Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2003

Архив

Лев ХАХАЛИН, профессор

Бой биологических часов

Когда определяется Судьба?

Между тем все эти сменяющие друг друга процессы – основа основ правильного гармоничного развития ребенка, и физического, и психологического. Да и почти все болезни детей так или иначе связаны с этими сменами темпа роста и развития каждого отдельного ребенка.

Я хочу поговорить о том врожденном механизме, подчиняясь работе которого в организме каждого из нас от момента зачатия до времени последнего вздоха происходят непрерывные изменения. Может быть, кому-то из родителей или воспитателей эти знания помогут понять причины нестандартного самочувствия, или поведения, или заболеваний их подопечного. А понять – значит простить, пожалеть, помочь.
Этот врожденный механизм называется «биологический ритм», «биоритм», «биологические часы».

Природа вложила этот механизм в любой существующий биологический объект, а каждому виду существ определила свой биоритм. И биоритм человека совершенно чужд биоритму, например, кошки, хотя, быть может, кошка живет в одном доме с человеком уже двадцать лет. Более того, у каждого взрослого человека есть свой, индивидуальный биоритм, случается, идущий вразрез с биоритмами окружающих (наиболее часто встречающийся вариант – «совы» и «жаворонки»). Но все дело в том, что у ребенка его индивидуальный биоритм формируется постепенно, в первые пять-восемь лет жизни, под влиянием сотен важных, обязательных, врожденных и тысяч случайных, уже связанных с жизнью семьи факторов.

Обращали ли вы внимание на то, что, например, все гороскопы и все системы гадания не относятся к детям? А все потому, что даже древние жрецы, придумывавшие методы предсказаний, знали, что судьба ребенка до некоторого возраста неопределенна. И эта неопределенность, как мы сейчас знаем, связана с потрясающе сложным и долгим по времени процессом самоорганизации организма любого человеческого детеныша. В медико-биологической науке этот процесс называется коротким емким словом системогенез, дословно – порядок образования. Все индивидуальное в строении и организации организма ребенка и его биоритмов зависит от этого процесса. (Не бойтесь научных терминов в этой статье, без них не обойтись, зато вы будете знать, как на самом деле происходит чудо создания гармоничного Человека.)

Идею, концепцию системогенеза выдвинул еще 60 лет тому назад известный русский физиолог Петр Кузьмич Анохин. В сжатом виде суть его идеи выглядит так: любой живой организм представляет собой замкнутую и строго организованную систему разнообразных по функциям и по локализации структурных образований, которые обеспечивают его выживание. В этой формулировке важно каждое слово.

Ребенок выживает играя

Выживание. С точки зрения биологии жизнь любого из нас представляет собой непрерывный процесс выживания. И других задач перед нами не стоит.

Когда мы молоды и здоровы, этот процесс даже доставляет наслаждение, и никому из нас не приходит в голову, что наша весна жизни – это победоносное время борьбы с окружающим миром. Мы просто живем, получая от жизни все доступные удовольствия и, как дети, не задумываясь о том, что стоит за нашей способностью хорошо себя чувствовать при любой погоде, при недосыпе, при тяжелой, но посильной работе.

Когда мы больны и стары, весь груз этой борьбы мы ощущаем на себе сполна. И все потому, что резерв выживания сократился.

Все, буквально все, что делает растущий ребенок (пристает с вопросами, упрямствует, балуется, шкодит, капризничает...), – это тоже внешние проявления его инстинкта выживания. Мы же умиляемся играм котят и щенят, медвежат и обезьянок – почему же мы так несправедливо суровы с нашими детьми? Они познают мир и себя. Играя и балуясь, они учатся выживать.

Резервы детства

Структурные образования. Это просто: есть кожа, скелет, органы пищеварения, нервная, кровеносная, иммунная и еще два десятка других конкретных, уже неплохо изученных структур. Время от времени какая-нибудь из них делает ошибку – и мы чем-нибудь обязательно заболеваем, потому что мы непрерывно боремся за жизнь с чуждым агрессивным окружающим миром («и вся-то наша жизнь есть борьба»). В конце жизни все структуры начинают сбоить – и однажды, в один печальный день, мы не выживаем.

Природа великодушна, она наградила детей потрясающими резервами каждого структурного образования: нередко дети счастливо отделываются легкими повреждениями, падая с высоты, обжигаясь, утопая, задыхаясь и тяжело болея. Выживание ребенка обеспечивают четырехкратный функциональный резерв легких, пятикратный – почек, шестикратный – сердца, восьмикратный – кроветворения и так далее. «Ребенок – не свеча на ветру. Ребенок – это негасимая лампада. Только не забывайте подмасливать ее», – говорила нам, студентам-медикам, великий русский врач, наш Учитель. Тридцать пять лет моей практики не раз подтверждали ее слова.

Настройка оркестра

Консолидированность предполагает широчайшую и глубочайшую согласованность работы структурных образований организма. Мы бежим или поднимаем тяжесть, а в нашем теле одновременно работают все органы. Мы добежали и сбросили тяжесть, и немедленно работа всех структур переходит на другой ритм, биоритм. И этому мы, взрослые, не учимся, это всегда с нами. Но ребенок только постепенно приобретает эту важнейшую особенность системогенеза. И пока он учится согласовывать работу своих структур, систем и органов, его организм делает ошибки, которые внешне иногда выглядят симптомами болезней (пищевой аллергии, болезней крови, иммунитета, некоторых эндокринных заболеваний). И родители, и педиатры досадуют на это «несовершенство» системогенеза. И не правы, потому что если бы системогенез шел монотонно-ровно-однонаправленно, то ребенок был бы лишен важнейшего качества жизни – приспособляемости.

Мудрость приспособления

Это же так трудно – приспособиться к новым условиям жизни... Вспомните, как непросто и не сразу вы привыкаете к новой квартире, работе, новым людям в своем окружении, новому климату, новой еде, новым обязанностям... А ребенок входит в жизнь внезапно, без права выбора места жительства (Крайний Север это или экватор) и условий жизни. И Природа одарила его специальной, волшебной способностью к приспособлению, гетерохрония его системогенеза – это чудесный механизм приспособляемости. Гибкий и мощный, обеспечивающий избирательное (замедленное или ускоренное по темпу) развитие отдельных структур, самых необходимых данному организму в данное время жизни в данных условиях.

Гетерохрония проявляется уже в самом раннем внутриутробном периоде (на первых трех месяцах беременности) различиями во времени закладок органов, разнообразием темпов их развития, времени консолидации отдельных структурных образований и временем межструктурной консолидации. Мощные волны информации, освобождаемые из генов, регулируют эти процессы, соотнося их с географической точкой, в которой находится мать (и не исключено, что не только местный геомагнетизм Земли, но и положение нашей планеты в нашей Галактике вносят свои поправки в гетерохронизм и межструктурную консолидацию в организме ребенка), с самочувствием матери, состоянием ее здоровья и так далее.

Самые простые и наглядные примеры игры гетерохронии – это многоплодные беременности и рождение будущих крупных детей миниатюрными женщинами. Когда лет 15 назад английские врачи собрали перед непосвященной аудиторией пятьдесят громадных двухметровых парней вместе с их полутораметровыми хрупкими мамами, аудитория ахнула: так не соотносились крошечные мамочки со своими детьми-амбалами! А ведь эти будущие гиганты родились со стандартным весом и ростом, но потом чудо гетерохронии запустило догоняющий процесс межструктурной консолидации, и дети выросли именно такими, какими должны были стать, – крупными людьми. То же самое происходит с детьми в многоплодных беременностях. Системогенез неведомыми нам пока путями дает знать каждому зародышу при таких беременностях о том, что для него в матке уготовано пространство меньше, чем обычно полагается, и объем тела каждого детеныша пропорционально уменьшается. У меня вызывает восторг тот миллион раз проверенный факт, что при этом зрелость ребенка и завершенность системогенеза практически соответствуют стандарту. Вот он, наглядный пример действия законов консолидации в организме здорового ребенка!

Способность к консолидации и гетерохронии проявляется, как правило, только в детстве. Исключения редки и избирательны. Так, например, врожденно слепым в компенсацию их дефекта гетерохрония дарит «кошачий слух и собачий нюх».

Ох, как много тяжелейших детских и взрослых болезней можно было бы с легкостью победить, запустив обратное действие гетерохронии!.. Жаль, но с течением времени чудо гетерохронии исчерпывается.

Но иногда межструктурная консолидация завершается либо раньше рождения, либо, что чаще наблюдают педиатры, уже после рождения ребенка. Тогда рождается «незрелый ребенок». Удивительно, как мало точного, научно, лабораторно и инструментально обоснованного в этом понятии, но как хорошо понимают друг друга педиатры, когда речь заходит о таких детях. Единственное, подобное «незрелости ребенка», что встречается у взрослых, – это «сосудистая дистония». Мало кто из терапевтов может сформулировать, что это такое. Но все терапевты понимают, о чем идет речь. И судите как хотите, но у таких взрослых больных всегда находят неблагополучия во время их внутриутробного развития.

Пришло время!

Еще одним изумительным свойством системогенеза является его стадийность – переход со стадии на стадию развития. Это свойство организма изо дня в день наблюдают и ждут родители маленьких детей: молчал-молчал – и вдруг заговорил. «Дай!» – говорит малыш к полному восторгу родни. Не умел что-то делать – и вдруг сделал: «Я – сам!» Это громкий бой его биологических часов. Пришло ЕГО время – и его биологические часы ударили!

Так громко появляются новое качество, новые возможности, новые решения проблем болезни, и у детей системогенез нередко побеждает болезнь. Болел ребенок чем-то хронически – и вдруг сам выздоровел. Уже полтораста лет педиатры знают этот феномен и говорят о нем: «Ребенок перерос свою болезнь». Собственно говоря, сами они, стихийно ли, осознанно ли, уповают именно на стадийность развития, на великую силу биоритма.

Проявления стадийности иногда принимают клиническую форму псевдоболезни, например «второй перекрест белой крови», или функциональной недостаточности какого-либо органа: функциональные шумы в сердце, возрастные дискинезии желчевыводящих путей. Это кукует кукушка биологических часов, негромко, но настойчиво, отмечая очередной этап в развитии организма ребенка и привлекая внимание врачей к свершившемуся.

Заодно

Синергизм (процесс совместного действия) – факт установленный, история медицины знает множество примеров того, как врачи разных исторических эпох (вплоть до сегодняшнего времени) пытались излечить больных от какого-либо одного тяжелого заболевания (например, рака), искусственно вызывая другую тяжелую болезнь (например, туберкулез). В таких случаях всегда есть надежда на то, что, вступив в борьбу с одной биологической проблемой («надо выжить!»), организм заодно справится и с другой проблемой. И успешные случаи излечения от самых тяжелых заболеваний известны медикам всех стран две тысячи лет. К сожалению, со взрослыми этот номер не проходит: системогенез идет медленно и вяло, силы истощены.

От полюсов до экватора

Замкнутость системогенеза предполагает, что нам не нужны биологические сожители или доноры. Люди великолепно выживают в одиночестве. Мы не зависим от внешней среды (разумеется, в рамках тех ее изменений, которые нам знакомы генетически). Мы прекрасно приспосабливаемся к очень широкому репертуару Природы. Мы почти универсальны. И все это мы получаем при рождении задаром. Правда, только как потенциал.

Новорожденный дрожит от холода, силы его ручонок не хватает, чтобы крепко уцепиться за мать, он умрет от жажды и голода через три дня, если его не покормить, его съедят микробы и вирусы из окружающей среды, если его не мыть или не вылизывать... Но стоит только помочь младенцу прожить три-четыре года, как он становится все менее зависим от помощи. В биологическом смысле, разумеется.
А с другой стороны, замкнутость – это признак эволюционной завершенности.

Часы идут

Саморегуляция системогенеза представляет собой едва ли не самую большую тайну физиологии. Потому что, если бы биологи и медики узнали, как саморегулируется работа организма, они бы научились лечить практически все заболевания. Но активность системогенеза, как я уже говорил, с возрастом убывает. И происходит это, как правило, между пятым и восьмым годом жизни, в это время биоритмы ребенка приобретают устойчивые черты.

Все это имеет самое непосредственное отношение к работе педиатра и отчасти – воспитателя дошкольных учреждений. Потому что именно они видят у своих подопечных эту могучую полифоническую симфонию системогенеза. Просто те и другие так привыкли к этой музыке, что некоторые из них уже не обращают на нее внимания.

Конечно, биологическая система выплескивается то одним, то другим своим краем за рамки, которые мы нарисовали для нее. Иногда мы видим детей, которые заметно опережают сверстников или отстают в своем развитии от них. Нормально это или требует внимания врачей? Простого ответа на такой простой вопрос нет. Каждый отстающий в развитии ребенок или ребенок, опережающий сверстников, должен быть проконсультирован у специалистов.

От зари человечества по наше суетное время люди не оставляют попыток найти способ предсказать судьбу тела и духа отдельного человека, потому что опыт человечества свидетельствует о том, что физиологическую (телесную) судьбу любого из нас определяет НЕЧТО, не зависящее от нас самих. Судьба, Фатум, Карма, Рок... – это все лишь названия, обозначения предопределенности биологической жизни человека. Астрология, мистические учения, всевозможные экзотические гороскопы – все эти попытки (обратите внимание!) так или иначе увязывают предсказание судьбы с датой (или местом рождения), очень редко – временем зачатия, практически никогда – с судьбой родителей и предков. Разработаны десятки компьютерных программ, которые в мгновение ока рисуют графики физического, эмоционального и интеллектуального биоритмов человека, основываясь на дате рождения, но эти «точные сведения» – профанация. Вы согласитесь с этим, если прочитали о сложности системогенеза в организме ребенка.

В то же время у современной науки нет никаких здравых и рациональных подходов к изучению биоритмов отдельных людей. Это тем более удивительно, что в то же самое время мы уже умеем по микропапиллярным рисункам на определенных участках ладоней, или по радужной оболочке глаз, или по составу и строению генов диагностировать десятки смертельно опасных заболеваний, затаившихся в организме человека. Но при этом не можем, опираясь на знания биоритмов, предсказать, разовьется ли хоть одно из них в течение жизни человека или нет. Обидно признавать, но наши биологические часы идут не под контролем врачей, и мы не знаем способов повлиять на их ход, когда это требуется. Немало врачей видят детей, которые родились от серьезно больных матерей или от тяжело протекавшей беременности, или недоношенных – преждевременно родившихся, или перенесших в раннем детстве тяжелые заболевания, – у всех этих детей поврежден системогенез и сбит ритм биологических часов. Дети тяжко страдают от всевозможных нервных и телесных заболеваний, которые трудно уложить в какой-либо определенный диагноз, а следовательно – трудно вылечить. И так больно видеть, с каким легкомыслием, равнодушием или безответственностью иные родители, коллеги или воспитатели дошкольников относятся к совершенно здоровым, веселым и шаловливым детям. Здоровый ребенок – это чудо, это подарок судьбы, это залог здорового будущего.

Пульс Жизни

А биоритмы ученые сейчас классифицируют на:

– высокочастотные – это очень быстрые ритмы жизнедеятельности клеток нашего тела;

– среднечастотные – полуторачасовые волны активности и отдыха нашей психологической и физической активности;

– околосуточные – это ритмы, зависящие от смены дня и ночи, еды и голодания (только на эти ритмы мы и можем хоть как-то влиять без ущерба для всего организма);

– недельные (с вошедшим в поговорки многих народов «тяжелым понедельником»);

– «лунные» – 28-дневные ритмы подъема и спада активности;

– окологодовые – которые очень точно действуют в организме детей, а с возрастом начинают давать сбои;

– «солнечные» – 11-летние ритмы, сильно зависящие от циклов солнечной активности и вместе с ее сбоями вызывающие новые проблемы со здоровьем.

Самый долгий (длинный) биоритм – генетически унаследованный общежизненный, он определяет потенциал (только потенциал!) долголетия каждого отдельного человека.
И в наших организмах все эти биоритмы действуют одновременно и непрерывно, сплетаясь в разноцветную нить, а нить – в расширяющуюся со временем спираль жизни.
Так что же это такое – биологические часы?

Это не ритм жизни дома, в детском саду или школе, не режим сна и еды, прогулок и отдыха, занятий и развлечений. Это ритм жизни тела и духа. Это ритм приливов и отливов настроения, физических сил, сил здоровья. Это – сама Жизнь. Ее пульс. Это те истинные «часы», по которым живет каждый из нас. Они «заводятся» в раннем детстве, но именно в дошкольном возрасте детей устанавливается их ход – бесшумный, мерный, ровный. Внимательные взрослые могут услышать, как в свое время раздается громовой бой этих часов, возвещая о наступлении нового времени ребенка, его новой эры, увидеть, как у ребенка вдруг появляются новые способности и возможности, новые горизонты. Как же бережны мы должны быть с детьми этого возраста!..

«...В наследство от давних предков им достались старинные напольные часы, в темном футляре, кажется, исправные. Их затолкали в коридорную нишу и надолго забывали о них, не заводили. Но иногда эти мертвые часы вдруг сами по себе просыпались, и дом содрогался от густого низкого и торжественно-строгого боя – «Бум, бум, бум!..» И тогда все вспоминали о Времени, о быстротекучести Жизни, о ее ценности и хрупкости. Тем более что после этого «бум!» в семье всегда что-то случалось. Мистика какая-то...» – цитирую я тут кусочек из своей же повести.