры в строительных материалах (так называемое «дыхание стен»). И хотя в последние годы в помощь естественной вентиляции прокладываются специальные вентиляционные каналы в наружных стенах школьных зданий, воздухообмен, если не прибегать к специальным мероприятиям, оказывается недостаточным.

Самым простым и естественным действием, направленным на создание должного воздушного режима, является открывание форточки во время занятия. Однако многочисленные исследования показали, что этого делать нельзя. Даже у закаленных людей возникают простуды, если они сидят на сквозняке.

Поддержание должного воздушного режима в учебном помещении может быть обеспечено рядом «маленьких хитростей», которые должен знать любой педагог.

1. Не рекомендуется заклеивать на зиму все окна в классе – одно окно, ближайшее к доске, лучше не заклеивать.

2. Во время занятия надо держать слегка приоткрытой дверь в классе, предварительно создав в рекреационных помещениях запас свежего воздуха.

3. Проветривание рекомендуется осуществлять во время перемен, удалив детей из кабинета. Даже зимой, открыв на какое-то время окно, можно не опасаться значительного снижения температуры воздуха в помещении, а 3–5 минут такого проветривания вполне достаточно, чтобы воздух в классе полностью обновился.

В обязанность администрации детского учреждения входит контроль за исправностью систем искусственной вентиляции.

Что же касается таких составляющих микроклимата кабинета, как механические примеси и бактериальная загрязненность, то приведение этих показателей к должному уровню достигается регулярной влажной уборкой с использованием моющих и дезинфицирующих средств.

Световой режим

Зрение приносит человеку наибольшее количество (80–85%) информации об окружающем мире, при этом свет не только обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, но и определенный жизненный тонус и ритм.

Освещение может быть естественным (энергия солнечного света) и искусственным (в основном это лампы накаливания и люминесцентные лампы).

Каким бы ни было освещение в учебном помещении – естественным, искусственным или смешанным, к нему предъявляется ряд общих требований. Этими требованиями являются:

1. Достаточность – зависит от размера окон и межоконных проемов, ориентации окон относительно сторон света, расположения затеняющих объектов, чистоты и качества стекол, количества и мощности источников искусственного освещения.

2. Равномерность – зависит от расположения окон, конфигурации учебного помещения, контрастности между окраской стен, оборудования и учебных материалов, типа арматуры светильников (характер абажуров) и их расположения.

3. Отсутствие теней на рабочем месте – зависит от стороны падения света (свет, падающий слева, исключает тени от пишущей правой руки, верхний свет практически бестеневой).

4. Отсутствие слепимости (блескости) – зависит от наличия поверхностей с высоким коэффициентом отражения (полированная мебель, застекленные шкафы и прочее) и арматуры светильников.

5. Отсутствие перегрева помещения – зависит от наличия и силы прямых солнечных лучей и типа ламп.

Норма освещенности на рабочем месте в кабинете (мастерской) для ламп накаливания равна 150 лк, в актовом (физкультурном зале) – 100 лк, для люминесцентных ламп эти цифры равны соответственно 300 лк и 200 лк. Норма удельной мощности светового потока для ламп накаливания в кабинете (мастерской) равна 40–48 Вт/м2, в актовом (спортивном) зале – 32–36 Вт/м2. Удельная мощность светового потока для люминесцентных ламп должна быть в кабинете (мастерской) 20–24 Вт/м2, в актовом (физкультурном зале) – 16–18 Вт/м2.

Особое внимание следует уделять освещению в кабинетах информатики и вычислительной техники (компьютерных классах). При люминесцентном освещении освещенность на рабочих столах должна быть порядка 500 лк, светильники необходимо располагать таким образом, чтобы при периметральном или двурядном размещении рабочих мест свет на них падал сзади работающих учащихся, местное освещение при работе на компьютерах не применяется.

Весьма простым, но эффективным методом оценки общего уровня освещенности является следующий: если ученик с нормальным зрением свободно читает мелкий шрифт книги на расстоянии примерно 50 см от глаз, то освещенность принято считать достаточной.

На характер освещенности оказывает влияние и окраска стен, потолков, оборудования и степень их чистоты. Для окраски стен учебного кабинета наиболее рекомендуемы ненасыщенные холодные цвета – голубой, светло-желтый, светло-зеленый; некоторые авторы рекомендуют светлые тона теплой зоны спектра – кремовый, палевый.

Для уменьшения слепимости необходимо свести к минимуму поверхности с высоким коэффициентом отражения – полированная мебель, застекленные шкафы, стенды...

Говоря об искусственном освещении, нельзя не коснуться галогенного света. Считается, что галогенный свет – самый совершенный из искусственных способов освещения, так как он имеет спектр видимой части солнечного света, устраняет световое голодание, снижает зрительное утомление, повышает работоспособность.

Преимуществами галогенного освещения являются также отсутствие стробоскопического эффекта и высокая экономичность (галогенные лампы дают в три раза больше света по сравнению с люминесцентными лампами той же мощности).

Положительные эмоции

Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Знаменитая формула «В здоровом теле – здоровый дух» может читаться не только слева направо, но и справа налево, то есть здоровый дух поддерживает физическое благополучие. Поэтому для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни.

Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье.

Заключение

Цель валеологического воспитания – формирование здорового человека, способного долго и счастливо жить в обществе. Достичь этой цели возможно, если решить как стратегические, так и тактические задачи. Стратегическую задачу валеологического воспитания можно представить, с одной стороны, как получение желаемых задатков у ребенка, с другой – как полноценное развитие этих задатков. Тактическая задача валеологического воспитания кроется в формировании у ребенка установки на здоровый образ жизни.