Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2001

Архив

В РИТМЕ БОЛЬНОГО СЕРДЦА

Есть болезни, которые настигают нас в раннем детстве. Если их вовремя распознать и пролечить, мы можем избавиться от них навсегда и войти во взрослую жизнь здоровыми. Одна из таких болезней – нарушение ритма сердца и проводимости. Как ее выявить и как лечить, рассказывает руководитель Федерального детского центра диагностики и лечения нарушений ритма сердца Минздрава РФ, главный детский кардиолог города Москвы, профессор Мария Александровна ШКОЛЬНИКОВА.

Статья опубликована при поддержке Центра кардиореабилитации, специалисты которого вот уже много лет помогают пациентам, перенесшим инфаркт миокарда или оперативное вмешательство на сердце, вернуться к полноценной активной жизни. Специально разработанные программы восстановления после аортокоронарного шунтирования в санатории "Барвиха" — это полный комплекс инструментальных методов обследования сердечно-сосудистой системы, круглосуточный медицинский контроль и специализированная высокоэффективная медицинская помощь в сочетании с максимально комфортными условиями проживания, вкусным и здоровым питанием и целебным лесным воздухом. С подробной информацией об осуществляемых в Центре реабилитационных программах, услугах, предоставляемых пациентам, и ценах можно ознакомиться на сайте кардиореабилитация.рф. Будьте здоровы!

Считайте удары

Чтобы сердечная мышца сократилась, ей требуется первоначальный стимул – электрический импульс. Импульс поступает – мышца начинает пульсировать. Взрослое сердце бьется 70 ударов в минуту, у новорожденного оно делает 150–160 ударов, у пятилетнего ребенка – 100 ударов в минуту... А если электрические импульсы образуются или проводятся неправильно, сердце начинает биться реже, или чаще, или бьется с разными паузами между ударами. В таких случаях врачи говорят о сердечной аритмии.
Аритмии хорошо лечатся в детском возрасте. 90% детей выздоравливают. Остальные 10% будут знать, как бороться с симптомами болезни, если они появятся у них во взрослой жизни.
Главное – эти нарушения выявить. Но ухо педиатра настроено на среднестатистическую норму, поэтому врач не всегда в суете поликлинических осмотров может уловить урежение ритма. Родителям не мешало бы запомнить простые цифры:

у новорожденного – 150–160;
у годовалого – 120;
у пятилетнего – 100;
у 16–18-летнего, как у взрослого, 70 ударов в минуту –

и посчитать пульс ребенка самим, а потом попросить педиатра перепроверить результат.
Нарушения ритма сердца и проводимости появляются у ребенка чаще от года до трех лет. Если ничего при этом не делать, то через 5–6 лет треть этих детей будут иметь явные признаки заболевания: легкие головокружения, приступы необъяснимой слабости, бледность после физической нагрузки, дети станут менее выносливыми. Эти симптомы могут насторожить родителей и натолкнуть на мысль обратиться к врачу. Именно дети с явными признаками болезни попадают под наблюдение. Но ведь их только треть от всех тех, кто имеет нарушения! Остальные 70% так и уносят свою болезнь во взрослую жизнь, где профилактических осмотров гораздо меньше, а значит, и меньше шансов, что их не совсем явную болезнь заметят. Причем у этих последних, невыявленных, заболевание развивается так медленно, потому что организм борется с болезнью изо всех сил. И наследственность у них, может быть, получше, и правильный образ жизни они, возможно, ведут, и занимаются спортом... Тут парадокс: организм делает все, чтобы задержать появление симптомов болезни, но тогда ребенок вовремя не попадает под контроль врача.

О пользе настороженности

Диспансеризация, проведенная в Москве в последние два года, выявила высокий процент сердечной патологии у детей. Почему в Москве больных детей больше, чем во многих регионах России? Что, Москва такой больной город? Нет, просто в Москве контроль построже, детей обследуют потщательней. Есть регионы, где традиционно детей обследуют хорошо, там выше цифры заболеваемости, но меньше смертность. Так что настороженность себя оправдывает. Вот и родителям не лишне насторожиться и перестраховаться. Обязательно надо сделать ребенку электрокардиограмму, в первый же год жизни. Мы, кардиологи, выступаем за то, чтобы электрокардиограммы делали всем новорожденным прямо в роддомах. И так когда-нибудь будет. Но это дополнительные деньги и на оснащение родильных домов, и на подготовку врачей. Пока у государства таких денег нет. Но ведь многие стараются показать своего ребенка специалистам по собственной инициативе, вот и о электрокардиограмме не надо забывать. Она нужна, чтобы потом вы могли представлять интересы сердца вашего ребенка.
Следующую электрокардиограмму надо сделать в 3–4 года, потом в 7–8 лет – в начале школьной жизни, и лет в 15–16, в переходном возрасте.
Нарушения ритма и проводимости часто протекают незаметно для родительского глаза, бессимптомно и длительно. Поэтому и выявляют их порой случайно. Отсутствие электрокардиограммы может иногда ввести в заблуждение врача. Например, ребенок перенес тяжелую ангину, мама просит врача послушать сердце, врач более внимательно слушает, замечает сбивающийся ритм, сразу связывает его с ангиной, ставит диагноз: миокардит. А у ребенка, может, и раньше была аритмия, и нет у него миокардита, и не нужны ему лекарства от него, тем более гормональные. Зачем лишняя нагрузка на организм? И так наши дети еле справляются с плохой экологией.

Извечный вопрос:кто виноват?

Во-первых, гипоксия, то есть кислородное голодание. Дети тяжело рожденные, обвитые пуповиной, с низкой оценкой по шкале Апгар, недоношенные, с весом меньше 2 кг – это все группа риска по заболеваниям легких, нервной и сердечно-сосудистой систем. Если ваши дети родились с осложнениями, в первый же год покажите их кардиоревматологу.
Во-вторых, тяжелое заболевание, не обязательно инфекционное, которое ребенок перенес в младенчестве, когда организм его еще не создал энергетических запасов. Во время болезней теряются энергетические резервы сердца. Со школы мы знаем, что такое митохондрии – особые структуры в клетках, которые отвечают за энергию в организме. Это такие электростанции, в них происходят процессы окисления, восстановления, обмена энергии... Митохондрии хронически больных детей испытывают энергетический голод. Для сердца это непереносимо. Как только энергетический голод накапливается, организм ищет выход и... жертвует ритмом. Сердце начинает работать экономно: реже сокращается.
Третья причина, которая может вызвать нарушение ритма и проводимости, – это психологическая травма. Сердце очень чувствительно к стрессу, особенно сердце тяжело родившегося, отстающего в физическом развитии, много болевшего ребенка. Но бывают такие сильные психологические травмы, что и первоначальное здоровье не спасает, например распад семьи. Дети очень сильно его переживают, всегда. Сначала появляется вегетососудистая дистония, повышается или понижается давление, начинаются головокружения и возникает такое болезненное состояние, когда какой-то определенной болезни нет, а жалоб на плохое самочувствие много. А потом и нарушается сердечный ритм.
Стресс дети переживают и во вполне благополучных семьях. Родители сейчас предъявляют огромные требования к детям, пытаясь их рано сориентировать в жизни, нацелить на победу. Чуть не с младенчества они обучают их иностранным языкам, работе на компьютере, дают читать серьезные, будоражащие душу книги. Нельзя спешить. Всему свое время. Очень важно, чтобы физиология была готова к эмоциональным нагрузкам. А если она не готова, возникает конфликт, который может отразиться на сердце.

Что же делать родителям?

Сердце – это такой орган, к которому всегда повышено внимание. Мы с детства слышим: сердечный человек, бессердечный... Сколько пословиц о сердце, сколько песен... Родители говорят: «У меня от тебя сердце болит...» Ребенок может не знать, где у него находится печень, почки, может спутать правую сторону с левой, но почти всегда правильно покажет, где у него сердце. И вот он узнает, что сердце у него больное. От этого он может впасть в такую тоску! Ждать одних неприятностей и все воспринимать трагичнее, чем есть на самом деле.
Существует такой психологический тест «незаконченных предложений».
Задается определенное начало предложения, например: «Я надеюсь на...» Его нужно продолжить, и ребенок продолжает. Я люблю так тестировать детей на их отношение к будущему, прошлому, к семье... И вот отношение к будущему. «Я надеюсь на...» Ребенок пишет: «Я надеюсь на жизнь». «Самое плохое, что мне приходилось делать... я не берег свое здоровье». «Я виноват в том, что... плохо себя вел и из-за этого у меня болит сердце».
Как это так, маленький ребенок пишет: «Я надеюсь на жизнь»?! Родители, прошу вас, будьте осторожны, предельно серьезно относитесь к здоровью ребенка сами, но не перекладывайте ответственность за болезнь на его плечи! Вам нужно не ругать и не пугать его теперь, а помочь жить правильно.

  • Добиться, чтобы каждое утро он делал лечебную гимнастику, принимал душ, чтобы каждый день гулял и спал столько, сколько положено.

  • Чем проще будет питаться ребенок, тем лучше. Не надо задавать ребусов желудку. Поменьше покупайте дорогих колбас, икры, снеди соленой и копченой... Сосуды надо защищать с детства. Не кормите ребенка жирной пищей. Надо, чтобы все полезные продукты присутствовали в его рационе: мясо, но не жареное, обязательно рыба. Энергетически емкие продукты: свежие овощи, салаты, фрукты.

  • Когда-то всем детям давали рыбий жир. Он очень полезен, потому что содержит жирорастворимые витамины А, Е и D. Сейчас рыбий жир выпускают в капсулах. Очень удобно. Надо его давать детям. Нужна своевременная витаминная профилактика. Я не призываю глотать витамины без разбора круглый год. Но весной и осенью витаминные комплексы надо пропить. Это поможет не болеть и сохранить сосуды в хорошем состоянии.

  • Надо убедить подростков не курить и не пробовать спиртных напитков. Некоторые родители считают, что в 13–14 лет подросток может выпить немного пива. Нет, это впоследствии может стать серьезной нагрузкой на сердце.

  • Надо следить за состоянием зубов ребенка. Кариозные зубы – это очаг инфекции, которая может привести к тяжелым заболеваниям сердца.

  • Каждый человек должен знать свою историю. Не только для того, чтобы выяснить, кто у вас в роду был дворянином и кто занимал какой пост, как это сейчас модно выяснять. Надо знать, отчего умирали ваши предки, чем они болели, не было ли среди них гипертоников, не было ли в вашей семье ранних необъяснимых смертей. Внезапная смерть человека до сорока лет – тоже повод обследовать детей, даже если это не прямой их родственник, а дядя например. Выяснить свою историю и рассказать ее детям – вот что должны сделать родители.

Зрите в корень:в причины

Просто прервать очаг аритмии у ребенка электрическим разрядом – половина дела. Если сохраняются причины, которые вызвали это заболевание, оно возникнет вновь. И тем обиднее, что трудоемкая, дорогостоящая и травмоопасная процедура пройдет впустую. Поэтому детям проводят такое лечение, которое позволяет организму созреть, восстанавливает его вегетатику.
Те препараты, которые во взрослой кардиологии основные, в детской кардиологии – вспомогательные. Дети в первую очередь должны получать лекарства ноотропные, ускоряющие созревание и улучшающие нервную регуляцию сердца, метаболические, антиоксидантные.
Но кроме этого мы учим наших больных и их родителей, как бороться с симптомами болезни, если эти симптомы когда-нибудь при стрессовых ситуациях и тяжелых физических нагрузках появятся. Нередко человек может сам снять у себя приступ, надавив на глазные яблоки, задержав дыхание, натужившись... Мы хотим, чтобы наши больные не были постоянно привязаны ни к врачу, ни к клинике.
Сердцу, как и любой мышце, нужна тренировка, иначе оно станет дряблым. При стойкой аритмии детей обычно освобождают от физкультуры в школе. Мы считаем, что это неправильно. Участвовать в соревнованиях нашим больным, конечно, не надо, но играть в спортивные игры, заниматься физкультурой они, как правило, могут. Им надо больше ходить пешком. Если до школы две остановки автобусом, лучше пройти их, а не проехать. Легкая гимнастика необходима даже тяжелобольным: несколько аэробных упражнений, дыхательных, наклонов, приседаний... Нередко, осматривая ребенка с нарушением ритма сердца, я прошу его сделать 10 приседаний и вижу, что ритм учащается с 80–90 ударов до 130–150. Это говорит о том, что мышца не тренированна. Мне и спрашивать не надо, делает этот ребенок зарядку или нет, выполняет наши рекомендации или их игнорирует.
А вот что мы нашим больным, как правило, не советуем, так это плавать. Смерть в воде у детей с нарушением ритма случается часто. Не рекомендуем им также играть в большой теннис, участвовать в марафонах... Гимнастика, волейбол, баскетбол: эти виды спорта – пожалуйста. Не на профессиональном уровне, конечно.

Нарушение ритма сердца – коварная болезнь. Невинно начинаясь, она, если длительно существует, изнашивает сердце и реально грозит внезапной смертью.

Записала Марина МАТВЕЕВА