Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2003

Архив

Конференция была организована Министерством образования Российской Федерации, Департаментом образования и науки Калужской области и Калужским государственным педагогическим университетом им. К.Э. Циолковского. Она собрала врачей, психологов, социальных и административных работников из разных уголков нашей страны. Специалисты из Мурманска и Краснодара, Челябинска и Ярославля, Санкт-Петербурга и Москвы, учителя сельских школ рассказали о проделанной работе, представили научные исследования в области сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи.
«Калуга – родина Циолковского». Вот все, что я знала, собираясь в командировку. Великий ученый писал, что живет в маленьком, пыльном провинциальном городке, где средь бела дня никого не встретишь на улице. Как бы он удивился, если бы узнал, что сейчас в Калуге среди других высших учебных заведений существует университет его имени! Государственный педагогический университет имени К.Э. Циолковского недавно отметил свой полувековой юбилей. Пять тысяч студентов учатся на девяти факультетах. Те, кто решил посвятить свою жизнь науке, могут продолжить образование в аспирантуре по четырнадцати специальностям и защитить кандидатскую диссертацию, не покидая альма-матер (при КГПУ существует пять диссертационных советов).

* * *

Экспресс «Москва–Калуга» преодолел расстояние почти в двести километров всего за два с половиной часа. Это время в комфортабельном вагоне пролетело незаметно. На перроне вокзала всех прибывших на конференцию встретили, и в дальнейшем все было продумано до мелочей: размещение в гостинице, организация выступлений и докладов, съемки местного телевидения, обеды. Нам даже пешком не пришлось ходить: везде возили на автобусе. А главное – организаторы конференции сумели создать удивительно теплую, дружескую атмосферу, которая способствовала продуктивной работе.
Где бы вы еще увидели президиум, состоящий сплошь из докторов наук, который бы вместе с актовым залом танцевал цыганочку или, сидя на стуле, изображал чайники? Конечно, это были не просто шутки и танцы, а гимнастика для позвоночника. Заслуженный работник культуры РФ, балетмейстер-педагог, старший преподаватель кафедры валеологии и медицинской психологии университета А.А. Ивашковский создал специальную программу «Хореокоррекция». Это комплекс музыкально-игровых этюдов, которые снимают напряжение в мышцах и позвоночнике и дают человеку эмоциональную разгрузку. «Ограничение в движении ограничивает мыслительную деятельность», – сказал Песталоцци. Дискомфорт в позвоночнике заставляет человека искать удобную позу. Особенно от этого страдают дети, весь день сидящие за партой. Интуитивно они вертятся и крутятся на стуле, пытаясь найти комфортное положение. И получают замечания за непоседливость. А ведь неправильная или недостаточная нагрузка мышц и скелета приводит к различным нарушениям опорно-двигательной системы, сколиозу, деформации стопы. Метод хореокоррекции используется в занятиях со школьниками всех классов уже тринадцать лет. Теперь он прошел испытание на ученых и студентах. И действительно, после пяти минут веселья, активных движений под музыку в образе Крокодила Гены или Кобры я почувствовала, что отдохнула физически и психологически, готова и дальше слушать серьезные научные доклады.

* * *

«Надо заняться оздоровлением всего образования, – считает З.И. Тюмасева, доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор, директор Института здоровья и экологии человека Челябинского ГПУ, – потому что сейчас в России здоровье теряют не только ученики, но и учителя. Это прежде всего проявляется в массовых неврозах после десяти лет работы в школе и в потере профессионализма». В Челябинском государственном педагогическом университете разработана специальная программа подготовки студентов, которая дает общие представления о гармоничных отношениях человека и окружающей среды (в том числе образовательной), знакомит с системными оздоровительными технологиями, которые студенты отрабатывают во время педагогических практик. Среди предметов, изучаемых будущими учителями, – человековедение, основы акмеологии, психогенетика, культура здоровья и основы здорового образа жизни, целебные силы природы (подготовка к оздоровительной работе в летних лагерях).

Состояние здоровья детей и подростков на сегодняшний день волнует многих специалистов. Данные статистики неутешительны. После 11 лет, проведенных за партой, дети приобретают целый букет так называемых школьных болезней. Сколиоз, гастрит и миопия уже никого не удивляют.

По новой классификации ВОЗ повышенное артериальное давление для подростков 12–14 лет составляет 130/80, для 15–17-летних – 135/85, для 18-летних и старше – 140/90 мм рт. ст. и рассматривается как артериальная гипертония. По данным Л.А. Благодатских, заведующей отделением медико-санитарной части № 1 г. Калуги, 61% первоклассников имеют пониженное давление, а повышенное – только 4%. Но в десятых классах картина меняется: количество гипотоников уменьшается, а гипертоников – резко увеличивается и составляет 18%. Стресс – одна из причин повышения давления. Вот, например, сейчас школьники болезненно реагируют на единый экзамен, который в виде эксперимента проводится в Калужской области. Надо сказать, что на таком экзамене давление повышается не только у учеников, но и у педагогов.

* * *

Вопросы детской и подростковой алкогольной зависимости и наркомании – отдельная тема. Л.И. Волкова, заместитель главврача Калужского областного наркологического диспансера, отметила следующие тенденции: снижается возраст юных наркоманов, число девочек среди них растет, обостряется криминогенная обстановка.
В Калуге, население которой составляет 357 тысяч человек, на учете в наркологическом диспансере состоит 1241 человек. Чтобы представить себе реальную картину распространения наркомании, надо это число умножить на десять. Больше всего наркоманов-подростков, состоящих на учете, было в 1999 году. Сейчас их количество несколько уменьшилось. Это объясняется конкретными причинами: местные власти справились с цыганской мафией и перекрыли транзит наркотиков, 80% из которых составляет героин, через область. Правда, многие подростки перешли на водку и пиво, и это привело к росту алкогольных психозов.
Тема подростковой наркомании вызвала огромный интерес среди присутствующих на конференции студентов. Я бы даже сказала, нездоровый интерес: хихиканье, шуточки.
Следующим было выступление доктора медицинских наук, профессора факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета А.Ю. Егорова.
Он отметил, что случаи алкогольного психоза у подростков участились в восемь раз. Три четверти подростков употребляют слабоалкогольные напитки, первенство принадлежит пиву. Вспомните, сколько рекламы этого напитка мы видим ежедневно по телевизору! Если выпить в день шесть бутылок пива, что, к сожалению, делают очень многие, опьянение наступает, как после бутылки водки. Причем пиво вреднее из-за многократности приема. Налицо страшная тенденция – увеличение количества девочек среди алкоголиков. В 80-х годах на 8–9 пьющих мальчиков приходилась одна девочка, а сейчас одна девочка приходится на пять мальчиков.
Изменилась личность наркомана. Больше всего пьют и колются лидеры, активные, взрывные ребята. На втором месте среди наркоманов эпилептоиды – злобные, туповатые (тип «старшего прапорщика»). На третьем – ребята, у которых нет четких привязанностей, интересов, наркотики – их способ самоутверждения.
У 52,9% подростков наблюдается полинаркомания, т.е. пристрастие как к алкоголю, так и к наркотическим или токсическим веществам.
Американцы насчитали 68 причин, по которым подростки начинают пить и принимать наркотики, и только три причины, по которым они отказываются их употреблять. Это: страх; положительный пример взрослых или положительный образ кумира, созданный массовой культурой; самодостаточность, умение решать свои проблемы.
«Для профилактики алкоголизма и наркомании можно привлекать подростков к экстремальным видам спорта», – считает кандидат биологических наук, доцент Поморского государственного университета им. Ломоносова г. Архангельска Ж.Ю. Чайка. При этом она отметила, что иногда бывает и наоборот: молодой человек бросает спорт и недостаток адреналина возмещает наркотиками. Так что прыжки с парашютом, скалолазание и альпинизм – не панацея в борьбе с вредными привычками.

* * *

Еще одна проблема: в последнее время в России возрастает количество беременностей и родов среди подростков на фоне снижения рождаемости у взрослых женщин. По данным ВОЗ, частота родов в юном возрасте в среднем в мире составляет 3,3–4,5%, в нашей стране – 2,0–4,9%. Это связано со снижением возраста, в котором девочки начинают половую жизнь, увеличением сексуальной активности подростков, распространением вредных привычек. Девочки не знают свой организм, не понимают, чем могут закончиться близкие отношения с противоположным полом. Часто такие отношения возникают под давлением окружающих ровесников, но основная причина безоглядного погружения во «взрослую» жизнь – отсутствие тепла и понимания в семье. Для таких девочек сексуальная жизнь становится средством достижения эмоционального комфорта.
Ранние роды опасны для несозревшего организма, они вызывают полную социальную, юридическую и экономическую зависимость от родителей, вынужденную изоляцию от привычного круга общения. Аборт, который предпочитают подростки в данной ситуации, приносит им чувство вины и перспективу возможной бездетности в будущем.
В чем же выход? «Необходимо создать государственные социальные программы по охране репродуктивного здоровья, – уверена О.А. Урусова, главный специалист Департамента социальной политики Калужской области, – которые обеспечили бы своевременное половое воспитание и сексуальное образование в семье и школе с учетом местных условий и возможностей».

* * *

Понятие «здоровье» включает в себя не только физическое, но и психическое состояние организма. Л.А. Котуранов, психолог Корекозовской сельской школы Калужской области, исследовал, как влияют на старших школьников СМИ. Доминирующая роль принадлежит телевидению: около 77% опрошенных проводят перед экраном до пяти часов в день, 7% учащихся в городе и 24% на селе считают, что телевидение никогда не обманывает, и безоговорочно верят всему, что им показывают. В результате просмотра бесконечных боевиков, сцен кровопролития и насилия у подростков смещаются понятия о нравственности и морали. У них развиваются эгоцентризм, агрессивность, жестокость, зависть к «красивой» жизни и «легким» деньгам. Дошло до того, что сельские девушки, соблюдающие целомудрие, подвергаются оскорблениям и угрозам со стороны ровесников.
Стоит задуматься, что мы показываем нашим детям по телевизору: супергерои с оружием и красотки с легким подходом к жизни, примитивные мысли и полублатной жаргон, «стрелки» и «бригады», разбавленные рекламой шампуня от перхоти и пива…

* * *

Два дня конференции, заполненные выступлениями, обсуждениями и встречами с интересными людьми, закончились. К сожалению, времени на то, чтобы посмотреть Калугу, не осталось. Но поход в театр нам организовали. Оказывается, городской театр – очень старый и с традициями, он появился в России вторым, после театра им. Ф.Г. Волкова в Ярославле. Зал был полон, хотя спектакль давали тяжелый, о покалеченном парне, вернувшемся из Чечни.
По традиции для участников конференции устраивают экскурсии по монастырям Калужской области. В прошлом году возили в Оптину пустынь. Нас повезли сначала в Боровский мужской монастырь, а затем в женский Черноостровский. Это было в Страстную субботу, накануне Пасхи. Поэтому и настроение у всех было особенное, и экскурсоводов слушали с большим интересом, и куличи освятили.
Женский монастырь нам показывала монахиня Сергия, которая в миру была учительницей истории с университетским образованием. Узнав, что группа состоит в основном из учителей, она рассказала про приют, созданный в их обители.
Шестьдесят девочек из неблагополучных семей, бродяжки от трех до 18 лет, живут и учатся в монастыре. Получают знания в объеме общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка, поют в хоре и отвыкают от дурных привычек. Ведь многие из них видели жизнь с изнанки. А здесь они обрели дом, поняли, что такое сострадание и милосердие. Покидая монастырь, они возьмут с собой эти знания в «большую» жизнь.