Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/2004

Архив

Уроки здоровья и основы безопасности жизнедеятельности

Программа интегрированного учебного курса

(Начальная школа)

Нижегородский институт развития образования (НИРО),
Нижегородский гуманитарный центр

Авторы-составители:

О.С. ГЛАДЫШЕВА, кандидат биологических наук, зав. лабораторией проблем здоровья в образовании НИРО,
И.Ю. АБРОСИМОВА, старший научный сотрудник лаборатории.

Рецензенты:

С.К. ТИВИКОВА, зав. кафедрой начального образования НИРО
Г.А. ИГНАТЬЕВА, зав. кафедрой педагогики и образовательных технологий НИРО
Ю.Н. ГУСЕВ, заслуженный учитель России, директор Большемурашкинской средней школы Нижегородской области
Л.Г. КОЧЕТКОВА, председатель методобъединения начальной школы
Н.И. ДЕПУТАТОВА, учитель высшей категории начальной школы
В.И. ФЕДЯЕВА, учитель первой категории

Введение

Статья опубликована при поддержке Центра медицинских услуг "Меридиан", основная сфера деятельности которого — оформление медицинских документов любых видов и консультативный прием врачей-специалистов. Если вы ищете медицинский центр в Ростове-на-Дону, где в кротчайшие сроки Вы сможете оформить или продлить личную медицинскую книжку, сдать анализы, пройти медицинский осмотр и получить на его основании справки о состоянии здоровья, то, безусловно, Центр медицинских услуг "Меридиан" – это то, что Вам нужно. Наличие собственной хорошо оснащенной диагностической лаборатории, современное оборудование, которым располагает клиника, высокий профессионализм и опыт специалистов, работающих в Центре, — гарантия того, что все те услуги, за которыми Вы обратитесь в "Меридиан", будут оказаны качественно и в максимально короткие сроки. С подробной информацией о Центре, услугах, которые здесь готовы оказать, и ценах на них можно ознакомиться на сайте medmeridian.ru.

Учебный курс «Уроки здоровья» и тематическое планирование к нему разработаны в рамках программы «Здоровье и образование» в лаборатории Нижегородского института образования. На наш взгляд, курс позволяет заниматься профилактикой безопасного поведения школьников, знакомить их с основами здорового образа жизни, формировать устойчивые модели соответствующего поведения в природной и социальной среде. Необходимость такой программы очевидна и подтверждается потребностями современной жизни: удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети, данными о неблагополучном состоянии здоровья школьников.

Структура программы ориентирована на интегративные мироощущения школьников начального периода обучения. Главная идея базируется на так называемых «основных свойствах живого», позволяющих выстроить принципы и правила здоровья и здорового образа жизни, безопасного поведения в природной и социальной среде. Содержание уроков направлено на объединение биологического, психического, социального и духовно-нравственного начал в человеке. Интеграция в одном курсе основных направлений трех предметов («Уроки здоровья», ОБЖ и естественные дисциплины) позволяет сформировать у учащихся начальных классов представления не только о единой картине окружающего мира, но и о своем месте в нем, единстве с ним, о нормах безопасного поведения, о здоровье и здоровом образе жизни.
Новым в этом курсе является стремление отказаться от широкого использования в построении уроков метода запугивания как совершенно неэффективного для школьников этого возраста способа, однако широко используемого в других программах. С этой целью мы предлагаем учителю использовать деятельностный подход, который позволяет реализовать новую образовательную методику: накопление учениками опыта в вопросах здоровья и безопасности жизни. Программа предлагает широко использовать игровые и проблемные ситуации, элементы тренинговой формы, «мозгового штурма», различных видов групповой работы. В этом контексте стремление ребенка к здоровью становится естественной потребностью жизни, а не результатом следования целому ряду запретов.

Условия проведения занятий. Курс рассчитан на один час в неделю и рекомендуется для начальной ступени образования всех тех школ, которые работают в рамках программы «Здоровье и образование», а также для классов коррекции городских, сельских и малокомплектных школ.

Цель курса – сформировать у учащихся понимание здоровья как гармонии своего внутреннего мира, его биологических, социальных и духовных начал, а также гармонии взаимодействия с миром внешним: природной и социальной средой.

Задачи курса:

– научить учащихся принимать решение и оказывать первую помощь в сложных критических ситуациях, связанных с угрозой здоровью или жизни;
– изменить представления школьников о своем здоровье и способах его сохранения и приумножения.

Оценка результатов не должна быть традиционной. Определяя уровень овладения навыками и умениями, автор программы предлагает проигрывать модельные ситуации, работать в группе по решению проблемных вопросов, а также использовать анкетирование.

Тематический план

I класс

1. Я и школа (3 часа)

Знакомство. Как взаимодействовать и контактировать друг с другом, с учителями в стенах школы. Мои интересы и здоровье.

2. Что такое здоровье? (8 часов)

Здоровье, от чего оно зависит. Основные факторы здоровья и их взаимосвязь. Здоровье тела и души. Здоровье и природа. Здоровье и общество. Образ жизни и здоровье.
Нездоровье, или болезнь. Какие бывают болезни; причины, их вызывающие. Что нужно знать, чтобы избежать инфекций. Основные правила личной гигиены: умывание, чистые руки, носовой платок, чистые зубы, баня, душ. Основные правила общественной гигиены: чистота жилища, улиц, чистота воды, воздуха и почвы.

3. Мир вокруг и я (10 часов)

Как я воспринимаю этот окружающий мир. Мои чувства, как они возникают. Органы зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
Нервная система, зачем она человеку. Гигиена зрения, слуха и других органов чувств. Почему надо заботиться о зрении. Близорукость и дальнозоркость. Почему вреден шум, громкие звуки и музыка.
Адаптация к условиям природы. Что такое погода, климат. Закаливание организма. Спорт. Игры на свежем воздухе. Как играть на улице, во дворе. Основные правила дорожного движения. Я и транспорт.
Купание. Правила безопасности на водоемах зимой и летом. Как при этом не попасть в беду. Как оказать первую помощь.
Как я устроен. Мышцы и скелет. Что такое правильная осанка. Основные внутренние органы. Мой мозг и моя душа. Я – личность. Основные качества личности (эмоции, душевные качества, деловые качества, образованность). Какой я сейчас, каким стану.
Мои решения – моя будущая жизнь.

4. Дыхание и жизнь (8 часов)

Дыхание – основное свойство всего живого. Чем мы дышим. Как мы дышим, как дышат животные и растения. Чистый воздух – это здоровье. Режим и правила дыхания. Как дышат девочки и мальчики.
Дыхательные упражнения. Правильно ли мы дышим. Какие опасности угрожают дыханию. Как помочь человеку, если он потерял сознание. Способы искусственного дыхания.
Чистый воздух и инфекционные болезни. Почему вредна пыль дома и на улице. Проветривание помещений. Гигиена жилища (влажная уборка). Как сохранять чистый воздух. Легкие и чистота.

5. Хотим быть здоровыми – действуем! (5 часов)

Знаешь, как быть здоровым – расскажи своим близким. Помоги другим советом, добрым делом, своими знаниями. Как нужно это делать. Правила общения с товарищами, друзьями, взрослыми.
Знакомые и незнакомые люди. Как себя вести среди людей. Стоит ли доверять незнакомым людям. Что такое осторожность. Как вести себя на «Уроках здоровья».

II класс

1. Еще раз вспомним, что такое здоровье (2 часа)

Что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым.
Что такое здоровье и от чего оно зависит.

2. Питание и жизнь (10 часов)

Зачем мы едим. Кто и что употребляет в пищу. Значение питания для человека. Заболевания, обусловленные неправильным питанием. Разнообразие в пище. Почему нужно употреблять разнообразные продукты. Что такое рацион. Основные правила здорового питания: сохранение нормального веса; уменьшенное количество жиров, сахара и соли в пище. Твое здоровье определяется тем, что ты ешь. Рациональное питание. Гигиена продуктов питания. Свежие и несвежие продукты. Консерванты и здоровье. Ядовитые ягоды и грибы. Пищевые отравления. Признаки пищевого отравления и первая помощь в экстренных ситуациях.

3. Движение и жизнь (10 часов)

Что дает нам возможность двигаться (мышцы, кости, суставы, нервы, мозг). Что нужно двигательной системе для нормальной работы. Как в организме образуется энергия. Мышцы и тренировка. Утренняя зарядка и другие виды физической активности. Подвижные игры, спорт, физкультура, физическая работа дома, в саду, на пришкольном участке. Почему это важно. Физическая активность – образ жизни, залог долголетия. Как избежать заболеваний двигательной системы. Травмы, переломы, мышечные растяжения. Как оказать первую помощь.

4. Развитие и жизнь (10 часов)

Непрерывность жизни. Рождение. Что значит расти и развиваться. Что необходимо маленькому ребенку, чтобы вырасти здоровым. Питание, окружающая среда, природная и человеческая. Резервы нашего организма. Что нам дается от рождения. Физические недостатки. Как развить свое тело и душу. Как чувствовать себя комфортно с самим собой, с родителями, друзьями, учителями, другими людьми. Как правильно разговаривать, задавать вопросы и отвечать на них. Почему мы не любим, когда кричат или громко говорят. Какие бывают люди и чего от них ждать. Какой ты и какие они. Как научиться жить среди людей.

5. Хотим быть здоровыми – действуем (2 часа)

Какие знания о здоровье ты считаешь такими важными, что о них должен помнить каждый?

III класс

1. Еще раз о здоровье (2 часа)

От чего зависит твое здоровье. В чем ты можешь помочь себе и другим.
Когда надо звать на помощь взрослых. Когда нужно обращаться к врачу.

2. Непрерывность жизни (10 часов)

Рождение, жизнь и смерть. Сколько живет человек. Как продлить молодость. Мужчины и женщины, мальчики и девочки: внешние и внутренние отличия между ними. Как нужно относиться друг к другу. Дружба, любовь, семья. Ты и твоя семья, настоящая и будущая. Твое отношение к членам семьи: любовь, уважение, доброта, взаимопомощь.

3. Здоровье и общество (18 часов)

Что такое общество. Почему люди живут вместе. Твое окружение: семья, друзья, школа, улица. Доброе и злое среди людей. Как возникают конфликты и как их разрешить. Что такое обида. Что делать, если ты кого-то обидел. Как относиться к обидам, неприятностям, горю, наказанию. Страх и тревога. Как снять напряжение, избавиться от страха.
Что такое самовоспитание. Как правильно принять решение, как предвидеть последствия своих поступков. Ты и взрослые. Всегда ли нужно подражать взрослым. Дурные привычки. Опасности взрослого мира: курение, алкоголь, наркотики, насилие. Как они могут навредить твоему организму, изменить твою личность, общение с друзьями, родителями. Как это может сказаться на твоем будущем.

4. Хотим быть здоровыми – действуем (4 часа)

Что ты ценишь в жизни больше всего. Умеешь ли ты владеть своими эмоциями, мыслями, решениями и поступками. Почему это важно. Если ты умеешь, то посоветуй и помоги своим родным и друзьям, просто знакомым.

IV класс

1. Познай себя (5 часов)

Твои жизненные ценности. Ты и твое здоровье. От чего зависит твое здоровье. Что дается тебе от рождения? Что ты можешь сделать для своего здоровья?

2. Правила общения (5 часов)

Почему важно общаться с другими людьми. Общение и здоровье. Основные правила общения с ровесниками, родителями, учителями и другими старшими людьми. Знакомые и незнакомые люди, правила общения. Нужно ли соблюдать осторожность при общении, и в каких ситуациях.

3. Общение и конфликты (8 часов)

Что такое конфликты. Почему возникают конфликты между людьми. Кто может стать участником конфликта. Как найти пути разрешения конфликтной ситуации. Посредничество. Как научиться прощать. Можешь ли ты уступить, пойти на компромисс. Конфликты и здоровье.

4. Здоровье и эмоции (4 часа)

Твои чувства, эмоции и здоровье. Положительные и отрицательные эмоции. Оптимизм и пессимизм. Умеешь ли ты управлять своими эмоциями. Как влияют эмоции на общение с людьми. Эмоции и конфликты.

5. Школа и здоровье (7 часов)

Зачем человеку нужна школа. Как научиться учиться. Причины неудач и успехов на уроках. Как нужно слушать на уроке. Внимание и память. Правила познания и школьные предметы. Как работать с текстом учебника. Как готовиться к ответу на уроке. Составление планов и опорных конспектов.

6. Знаешь, как быть здоровым, – действуй! (3 часа)

Как сделать здоровье главной ценностью в своем поведении, общении, жизни. Как принимать решения и делать выбор в пользу своего здоровья, своих близких и других людей. Что конкретное ты можешь сделать, чтобы быть здоровым.
Планируем все вместе.

Методические рекомендации для учителя

(Первый год обучения)

Далее предлагаем краткие рекомендации к 33 урокам. 34-й урок итоговый, поэтому учитель может соединить все первые классы и провести общий праздник.
В конце приводится краткий список литературы, которая была использована при разработке уроков. Она может быть полезной в качестве учебной во время подготовки к занятиям. К некоторым урокам даны примерные проблемные ситуации для групповой и индивидуальной работы.

Рекомендации к каждому уроку содержат:

– основные учебные цели урока;
– краткую информацию для учителя по построению урока, позволяющую достичь этих целей;
– структуру организации урока;
– литературу к уроку.

Естественно, каждый учитель может расширить или изменить содержание урока, однако необходимо сохранить учебные цели занятий и способ их достижения – активный деятельностный подход.
Настоящая программа и пособие прошли проверку в школе № 2 г. Пильны Нижегородской области. Подготовлены аналогичные пособия для 2-го и 3-го классов.

Таблица

Ожидаемые результаты курса

1-й класс

Название модуля

Образовательные цели

мировоззренческие (воспитательные)

развивающие

учебные

1

«Я и школа»

Учащиеся понимают, что вежливость, доброжелательность и уважение друг к другу

– позволяют им поддерживать эффективный контакт с окружающими;
– способствуют хорошей дружеской атмосфере; эмоциональному здоровью

Учащиеся определяют, какие слова и выражения необходимо знать для поддержания коммуникативных контактов

– со сверстниками;
– со взрослыми

Учащиеся узнают, как

– правильно приветствовать друг друга, учителя;
– задавать вопросы;
– поддерживать контакт со сверстниками и взрослыми

2

«Что такое здоровье»

Учащиеся понимают:

– здоровье – важный показатель благополучия человеческой жизни;
– здоровье – одна из ценностей человеческого бытия;
– каждый человек ответственен за свое здоровье

Учащиеся

– характеризуют признаки физического и душевного здоровья;
– называют основные правила личной и общественной гигиены;
– приводят примеры из своего жизненного опыта

Учащиеся узнают

– что здоровье – свойство их организма;
– о здоровье физическом и душевном;
– основные правила личной и общественной гигиены

3

«Мир вокруг и я»

Учащиеся понимают важность бережного отношения

– к своему здоровью;
– к здоровью природы

Учащиеся

– определяют, что знания об окружающем мире они получают с помощью органов чувств;
– объясняют правила безопасного поведения на улице, на воде

Учащиеся узнают

– о своем единстве с окружающим миром (природой и социумом);
– как с помощью органов чувств они изучают окружающий мир;
– правила безопасного поведения в окружающем мире

4

«Дыхание и жизнь»

Учащиеся понимают важность бережного отношения

– к чистоте воздуха;
– к растениям – главному богатству природы, источнику физического и духовного здоровья

Учащиеся

– описывают дыхательный процесс (как мы дышим);
– называют состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха;
– определяют источники происхождения кислорода на Земле;
– объясняют основные правила гигиены дыхания

Учащиеся

– узнают, что дыхание – это основное свойство всего живого;
– знакомятся с принципами и гигиеной дыхания

5

«Здоровье и действие»

Учащиеся понимают:

– сохранение и приумножение собственного здоровья требует определенных знаний о нем;
– безопасное поведение связано с приобретением определенных умений;
– оказание первой помощи себе и окружающим возможно при определенных навыках

Учащиеся

– характеризуют способы общения с людьми;
– сравнивают общение со знакомыми и незнакомыми людьми;
– объясняют, как можно передать свои знания о здоровье другим людям (дать совет или оказать практическую помощь)

Учащиеся узнают, что:

– теоретические и практические знания, которые они приобрели на уроках, можно использовать для сохранения и укрепления физического и духовного здоровья;
– знания можно передать другим людям в виде совета или практической помощи