Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2004

Архив

Кира БРАГИНСКАЯ,
логопед

Логопед до киева доведет!

Первые слова ребенок произносит, как правило, неразборчиво, нечетко. Поначалу это вызывает умиление родителей, и лишь много позже, когда косноязычие ребенка затрудняет общение с ним, возникает мысль о болезненном нарушении речи. Что делать?

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "Клиники онлайн". Возникли проблемы со здоровьем? Нужна консультация специалиста, но нет ни желания, ни возможности проводить часы ожидания в очереди в районной поликлинике? На сайте kliniki-online.ru Вы не только подберете медицинское учреждение необходимого профиля, расположенное поблизости от Вашего дома или места работы, но и узнаете необходимую о нем информацию, в том числе график работы и часы приема специалистов. Более того, прямо на сайте Вы сможете ззаписаться на прием к логопеду или стоматологу, хирургу или гастроэнтерологу, урологу или отоларингологу, кардиологу или офтальмологу. С помощью ресурса "Клиники онлайн" Вы подберете лучший медицинский центр и необходимого Вам доктора, даже если не знаете, специалист какого профиля занимается Вашей проблемой. Для этого на сайте есть раздел "Все услуги". Сервис "Клиники онлайн" - быстро, просто, удобно!

Будьте внимательны к своему ребенку!

Обычно у большинства детей к четырем-пяти годам формируется четкая, понятная речь. Но у некоторых ребят несовершенное произношение сохраняется, хотя при обследовании у них не находят снижения слуха или каких-либо нарушений со стороны речевых мышц или нервов.

Распространенная жалоба родителей: «Ребенок мало говорит...». При знакомстве с малышом оказывается: у него в 3–3,5 года всего 5–10 слов, и он предпочитает объясняться звуками и жестами. Этот дефект относится к более серьезным нарушениям, так как в этих случаях налицо недоразвитие речи. В дальнейшем становление речи у таких детей происходит с запаздыванием.

Примером подобного состояния является история Глеба.

Мальчику 5 лет. Запаздывание в развитии речи несколько настораживало маму, но срабатывало бытующее объяснение: «Мальчики начинают говорить позже...». Глеб отдельные слова произнес в один год три месяца, а короткую фразу – в два года семь месяцев. Говорил так, что его с трудом понимала только мама: «проглатывал» начальные слоги слов, нечетко произносил многие звуки, в его речи преобладали свои, придуманные слова. Постепенно произношение улучшалось, фраза стала более распространенной, в речи мальчик стал использовать общеупотребительные слова.

Когда Глеб был у меня на приеме, я увидела чрезмерно оживленного, неусидчивого, беспокойного ребенка с торопливой, захлебывающейся речью. Он употреблял много слов, в том числе и редких для его возраста, хорошо понимал обращенную к нему речь.

Однако мальчик нечетко произносил «р», шипящие и свистящие звуки. В речи использовал существительные, глаголы, прилагательные (многие из них ошибочно).

Но признаков отставания в умственном развитии не было, практически все предлагаемые задания Глеб выполнил успешно: самостоятельно разделил картинки по группам «одежда», «игрушки», «животные», «посуда», выделил «четвертого лишнего» и т.п.

Дети с плохой речью, как правило, неважно соображают, страдают их учеба и контакты со сверстниками.

Эта загадочная речь

Механизмы развития речи полностью ученым не ясны. До сих пор это представляется достаточно сложным и загадочным процессом.

Вначале воспроизводятся самые простые и короткие слова, в возрасте одного года ребенок произносит 3–5 слов: «мама», «папа», «дай» и др. К 2–2,5 годам словарь расширяется, формируется короткая фраза, и в речи ребенка сосуществуют простые, четко произносимые слова и более сложные, неразборчивые выражения.

Некоторые родители думают: «Если ребенок правильно произносит звуки, значит речь его развивается правильно». Но куда большее значение имеет способность ребенка к построению фразы, использованию знакомых ему слов в разных сочетаниях! Как раз звуки большинство детей произносят искаженно до определенного возраста (3–4 года).

При своевременном развитии ребенок в 2,5–3 года использует в своей речи предложения из трех-четырех слов, употребляет предлоги и сложные союзы «потому что», «если», «для того чтобы» и др.

Совершенствование речи продолжается непрерывно в течение жизни, но самым активным периодом является дошкольный возраст.

При задержке развития речи родители не должны ждать, что ребенок самостоятельно заговорит. Необходимо как можно раньше (обычно это делается в четыре года) начинать соответствующее лечение и регулярные занятия с логопедом. При своевременной помощи ребенок сможет преодолеть отставание в становлении речи и догнать сверстников.

Дислалия и дизартрия

Наиболее частой патологией детского возраста является нечеткое произношение звуков – дислалия. Около четверти детей дошкольного возраста и 5–8% школьников говорят неразборчиво.

Причиной дислалии могут быть механические факторы – неправильный прикус, приводящий к плохому смыканию челюстей, узкое и высокое небо, толстые и малоподвижные губы. Иногда у ребенка обнаруживается укорочение подъязычной уздечки. При этом дефекте движения языка ограничены, особенно подъем его кверху. Размеры также имеют значение – при большом, еле помещающемся во рту языке трудно овладеть ораторским искусством. Понятно, что названные мною причины – не вина ребенка, а его беда, и он нуждается в помощи.

Вместе с тем ребенок может говорить нечетко, имея вполне нормальное строение речевого аппарата. Если малыш постоянно слышит неясную косноязычную речь взрослых, то он сам скоро заговорит с заметным искажением звуков.

Нельзя постоянно сюсюкать с ребенком, это приводит к задержке его речевого развития. С детьми следует говорить внятно и неторопливо, как мы говорим со взрослыми, если заинтересованы, чтобы нас поняли.

В некоторых случаях дислалию можно объяснить существующим двуязычием в семье. Если взрослые дома говорят на разных языках, то ребенок путает нужные особенности произношения.

Наконец, дислалия встречается у половины детей с неполноценным умственным развитием.

Более грубый и стойкий характер нечеткое произношение звуков приобретает при нарушении подвижности речевых мышц.

Звуки нашей речи рождаются при работе особых мышц и органов – языка, неба, щек, губ. Мышцы, участвующие в артикуляции, должны быть достаточно сильными, гибкими и подвижными. Если они этими качествами не обладают, то речь становится смазанной и неясной. Так происходит при дизартрии.

«Поломка» полноценной речевой функции при этом происходит двумя путями. Во-первых, движения губ, языка, диафрагмы, дыхательных мышц нарушаются вследствие их частичного паралича. Во-вторых, нечеткость произношения возникает из-за расстройства ощущения движения.

При дизартрии нарушается не только произношение, но и темп речи, ритм и интонации. При малоподвижности голосовых связок голос ребенка становится глухим и слабым. Если нарушены движения мягкого неба, то все произносимые звуки приобретают гнусавый оттенок, так как воздух во время речи свободно устремляется в нос. В ряде случаев дети говорят тихо, хрипло, невыразительно и монотонно.

Нечеткое произношение звуков у отдельных ребят сопровождается тиками, насильственными движениями, которые, как правило, во время речи усиливаются, наличие тиков приводит к тому, что в спокойном состоянии ребенок может говорить отчетливо, но неожиданно речь прерывается, возникает спазм голосовых мышц и явное ухудшение внятности, разборчивости речи.

При типичной дизартрии умственное развитие ребенка существенно страдает из-за общей моторной неловкости, сопутствующих речи гримасах, неуверенности при беседе. Может создаться впечатление об интеллектуальной неполноценности ребенка. Такие заключения часто ошибочны.

Если с детьми, страдающими дизартрией, упорно заниматься, то они становятся вполне здоровыми, успешно учатся в школе и впоследствии приобретают профессию.

Дизартрия никогда не бывает изолированным расстройством – врач обычно находит иные симптомы, не относящиеся к функции речи. Примеры: стойкие двигательные нарушения или судорожные припадки, характерные для детского церебрального паралича. Очень часто дизартрия наблюдается у детей, перенесших родовую травму, раннюю гипоксию мозга (кислородное голодание), тяжелый энцефалит, кровоизлияние в мозг и другие ранние вредности.

В помощь родителям

Обычно дефекты звукопроизношения относятся к одной из следующих трех групп.

1. Полное отсутствие определенного звука в речи ребенка.
2. Замена одного звука другим.
3. Искажения при произношении звуков.

Первые две группы расстройств зачастую связаны с нарушением особого (речевого) слуха у детей. При этом страдает способность различать на слух сходные звуки. К примеру, ребенок не улавливает разницу между «д» и «т», «ч» и «с», «ш» и «с». В этих случаях он слова «мишка» и «миска» слышит совершенно одинаково.

Я обычно советую родителям прибегнуть к отождествлению определенных звуков с явлениями природы. Например, «ж» с жужжанием жука, «з» – с писком комара, «ш» – с шумом листьев на ветру, а «с» – со свистом. Взрослые несколько раз повторяют звуки «з» и «ж», а потом спрашивают ребенка: «Кто это, комар или жук?»

Полученные детьми навыки необходимо закрепить, допустим, таким путем: ребенок показывает все картинки на звук «с» – собака, скала, а ранее – на звук «ш»: шахматы, шкаф, шишка и т.д.

При нарушении произношения, связанном с дефектным строением речевых органов, надо в первую очередь устранить эти изъяны, то есть решиться на соответствующее хирургическое вмешательство. Важно сделать это до четырех-пяти лет, пока косноязычие не приобрело фиксированного характера. Если операцией устранить полностью дефект речевых органов не удается, то логопеду приходится учить ребенка вынужденному (компенсаторному) расположению языка или губ. Например, особому положению языка, закрывающему щель между зубами и т.п.

Если причиной нечеткого произношения является недостаточная подвижность губ, языка, то перед началом занятий логопед обычно направляет ребенка на консультацию к невропатологу. Врач назначит лекарства, стимулирующие деятельность мозга или расслабление скованных речевых мышц. Далее потребуются достаточно продолжительные занятия с логопедом, упорство и терпение со стороны родителей для улучшения речи. К примеру, звуком «р» ребенок не овладеет до тех пор, пока не научится поднимать кончик языка к верхним зубам.

Такая работа требует специальной квалификации, и родителям не обойтись без помощи логопеда.

Опытный логопед всегда учитывает возраст ребенка, его общее состояние, уровень развития. Вначале, как выражаются логопеды, звук ставится в словах, далее – в слове и фразе, позже – «автоматизируется» в повседневной речи.

Работа логопеда заметно отличатся по существу от привычного обучения грамоте. Требуется включить взамен «выпавших» нездоровых сохранившиеся системы и психические функции и заставить их работать в «усиленном режиме». Для этого логопед использует жесты, рисунки, звуковое подражание, различные игровые ситуации с учетом психической выносливости и особенностей характера пациентов.

Так как основой дизартрии является, повторюсь, частичный или выраженный паралич речевых мышц, то логопед регулярно проводит массаж и гимнастику органов артикуляции. Массируются последовательно язык, губы, мягкое небо с использованием специальных зондов или«подручных средств» – соски, зубной щетки или пальца; массаж может иметь активизирующую (при вялости мышц) или расслабляющую (при напряжении мышц) направленность. Гимнастика предусматривает тренировку речедвигательных мышц.

К примеру, производятся круговые, в разные стороны движения языка, вытягивание и смыкание губ, глотательные движения, имитация задувания свечи и т.п.

Так как нередко патология речи является частью более общего заболевания – детского церебрального паралича, последствий энцефалита, травмы мозга и др., то лечить надо, разумеется, болезнь в целом: принимать соответствующие лекарства, проводить лечебную физкультуру, иглоукалывание, физиотерапевтические процедуры. Полезны закаливание, оздоровление зубов и органов носоглотки.

При настойчивом, последовательном и грамотном лечении результат не замедлит сказаться. Улыбнитесь, с вами доктор с улицы Кой-кого!