Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2004

Архив

 

Школьная программа нуждается в реформе

Светлана Вениаминовна ИВАНОВА.

В 2004 году правительство планирует модернизировать школьное образование. Закон о его реформе будет рассматриваться во время весенней сессии Государственной думы РФ.
На вопросы нашего корреспондента о предстоящих изменениях отвечает заместитель руководителя Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ Светлана Вениаминовна ИВАНОВА.

– Почему возникла необходимость в очередной раз модернизировать общее образование?

– Совершенно очевидно, что нынешняя школьная программа перегружена, что новые виды общеобразовательных учреждений, такие как гимназии и лицеи, вводят в старших классах программу первого-второго курсов вузов. Такая нагрузка плохо влияет на здоровье школьников.
Очень часто мы встречаемся с ситуацией, когда ребенка профилируют уже при поступлении в первый класс, чего быть не должно! В этом возрасте ребенок не может сделать выбор между гуманитарными, техническими и естественными предметами.
Вступительные экзамены в первый класс можно рассматривать как нарушение прав ребенка.
Ну и огромный, непомерный объем домашних заданий, большое количество уроков! Причем родители, стремясь отдать ребенка в спецшколу или лицей, заботятся о качестве его образования, но не всегда думают о его здоровье. Иногда директорам школ, в соответствии с санитарными нормами (по которым не может быть больше восьми уроков в день), приходится делать учебным днем субботу. Родители начинают писать жалобы. Они считают: пусть у детей будет хоть девять уроков в день, но в субботу надо отдыхать вместе со всей семьей. При этом папы и мамы не понимают, что от такой перегрузки в течение пяти рабочих дней ребенок за субботу и воскресенье не отдохнет. Тем более что и в выходные он будет делать уроки.

– Что выяснилось в результате эксперимента по совершенствованию структуры и содержания среднего образования, о котором так много сейчас говорят?

– Широкомасштабный эксперимент идет уже третий год, в его рамках проводится всесторонний мониторинг учебных достижений школьников, медицинских и психологических показателей их здоровья, а также санитарно-гигиенического состояния учебных заведений. В эксперименте принимают участие около 2 000 школ из 76 субъектов федерации. Причем это самые разные учебные заведения: школы сельские и городские, обычные и лицеи, гимназии. То есть экспериментальная площадка отражает реальное положение дел в образовании. Мониторинг проводится в 1–3-х и 10–11-х классах дважды в год – в октябре и в апреле. И поэтому мы можем развитие многих проблем наблюдать в динамике.
Результаты мониторинга помогут нам вычленить школьные факторы риска для здоровья, а они, разумеется, есть, начиная от плохих условий пребывания ребенка в школе и заканчивая психологическим дискомфортом, который ученики ощущают нередко по вине учителя. Мы хотим выяснить, в какой степени и как переживаются ребенком психологическая и физическая нагрузки в процессе обучения, достаточны они, чрезмерны или, наоборот, малы.
Мониторинг показал, что часто родители знают о состоянии здоровья своего ребенка больше, чем записано в школьной карте. И самое страшное, что даже учитель физкультуры понятия не имеет, чем болеет ученик. А это уже ситуация, которую можно отнести к школьным факторам риска.
В большинстве школ слабое медицинское обслуживание, отсутствует контакт с поликлиникой. Был случай, когда во время мониторинга родители с удивлением узнали, что районная поликлиника должна ежегодно проводить диспансеризацию детей в школе. А у них в селе она никогда не проводилась. Теперь с помощью местной поселковой администрации в школе появился врач.
Анализируя полученные данные, мы увидели, что, к сожалению, вопрос здоровья учеников в школах не поднимается. Практически нет никакой специальной работы, кроме отрывочных мероприятий – кто-то закупил тренажеры, кто-то провел День здоровья. Некоторые школы занимаются этим вопросом более-менее целенаправленно, но это единичные случаи в масштабах страны. Мы ежегодно проводим конференции (в 2003 году они были в Кемерово и Калининграде) по здоровьесберегающим технологиям, где рассматриваем и обобщаем опыт работы таких школ. Весной 2004 года мы планируем провести конференцию в Татарстане.
Но в абсолютном большинстве школ тема здоровья никогда даже не рассматривается на педсоветах.

– В некоторых школах вводят оздоравливающие процедуры: предлагают детям фиточаи, кислородные коктейли, проводят сеансы ароматерапии...

– Надо понимать, что отдельные, внесистемные мероприятия не только не улучшат здоровья школьников, но даже могут принести вред. Не всем детям полезен фиточай – среди ребят, которым предлагают этот оздоровительный напиток, могут оказаться и аллергики. Не всех детей-аллергиков можно посадить в соляную «пещеру», некоторым психологически трудно перенести такую процедуру. И вред для их здоровья будет больше, чем помощь от нахождения в соляной камере.
Поэтому надо выстраивать комплексную систему мер по здоровьесбережению – от поддержания элементарных гигиенических условий (чистоты в классе и мытья рук перед едой) до самых сложных вещей (системного взаимодействия с поликлиникой).
Следующее, что мы увидели в процессе мониторинга, – пики заболеваний школьников. Они приходятся на окончание четвертей и полугодий. И это нельзя отнести на счет того, что старшеклассники, как пошутил один директор школы, заболевают, чтобы на контрольные не ходить. Когда в школе начинают анализировать ситуацию, выясняется, что дети просто не могут всю неделю писать по две–три контрольные в день. Они заболевают гриппом, у них болит горло, а причина этому – чрезмерное напряжение, стресс.
Уже в начале этого года мы предложим школам несколько моделей здоровьесберегающих методик, созданных учеными с учетом анализа результатов мониторинга. Эти модели рассчитаны для широкой, массовой практики. Школа может сама выбрать подходящую для себя модель. Но нельзя решить проблему одним махом, как это пытались сделать с введением валеологии, например, или с половым просвещением.
Мы видим, что в первый класс приходят больные дети. Поэтому очень важно заниматься вопросами адаптации детей к школе.
Еще один фактор риска – переход детей из начальной школы в среднюю. Пятый класс для ребенка очень сложный. Случается, что отличник в начальной школе в пятом классе скатывается на тройки, потому что ему трудно привыкнуть к кабинетной системе, к разным требованиям учителей.
Сейчас мы готовимся ввести третий час физической культуры. Вообще вопрос физической культуры не простой для школы и тоже очень тесно связан со здоровьем.

– А что для здоровья детей можно сделать с помощью педагогических технологий?

– Вопрос, который интересует всех: можно ли сгладить стрессовые ситуации, если перейти на безотметочное обучение. Третий год проводится эксперимент в младших классах некоторых школ. Но для учителя, для педагогического коллектива – это очень трудно.

– Не ставить отметки – наверное, это гуманно по отношению к ребенку. Но как же тогда контролировать знания?

– Да, все равно придется переходить на оценку, выраженную в цифровом эквиваленте, но надо делать это постепенно, в течение четвертого класса. Сейчас наш отдел начального образования готовит рекомендации для перехода на оценочную систему.

– То есть в начальной школе отметки не нужны?

– По идее не нужны. Но во время эксперимента мы увидели, что в 60% школ первоклассникам ставили оценки уже в первом полугодии. Хотя о том, что первый класс должен быть без отметок, мы писали еще несколько лет назад. Мало того, мы увидели, что малышам задавали домашние задания, да еще какого объема! Детям приходилось тратить на их выполнение от тридцати минут до двух часов. В первом классе!
К сожалению, то, что мы рекомендуем и требуем, часто нарушается и не выполняется. Причем я охотно верю, что учителями движут самые добрые намерения. Они хотят научить, но при этом не понимают, что у маленького ребенка есть предел восприятия новых знаний. И ни один учитель не признается, что это из-за него ученик стал неуспевающим, неуспешным в школе, да и в жизни.
Недавно министр образования В.М. Филиппов подписал письмо с рекомендацией школам перейти на безотметочное обучение изобразительному искусству, музыке и физической культуре (смотрите следующий номер «Здоровья детей»). И учителя, вопреки нашим опасениям, восприняли это положительно.

– Сейчас много говорят о правах ребенка. Но в реальной жизни маленький человечек часто беззащитен перед несправедливым, предвзятым отношением педагога. Может ли ребенок поменять учителя, если у них не сложились отношения?

– В последнее время стало модным говорить о статусе учителя. Отдавая детей в руки измученной жизнью и вечным безденежьем женщины, мы не думаем о том, какого неуспешного по своему внутреннему состоянию человека она может сформировать. Посмотрите, кто работает в школе. Женщины «за сорок» и старше. А выпускники вузов, молодые и жизнерадостные, к нам сегодня не идут. Это вопрос социальный, и в один день он не решается.
Если учитель оскорбляет, обзывает ребенка, и даже бьет линейкой (бывает и такое!), можно поднять вопрос о его увольнении по суду. Но это долгий процесс, а ребенок в классе у такого учителя будет продолжать страдать. Родителям ученика младших классов я бы в таком случае посоветовала поменять школу. Потому что учитель в начальной школе – на все предметы один, и очень важно, каким он будет. Можно перевести ребенка на домашнее обучение. Но такое решение вопроса породит целый клубок новых проблем.
Если конфликт с педагогом произошел в основной школе, то, во-первых, ребенок может учиться данному предмету у другого учителя вместе с параллельным классом. Во-вторых, есть экстернат.
В 10-й статье «Закона об образовании» написано, что допускается сочетание различных форм получения образования. Например, не поладил подросток с учителем химии – он может ходить на все остальные уроки, а химию сдаст экстерном.
В большинстве конфликтов, я в этом абсолютно убеждена, виноваты педагоги. Ребенок не может быть виноват.

– Будет ли меняться программа образования: упрощаться, сокращаться?

– Уже созданы новые стандарты по всем предметам для обновления и разгрузки учебных программ. Все прекрасно понимают, что дети перегружены, что страдает их здоровье, но когда дело касается конкретного предмета, разговор получается иным: каждый учитель бьется, чтобы не сократили программу по его предмету. Особенно сложно с математиками. Они до сих пор не договорились, что будет в программе. Причем школьные учителя пытаются снизить требования стандарта, а представители вузов стремятся их повысить, забыв, что они имеют дело с детьми. А ведь не каждый школьник станет заниматься точными науками. Будущему врачу или пианисту сложные математические формулы в жизни не понадобятся.

– Будут ли меняться учебники? Сегодняшние учебники перегружены и зачастую написаны таким языком, который трудно воспринимается даже взрослыми.

– Ученые РАО проанализировали учебники по ряду предметов и обнаружили в них материалы сверх обязательной программы. Этот вопрос предстоит решать авторам и издательствам. Учебник не должен быть избыточным.
Иногда очень сложно разобраться в написанном. Книги пишут ученые, забывая, что они делают их для детей. Порой в соседних параграфах встречаются определения, допустим, химического процесса под разными названиями. Ребенок не понимает, что речь идет об одном и том же. Такое чтение порождает стресс.
Сейчас некоторые учебники будут переписываться. А некоторые будут доработаны, снабжены подробными рекомендациями, как ими правильно пользоваться.

– Как контролировать объем домашнего задания?

– Обязательно будут рекомендации по домашним заданиям, естественно, с учетом новых стандартов. Разработаем мы и требования к оснащенности учебного процесса, и критерии выставления оценок... Но по-прежнему мы будем сталкиваться с личностным фактором, с ролью учителя в этом процессе. У нас учитель сегодня пытается дать ученикам максимум информации. Причем каждый педагог считает свой предмет самым важным. Хотя многие уже стали понимать, что главное – научить учиться, воспитать правильное отношение к жизни, к людям, к себе и своему здоровью.

– Будет ли в школе вводиться должность человека, отвечающего за здоровье детей? Или этот вопрос ляжет на плечи администрации?

– В некоторых школах есть должность заместителя директора по здоровьесбережению, но я не думаю, что это правильный подход. Потому, что забота о здоровье учеников должна быть обязательной составляющей ежедневной работы каждого учителя. Вопросы здоровья нужно обсуждать на педсоветах, на оперативных совещаниях. Можно ввести сколько угодно должностей, но если не изменить отношения к этой проблеме…
Мы все вышли из советского времени, когда к человеку относились не как к личности, а как к винтику в машине. Трудно изменить такое отношение сразу. Хорошо, что сейчас все преобразования в школе идут в режиме эксперимента. Например, мы отправили в школы письмо с рекомендациями ввести безотметочную технологию. Но кто-то не может сразу перестроиться, работает по-старому. А те, кто начал вводить новый метод, по нашей просьбе присылают нам отчеты о том, как у них это происходит. Мы готовимся через год выпустить рекомендации для всех учителей по этим предметам. Мы не хотим создавать учителю стресс, потому что он обязательно принесет его в класс.
А самое главное, по закону ответственность за охрану жизни и здоровья учеников несет каждый педагог, не только директор. Это обязанность любого работника образования!

Вопросы задавала Нина СЕМИНА