Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2003

Архив

В. РОДИОНОВ,
кандидат педагогических наук,
АНО «Школа «Премьер», МГППУ
rodionov@premier.edu/ru

Программы здоровья в России и за рубежом

Проблема ухудшения психического и физического здоровья школьников не является чисто российской, она характерна для многих развитых стран, где одним из вариантов ее преодоления стало сокращение учебной нагрузки, упрощение учебных программ.

Многие работы, посвященные состоянию здоровья современных школьников, начинаются с перечисления «страшных» показателей: современный среднестатистический школьник стал меньше ростом, хуже видит, сутулится, а также страдает нервно-психическими, сердечно-сосудистыми и многими другими заболеваниями. При этом ухудшение его здоровья происходит как от года к году, так и от класса к классу. Иными словами, десятиклассник 2000 года уступает по медицинским показателям десятикласснику 1970 года – и оба они уступают в этом первоклассникам, которые учились одновременно с ними.

То, что школа плохо влияет на здоровье школьников, было известно давно. Одну из причин этого явления педологи 20-х годов видели в самом укладе школьной жизни. Профессор И.А. Арямов в «Основах педологии» писал: «Если принять во внимание, что обмен веществ происходит преимущественно в мышцах, то станет понятным, что одну из серьезных причин отмеченного явления (ухудшение здоровья) нужно искать в пассивном школьном обучении, принуждающем учащихся несоответственно большую часть дня проводить в сидячем положении и нарушающем обмен веществ, имеющий у детей более энергичный характер и требующий интенсивных движений».

Эта точка зрения подтверждается любопытным фактом. Если в начале и середине прошлого, двадцатого, века дети из состоятельных семей выгодно отличались по уровню здоровья от своих сверстников из семей бедноты, то в последние десятилетия система образования нивелировала эти различия. Мониторинг физического развития школьников Москвы в 90-е годы выявил негативные изменения в физическом статусе детей, обучающихся в гимназиях, лицеях, некоторых частных школах, то есть у детей из благополучных семей.

Проблема ухудшения психического и физического здоровья школьников не является чисто российской, она характерна для многих развитых стран, где одним из вариантов ее преодоления стало сокращение учебной нагрузки, упрощение учебных программ. В США, Англии и других странах при разработке школьных программ специалисты в первую очередь ориентируются на сохранение соматического здоровья учащихся и их эмоциональную стабильность. Но даже в этих странах есть программы, которые направлены на сохранение здоровья школьников в большей степени, чем это принято традиционно. Так называемые «школы содействия здоровью» отличаются от обычных образовательных учреждений тем, что в них большое внимание уделяется развитию навыков и умений в области охраны здоровья. Автор книги «Содействие здоровью в наших школах» («Health Promotion in our Schols») Хью Хайвис при определении понятия «здоровье» ссылается на термин Всемирной организации здравоохранения, согласно которому это понятие включает:

– физическое здоровье, подразумевающее бодрое и хорошее самочувствие;
– психическое и эмоциональное здоровье;
– социальное и индивидуальное здоровье;
– здоровую окружающую среду.

Все эти аспекты неразрывно связаны между собой, однако психолог, врач, педагог, администратор могут работать наиболее эффективно каждый в своем направлении. В приобретающей все большую популярность образовательной программе Международного бакалавриата медицинское сопровождение выносится за пределы учебной деятельности, однако учащиеся на уроках по различным дисциплинам знакомятся с навыками здорового образа жизни и успешной социализации. Подобная надпредметная сфера получила название «Здоровье и социальное образование» и включает в себя такие разделы, как «Личная гигиена и основные риски для здоровья», «Самопознание и ответственность за себя», «Взаимоотношения», «Личность в обществе, моральная ответственность». Эти разделы подаются учащимся как в виде тренингов, так и по элементам включаются в уроки биологии, химии, физической культуры.

 

Сегодня наряду с освоением академической программы школьник должен овладеть навыками здорового образа жизни, включающими основы самоконтроля и самооценки, умением разрешать конфликты и уважать точку зрения оппонента. От социальной компетентности подростка во многом зависит его физическое и психическое здоровье, успешность его самореализации как личности.

При этом нельзя не учитывать постоянные изменения, происходящие в окружающем нас социуме. Возникшие пустоты в области воспитательной работы немедленно заполняются интенсивной «жесткой» рекламой, пропагандирующей алкогольные напитки и сигареты. Разработчики рекламы действуют «на опережение», привлекая не только квалифицированных дизайнеров, но и опытных психологов. Движению против алкоголя, табака и наркотиков «Умей сказать “нет”» противостоит реклама сигарет с надписью «Разве “нет” – это ответ?». Закономерным следствием несовершенного законодательства, регламентирующего рекламный бизнес, а также выраженного кризиса в области воспитания подрастающего поколения стало стремительное увеличение количества ВИЧ-инфицированных и наркозависимых подростков.

В последние годы в структуре заболеваемости детей и подростков школьного возраста все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков у подростков, так как, выходя из-под опеки взрослых, они оказываются не подготовленными к самостоятельным решениям. Неподготовленность проявляется в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто последить за своим здоровьем. Вредные привычки, закрепляясь под негативным влиянием социальной среды, неизбежно приобретают форму чрезвычайно опасных заболеваний, например таких, как различные варианты зависимости от психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, токсические вещества и т.п.).

Специалисты ВОЗ считают школу наиболее перспективным участком воздействия на личностное становление подростка. Школьные медицинская и психологическая службы способны, превратившись из «службы спасения» в «службу развития», обеспечить адекватную возрасту программу личностного развития каждого учащегося. В нашей стране оздоровительные тенденции в школах складываются примерно так же.

Наряду с программами, направленными в первую очередь на создание среды, здоровой с точки зрения медицины и физической культуры (бассейны и витаминизация, фитотерапия и офтальмотренажеры), все большее распространение получают тренинговые циклы, формирующие навыки здорового образа жизни и успешной социализации. Как показывают наблюдения, наиболее успешно реализуются профилактические программы, в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется через игру, через проигрывание и переживание ситуации, а не заучивание сообщенного взрослым «правильного ответа».

О необходимости использовать школы в качестве базы для реализации программ по профилактике ВИЧ/СПИДа, а также заболеваний, передаваемых половым путем, говорится в документах Всемирной организации здравоохранения. В концептуальном документе UN-AIDS отмечено, что «школьные программы открывают достаточно широкие возможности для просвещения многих молодых людей по этим вопросам; ни одна другая институциональная система не может конкурировать со школой в плане численности молодежи, охваченной такой просветительской работой. Программы профилактики заболеваний, а также пропаганды здорового образа жизни должны охватывать всю школьную структуру... Эта работа является ключевым компонентом национальных программ, направленных на улучшение здоровья и развития детей и подростков». Наибольшую эффективность продемонстрировали программы обучения, в которых акцент сделан на обучении навыкам, необходимым для принятия молодежью ответственных решений в таких областях, как курение, применение наркотиков, сексуальные отношения.

Наиболее распространенная в мире (реализуется в 30 странах мира) – программа «Жизненные навыки» («Life skills») разработана организацией Life Skills International. Основоположник концепции Б.Спрангер определяет обучение жизненным навыкам как «процесс обучения детей в их взаимодействии между собой и обучающими лицами для приобретения знаний, навыков и формирования поведения, которое позволит молодежи и взрослым ответственно относиться к собственной жизни, принимать правильные, “здоровые” жизненные решения, обладать высокой сопротивляемостью негативным формам давления, минимизировать вредоносные виды поведения». Программа «Жизненные навыки» включает умение сопротивляться предложениям употреблять психоактивные вещества.

В Великобритании обучение здоровому образу жизни и соответствующим социальным навыкам ведется в школе в рамках дисциплины, которая так и называется – «Обучение здоровому образу жизни». В Австралии создана программа первичной профилактики ПАВ, которая включена в годовой учебный план начальной школы и реализуется как серия из шести тем, включающая по 10 уроков каждая. Другая программа «всеобщего» здоровья австралийца Колина Ярхэма рассчитана на 12-летний курс обучения. Ее тематика чрезвычайно обширна – от профилактики кариеса и умения общаться до ранней беременности и предупреждения наркозависимости. Однако содержание занятий дано в виде достаточно лаконичного плана, поэтому до начала практического применения программы ее следует наполнить конкретным содержанием.

Примером программы, ориентированной на подростков, может служить «Adolescent Alсohol Prevention Trial» по противоалкогольным профилактическим мерам. Это универсальная школьная программа для пятого класса, с закрепляющим курсом в седьмом классе. Она включает две основные стратегии. Первая – обучение навыкам сопротивления, которые помогут детям отказываться от предложения наркотиков и алкоголя. Вторая стратегия исправляет ошибочные представления о преобладании злоупотребляющих алкоголем и наркотиками и о «естественности» злоупотребления психоактивными веществами. Сочетание тренинга сопротивления употреблению наркотиков и нормативного образования предотвращает употребление наркотиков.

Негативная роль СМИ и рекламы, способствующая развитию вредных привычек, нивелируется в программах Педологического института (Амстердам). Программы предлагают состояние равновесия между требованиями, которые предъявляются к ребенку со стороны общества, и его возможностями. Выделяются возрастные периоды, каждому из которых соответствуют определенные обязанности. Вводится понятие «обязанности развития». Четкое определение обязанностей развития каждого возраста позволяет столь же конкретно определить навыки и умения, которые необходимо формировать у человека в этом периоде.

Лучшие образцы школьных профилактических программ должны отличаться продуманным учебным планом, адаптированным к культурным особенностям конкретной страны и настроенным на формирование жизненных навыков в большей степени, чем на биомедицинскую информацию. Примером такого рода программы может служить канадская программа «Навыки здоровых взаимоотношений» («Skills for Healthy Relationships»), начатая в 1990 году и ориентированная на учащихся 14-летнего возраста. Программа поддерживается Департаментом здравоохранения и Советом министров образования. Она направлена на снижение сексуальной активности, на усиление защищенности сексуальных отношений, на формирование навыков толерантности к ВИЧ-инфицированным.

 

В советском обществе государство брало на себя ответственность за жизнь человека, осуществляло функции контроля за средой жизнедеятельности, стремилось исключить все социальные влияния, входившие в противоречие с целями государства. Можно сказать, что на протяжении многих лет отечественное образование косвенным образом решало задачи обучения учащихся жизненным навыкам в рамках учебных курсов по природоведению, литературе, биологии, физической культуре и т.д. По мере сокращения идеологической составляющей воспитания в школах вводились такие предметы, как «Человековедение», «Этика семейной жизни» и другие.

Рубеж веков стал началом активного освоения теоретических представлений о жизненных навыках, апробацией зарубежных программ и создания собственных. В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования» задачи образования включают в себя задачи по формированию культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни.

Результатом инициатив Министерства образования России и Министерства здравоохранения России, поддержанных Институтом «Открытое общество», Российской академией образования, Российской академией медицинских наук, стали программа «Здоровье» и методическое пособие для учителей 1–11-х классов под редакцией В.Н. Касаткина и Л.А. Щеплягиной. Программа представляет собой сочетание когнитивного и поведенческого подходов. Формирование жизненных навыков решается с учетом закономерностей социального влияния. Для реализации программы не требуется дополнительных часов в учебных планах школы, она может органично войти в образовательные области на основе синтеза с базовым компонентом. Это соответствует пожеланиям ВОЗ, в документах которой отмечалось, что профилактические программы будут иметь наибольшую эффективность при интеграции в такие предметы школьного учебного плана, как «Биология», «Педагогика здоровья», «Обществознание». Вместе с тем при организации внедрения программ следует принимать во внимание некоторые социально-исторические и региональные особенности. Так, по данным социологических опросов, в Москве учителя воспринимаются как источник достоверной информации по обсуждаемым вопросам только детьми 10–13 лет. В Ярославле ни в одной возрастной группе информация, передаваемая учителями, не воспринимается как достоверная.

В настоящее время в России реализуется ряд образовательных программ, в рамках которых рассматриваются вопросы формирования жизненных навыков и здорового жизненного стиля. Для начальной школы это «Школа безопасности» А.А. Усачева и А.И. Березина, «Физическое развитие и психическое здоровье», «Педагогика здоровья» и некоторые другие. Все эти программы содержат разделы, посвященные предупреждению курения, алкоголизма, токсикомании, наркозависимости. Материал в этих программах дается в занимательной игровой манере, с увлекательным внутренним сюжетом. Пособия отличаются современным подходом к решению проблем социализации и профилактики наркозависимости. Например, в программе «Педагогика здоровья» используется механизм формирования отрицательной ролевой модели (больные наркоманией, алкоголизмом ограничены в выборе профессии; им не хочется подражать).

Эти программы отошли от традиционного назидательного, информационного стиля, они делают акцент на развитии собственного «Я» ребенка, на формировании положительной самооценки, осознанного отношения к собственному здоровью, и в частности навыка самоконтроля своих действий. В «Физическом развитии...» упор делается на сопряженное психофизическое воздействие и интенсивную двигательную активность; в «Педагогике здоровья» – на игру, наглядность и разнообразие дидактики; в «Организации педагогической профилактики...» – на элементы психологического тренинга.

Однако вместе с профессионально грамотными программами создаются и такие, в которых отсутствует серьезная научная база. В них, наряду с методически грамотными разделами, встречаются серьезные ошибки. Например, содержание занятий часто неадекватно возрасту детей. Так, в некоторых программах в три года предлагается изучать различия между мальчиками и девочками, в четыре – знакомиться с основами саморегуляции, в шесть – рассматривать способы насильственного и ненасильственного решения проблем. Во 2-м классе нет смысла говорить о том, как добиться здоровой кожи (подобная тема уместнее для обсуждения в подростковом возрасте). В 6-м классе вряд ли своевременны занятия «Процесс рождения ребенка» и «Уход за новорожденным». Непонятной кажется классификация, предлагаемая для учета подростков из группы риска. Наряду с подростками, регулярно употребляющими алкоголь, в нее входят учащиеся классов коррекции, что вызывает активное недоумение.

Характерные особенности некоторых авторских программ – нечеткая адресная направленность; занятия, разработанные психологами, врачами, биологами, предлагается проводить педагогам, не имеющим соответствующей подготовки. Одно из пособий адресовано преподавателям, обучающим здоровому образу жизни подростков и юношество (первичный материал разработан ВОЗ и ЮНЕСКО в 1994 году). В нем, помимо занятий, предложены вспомогательные материалы по активным методам обучения. Вместе с тем книга изобилует, по меньшей мере, спорными высказываниями, например: «Флирт... облагораживает половое влечение, укрощая его с помощью нежности и верности» или: «Любовные игры юных... могут стать преградой на пути к гомосексуальной ориентации». Главным же недостатком, на наш взгляд, является то, что сам ход занятий по сексуальному воспитанию требует от педагога выполнения задач, которые под силу только психологам или психотерапевтам, прошедшим специальную подготовку.

К сожалению, существующие программы не выполняют главной функции – формирования стратегий поведения, в рамках которых отрабатывается связь мотива, установки и навыка. Практически отсутствуют в отечественных программах занятия, направленные на повышение «медиаграмотности». Для России же это имеет особое значение, поскольку ни в одной стране мира нет столь жесткой, изощренной рекламы, агитирующей молодежь курить, пить спиртные напитки (яркие примеры точности воздействия рекламы – «Арсенальное – пиво с мужским характером», реклама сигарет Winston «Разве “нет” – это ответ?»).

В стране практически отсутствуют программы, посвященные работе с семьей. Более того, некоторые программы усиливают отгороженность ребенка от родителей (в одной из программ мы нашли следующую рекомендацию: «Следует заранее обязательно разъяснить ученикам, что они имеют полное право не показывать свои рабочие тетради, то же самое очень неплохо довести и до сведения родителей»). Отмечается серьезный дефицит профессиональных программ, посвященных сексуальному поведению.

Как показывают результаты исследований, все работающие в стране программы вносят свою лепту в воспитание. Благодаря им у подростков есть представление о факторах риска для здоровья, и в то же время созрела острая необходимость в программах нового поколения, которые учитывали бы законы социальной психологии. И создание таких программ – дело реальное.