Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2003

Архив

Андрей ЛЕКМАНОВ,
профессор

Теряется ли здоровье в школе?

Как свидетельствуют официальные документы Минздрава России, здоровье наших детей в последние десятилетия значительно ухудшилось. Мы часто слышим такое мнение: приходит ребенок в первый класс здоровым, а оканчивает школу глубоко больным. Отсюда делается вывод, что школа – это то место, где дети здоровье теряют. Разберемся, так ли это.

Осмыслим статистику

Я скептически отношусь к тем публикациям, которые внушают обществу, что нация вымирает, она больна синдромом «русского креста» (когда уровень смертности выше рождаемости) и т.д. Внимательный анализ данных, полученных при диспансеризации 2002 года, показывает, что доля здоровых детей за прошедшее десятилетие снизилась с 45,5 до 33,9%. При этом ухудшение здоровья школьников связано прежде всего с самой большой – II группой здоровья (риск развития хронической патологии и функциональные нарушения). Эта группа составила 52% от всех детей.

Однако, во-первых, большинство детей этой группы вряд ли можно считать больными, так как это пациенты с функциональными нарушениями, но не заболеваниями (например, нарушения осанки у школьников определяются в среднем в 31% случаев). Во-вторых, такие цифры во многом связаны с углубленными обследованиями детей: при диспансеризации 2002 года впервые выявленная и взятая на учет патология составила 22%. Значит, раньше этих детей вообще не обследовали. Здесь подтверждается старая врачебная шутка: «Здоровый человек – это плохо обследованный». Наконец, в последние десятилетия появились новые медицинские технологии. Например, ультразвуковая диагностика позволяет видеть то, о чем еще 30 лет назад нельзя было и мечтать: не вмешиваясь в работу организма пациента, можно исследовать его внутренние органы (сердце, печень, желчевыделительную систему и др.). Это даже привело к открытию новых патологических состояний, таких, как пролапс митрального клапана, дискинезия желчных путей и т.д. Пролапс митрального клапана выявляется почти у 10% детей – вот вам и рост функциональной патологии. А ведь раньше, до появления методов ультразвуковой диагностики, такой диагноз просто не выставлялся.

Если к этой II группе прибавить группу здоровых детей (около 37%), то получится, что количество больных у нас – около 11%. Это тоже немало, но отнюдь не те 90%, о которых толкуют СМИ.

С другой стороны, около 30% призывников освобождаются от призыва в армию по состоянию здоровья, а 40% юношей призывного возраста не в состоянии приспособиться к нагрузкам военной службы по уровню физического и психического здоровья. Уверен, что во многом это связано с состоянием наших Вооруженных Сил, а не со здоровьем призывников. По данным той же диспансеризации, 92% детей в возрасте от 0 до 18 лет имеют нормальные, соответствующие возрасту параметры физического развития. Кроме того, углубленные исследования показали, что подавляющее большинство (94%) подростков не страдают нервно-психическими расстройствами, а их психическое развитие и умственные способности не ниже средних и соответствуют возрасту. Из этих же исследований, в частности, видно, что наркотики регулярно употребляют 2% школьников. Это, конечно, большая цифра, но все-таки на порядок меньше тех, которые публикуются в СМИ. Наши газеты и телевидение безоговорочно утверждают, что половина школьников-подростков регулярно употребляют наркотические вещества.

На самом деле все не так ужасно со здоровьем подрастающего поколения, хотя проблем хватает. Кроме того, нет убедительных данных, что здоровье школьников стало хуже или лучше, чем у их сверстников 20–40 лет назад, так что говорить о катастрофическом ухудшении ситуации некорректно.

Кто крайний?

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье населения на 50% определяется образом жизни, на 20% – наследственностью, на 20% – воздействием среды обитания и на 10% – качеством медико-санитарной помощи. Отнимем проценты влияния наследственности, а остальные 80% поделим пополам. Получим 40%. Как мне кажется, приблизительно настолько школа может влиять на здоровье ребенка во время обучения.

Вообще взаимоотношения школы, родителей и ребенка – одна из самых старых социально-культурных проблем. Сложившаяся еще в СССР школьная система такова, что она фактически не оставляет ни одного ребенка без активного внимания. В школе за детьми наблюдают, и это создает впечатление об ответственности школы вообще, и в частности учителя, за ребенка, и в том числе за его здоровье. И на самом деле школа много делает в этом направлении. Но такая система в то же время ослабляет ответственность родителей и других государственных служб. А ведь по большому счету именно родители и государство несут ответственность за то, что едят и чем дышат наши дети, как они воспитываются в семье, какие возможности они имеют для поддержания своего здоровья, как и чем лечатся. Однако часто в глазах родителей во всех неполадках со здоровьем детей школьного возраста виноватыми оказываются или учителя, или в целом вся школьная «братия». А ведь учитель во все времена нес ответственность только за свои действия или бездействие, а за все остальное, будь то плохое питание, отравленный дымом воздух, небрежение родителей или отсутствие лекарств, учитель и школа просто не могут отвечать.

Так значит, школа не может и не должна заниматься здоровьем детей? Должна и может. Но, к сожалению, немало здесь зависит от материальных вложений. Необходимо переоборудовать многие существующие школьные здания. Например, риск аллергического заболевания увеличивается в 3,1 раза, если места обитания ребенка (а школьник проводит в школе почти треть суток) ближе 100 метров от автомобильной дороги с интенсивным движением. Среди детей с аллергическими болезнями (бронхиальная астма, атопический бронхит и другие) 45% составляют дети, которые живут в 50 метрах от дороги, 33% – дети, живущие в 100 метрах, и лишь 5% – живущие в 500 метрах от автодороги. Чем дальше от дороги, тем меньше риск получить аллергию.

Есть мероприятия менее дорогие, но все равно требующие значительных финансовых вложений: создание оптимальной освещенности рабочего места школьника (борьба с нарушениями зрения), безопасные покрытия стен, пола и потолка, соответствующая росту ребенка школьная мебель... Говорить и писать об этом надо, и кое-где эти вопросы удается решать (честь и хвала администрации таких школ или регионов). Но ждать быстрого решения этих вопросов в целом по стране не приходится.

Движения все меньше...

Состояние здоровья школьников показывает, что постоянное реформирование школьного образования только увеличивает нагрузки и вводит новые дисциплины. Кроме того, медико-санитарные органы не в силах проводить необходимую экспертизу всех авторских программ, широко внедряемых в современные школы. «Повезло» современным школьникам: досталась им жизнь в интересное время перемен.

Но есть и такие слабые места школьного образования, исправление которых не требует особых финансовых вложений. Так, врачам хорошо известны отрицательные последствия гиподинамии для растущего детского организма. Между тем последние исследования свидетельствуют, что в образовательных учреждениях уровень двигательной активности у детей в 2–3 раза ниже даже минимально необходимого. Он достигает лишь 60% от уровня двигательной активности школьников 60-х годов ХХ века. Сегодня гипокинезия зафиксирована у половины мальчиков и 75% девочек школьного возраста. Может, дети дома занимаются физкультурой? Отнюдь, всего 1,4% родителей занимаются физкультурой с детьми ежедневно или даже периодически. А ведь, по данным Министерства образования, из-за низкого уровня состояния здоровья около миллиона школьников сегодня полностью отлучены от занятий физической культурой. Хотя для больных детей, может, даже более, чем для здоровых, занятия физкультурой необходимы.

Где выход?

Вот почему необходима коррекция общепринятой программы физического воспитания. И жизнь показывает, что во многих учебных заведениях программа меняется. Мы писали о таких школах, где взрослые и дети живут в движении. Иногда инициаторами такого стиля жизни бывают энтузиасты-учителя, иногда – учителя вместе с родителями, а иногда –преподаватели физкультуры. Важно только найти поддержку администрации школы. В скобках заметим, что и для учителей чрезвычайно полезно бороться с гиподинамией.

Следует отметить, что речь идет не о спорте, а о физкультуре. Сегодняшний спорт вреден для здоровья! Специальные исследования показали, что у юных спортсменов, независимо от специализации (плавание, гимнастика, теннис, легкая атлетика и т.д.), происходят нарушения в организме – нарушается ритм сердца, увеличиваются желудочки сердца и т.д. К тому же надо понимать, что спортсмен, пробежавший 100 метров за 10 секунд, не становится здоровее того, кто пробегает их за 11 или 12 секунд.

Другим направлением улучшения здоровья, не связанным с финансовыми вливаниями, является собственно педагогическая деятельность. Давно известно, что если обучение для ребенка привлекательно, то оно продуктивно. Это подтверждают и последние исследования. Даже дети с низким уровнем интеллекта при таком подходе достигают значительных результатов. И наоборот, если нет мотивации, только дети с высоким интеллектом могут достичь успехов в учебе. Однако, если нет интереса к учебе, даже у успешных детей возникают симптомы школьных стрессов.

Эти исследования во многом опровергают бытующую точку зрения о том, что загруженность современных школьников крайне отрицательно влияет на их здоровье. Исследования фактически свидетельствуют, что если школьнику учиться интересно и он видит в учебе пользу, все у него будет в порядке и с учебой, и со здоровьем. Много лет назад об этом писал создатель нашего издания Симон Львович Соловейчик. Он даже свою книгу так и назвал – «Учение с увлечением».

Однако некоторые известные педиатры считают сегодняшнюю школу фактором, разрушающим здоровье учащихся. Особый упор они делают на школы нового типа: гимназии, лицеи... Между тем мне так и не удалось найти репрезентативных исследований, которые бы доказывали, что здоровье детей в школах нового типа хуже, чем у их сверстников в обычных школах. В целом анализ показал, что ухудшение состояния здоровья школьников к окончанию 10-летнего курса обучения наступает независимо от типа учебного заведения.

В пословице «В здоровом теле – здоровый дух» существует и вторая часть: «Здоровый дух определяет здоровое тело». И можно привести множество примеров, когда именно здоровый дух помогал человеку преодолеть самые тяжелые физические недуги. Другими словами, если ребенку неинтересно учиться в школе, если уроки малоинформативны и утомительны, они не только не дадут ученику знаний, но и принесут вред его здоровью.

Поэтому при планировании и проведении уроков учитель должен стремиться, чтобы ученикам было интересно, независимо от сложности и объема изучаемого предмета и материала. Но и этого мало. Надо, чтобы интересно было каждому ученику: развитому и неразвитому, с высоким и низким IQ, мальчику и девочке, на первой и на последней парте. Трудно? Очень. Но для того и существуют профессионализм и мастерство педагога.

А пока сегодня появился термин «синдром педагогического насилия». Под ним понимают влияние педагогических действий на здоровье школьников, в том числе психосоматическое. Этот синдром еще не входит в медицинский реестр названий болезней, но, если не принять надлежащих мер, завтра выражение «потерял здоровье в школе» станет не только фразеологическим оборотом.

Союзники – рядом

И еще одну тему хочется затронуть. Это школа и родители. К сожалению, сегодня администрации школ России рассматривают родителей не как союзников и помощников в воспитании и оздоровлении детей, а только как дополнительные финансовые источники пополнения школьного или даже личного бюджета. Хотя недавние опросы родителей в различных регионах страны показали: более трех четвертей из них считают, что только при сотрудничестве семьи и школы возможно здоровое воспитание детей. Значит, остается только правильно организовать взаимодействие школы и семьи. Оно особенно важно для подростков. Ведь подростки поддаются дурным влияниям, если они не получают поддержки от семьи и школы, сталкиваются с постоянными запретами и отрицанием даже безобидных элементов своей культуры. А совместная деятельность школы и семьи сначала на ниве укрепления здоровья, воспитания навыков здорового образа жизни, а потом и творческой деятельности во всех ее проявлениях создаст дружбу между взрослыми и детьми, в которой так нуждаемся и мы, взрослые, и они, дети. А если учесть, что почти в трех четвертях семей проблемой является употребление алкоголя и детям из таких семей творческое взаимодействие с взрослыми послужит адекватной моделью семейных отношений, то пользу от такой совместной деятельности трудно будет переоценить.

Современные дети прекрасно знают, «что такое хорошо и что такое плохо». Их не надо убеждать в необходимости здорового образа жизни, они лучше взрослых расскажут о вреде пива и о разрушительном действии наркотиков. Надо убедить их взяться за свое здоровье.

Кто должен все это начать? Мне думается, что инициатива должна исходить от школы. Для этого надо только поставить себе задачу – укрепить здоровье детей за время их пребывания в школе.

Рискну предположить, что лучше быть здоровым и малообразованным, чем образованным и больным. А если наши дети вырастут и здоровыми, и образованными, значит, мы не зря живем.