Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2001

Архив

И СНОВА ОБ АЛЛЕРГИИ

Окончание. См №3

Владимир ТАТОЧЕНКО, профессор

Детей. которые не болеют, не бывает,
поэтому надо из болезней получать пользу.

 

 

ВОЗРАСТ И АЛЛЕРГИЯ

Часто аллергические заболевания возникают у детей, родственники которых аллергией не страдали. Конечно, это полностью не исключает наследственную предрасположенность этих детей к аллергии, поскольку она может проявляться не во всех поколениях. Но все же вряд ли можно исключить и то, что у ребенка аллергия возникла заново, только под влиянием внешних факторов.

Проявления аллергии можно увидеть в любом возрасте, но чаще они бывают у грудных детей. По подсчетам американских врачей, те или иные сыпи, из которых большинство аллергические, имеют до 70% грудничков. Это можно до известной степени объяснить тем, что кожа и слизистые оболочки грудных детей более проницаемы для аллергенов: многие дети, дающие аллергические реакции на такие продукты, как яйцо и молоко, с возрастом начинают все лучше и лучше переносить эти продукты. Частота аллергических реакций и заболеваний со временем уменьшается, но у дошкольников их еще много, у каждого десятого в среднем. Частоту аллергии у школьников и взрослых разные исследователи оценивают по-разному из-за различий в критериях диагностики, но не будет преувеличением сказать, что от аллергии серьезно страдают 2–4% подростков и взрослых.

Еще одно наблюдение: было замечено, что аллергия к шерсти и перхоти домашних животных (собак, кошек) возникает тем чаще, чем в более раннем возрасте произошел с ними контакт ребенка. Как правило, аллергия развивается у детей, с рождения воспитывающихся в доме с животными.

Но есть и другое возможное объяснение возрастных особенностей аллергических проявлений. Со временем меняется характер иммунного ответа на причинный аллерген и контакт с ним перестает вызывать аллергическую реакцию. Иными словами, есть основания предполагать, что с возрастом иммунный ответ все чаще теряет характер Тх-2-го типа и приобретает характер Тх-1-го. Это предположение в последнее время находит все больше подтверждений.

Ребенок рождается готовым к встрече с окружающей средой, с достаточно развитой иммунной системой, хотя и имеющей ряд особенностей, отличающих ее от иммунной системы взрослых. У новорожденного снижена продукция В-лимфоцитами IgG-антител, она достигает зрелости в количественном отношении лишь к 2-летнему возрасту, а в качественном – к 10–12-летнему.

Новорожденные и дети первых месяцев жизни склонны давать иммунный ответ преимущественно Тх-2-го типа, лимфоциты, полученные из пуповинной крови, в ответ на антигенную стимуляцию продуцируют в 10 раз меньше g-интерферона, чем те же клетки взрослых, снижена и продукция интерлейкина-2 (оба эти медиатора характерны для Тх-1-го типа иммунного ответа). В то же время продукция интерлейкинов 4 и 6, характерных для Тх-2-го типа иммунного ответа, у новорожденных выше, чем у взрослых. Эти наблюдения во многом объясняют постепенное уменьшение аллергических проявлений с возрастом.

Исследование иммунитета проводили на мышцах, результаты, возможно, и не полностью переносимы на человека, однако продвигают нас в понимании проблемы взаимоотношений двух типов иммунного ответа. У новорожденных мышей, как и у человека, преобладает Тх2-й тип реакции, он исчезает уже через шесть часов после родов, но способность продуцировать g-интерферон повышается медленнее – в течение 5–6 недель. Однако, если новорожденной мыши ввести некоторые антигены в первые часы жизни, реакция Тх-2-го типа не исчезает в последующем, а сохраняется при стимуляции тем же антигеном в течение всей жизни на достаточно высоком уровне. А разве не то же самое происходит, когда ребенок приобретает аллергию к молоку при раннем искусственном вскармливании или, например, к шерсти собаки, если с первых дней находится в тесном контакте с животным?

Вывод из этого один: надо постараться как можно позже вводить могущие вызвать аллергию продукты, а для этого всемерно стараться вскармливать ребенка грудью. Надо удалять по возможности из окружения новорожденного и грудного ребенка домашних животных, мягкую мебель, ковры, которые являются источниками очень сильных аэроаллергенов (то есть взвешенных в воздухе).

МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ РЕАКЦИЮ С "АЛЛЕРГИЧЕСКОЙ" НА "НОРМАЛЬНУЮ"

Предотвращение контакта малыша с аллергеном – это важный метод профилактики аллергических болезней, но из сказанного выше вытекает и вторая возможность. Я имею в виду «переключение» Тх-1-го типа иммунного ответа на Тх-2-й с тем, чтобы контакт с аллергеном вызывал накопление антител не класса IgE, а класса IgG. Обратимся снова к эксперименту.

В опытах на новорожденных мышах была показана возможность такого переключения. Для этого было использовано воздействие адъювантом – веществом, способным изменять и усиливать реакцию лимфоцита. Под влиянием адъюванта характер реакции лимфоцитов у мышей действительно менялся – как раз с присущего им в этом возрасте Тх-2-го типа иммунного ответа на характерный для Тх-1-го типа ответ с увеличением продукции интерферона-гамма и интерлейкина-2.

Если полученные в этих опытах данные применимы к человеку, то стоит подумать, как отреагирует ребенок на адъювант. В качестве адъювантов используют разные вещества, наиболее выраженным действием обладают адъюванты бактериального происхождения, в частности липополисахариды мембраны бактериальной клетки. Очень сильным адъювантом является вакцина БЦЖ; и действительно, дети, получившие при рождении БЦЖ, в течение первого года жизни дают более зрелый иммунный ответ. Но от аллергии вакцинация БЦЖ не спасает – возможно, потому, что вводится внутрикожно и в небольшом количестве, так что она не в состоянии стимулировать весь запас лимфоцитов. Не предупреждают развитие аллергии и другие прививки, хотя сами они, как это твердо доказано, ребенка не аллергизируют.

Если вернуться к поискам различий в частоте аллергии между детьми разных стран, то нельзя пройти мимо хорошо известного факта: в тех странах, где аллергия встречается чаще, маленькие дети меньше болеют инфекционными заболеваниями. Это во многом связано с меньшей частотой контактов маленьких детей с источниками инфекции благодаря лучшим жилищным условиям, меньшей скученности. В экономически развитых странах, например, колонизация дыхательных путей такими микроорганизмами, как пневмококк и гемофильная палочка, также происходит позже и не столь интенсивно, как в развивающихся странах. Я уж не говорю о том, что различные гельминты (глисты), которыми буквально нафаршированы дети в странах третьего мира, у детей в развитых странах встречаются редко.

О том, что инфекции в начале жизни снижают чувствительность к аллергии благодаря развитию иммунного ответа Тх-1-го типа в большей степени, чем Тх-2-го, говорят многие исследователи, в частности профессор из Новой Зеландии Е.Митчел на 3-м Международном конгрессе по детской пульмонологии в Монако в 1998 г. Основанием для этого утверждения явились не только данные сравнительного изучения распространенности аллергии в разных странах, показавшие меньшую общую заболеваемость детей там, где аллергии больше. Об этом же говорят и известные наблюдения, что первые дети в семье имеют повышенную частоту бронхиальной астмы и кожной аллергии из-за того, что реже контактируют с источниками инфекции, чем последующие дети.

И наконец, совсем недавно опубликовали результаты исследования о том, как количество эндотоксина в домашней пыли влияет на частоту аллергических заболеваний. Оказалось, что содержание эндотоксина в домах аллергиков ниже, что свидетельствует также о менее тесном контакте в этих домах с патогенными возбудителями.

БОЛЕТЬ ИЛИ НЕ БОЛЕТЬ?

Так что же, чтобы не стать аллергиком, надо чаще болеть? С этим трудно согласиться, но все сказанное выше заставляет серьезно задуматься о том, что рост аллергических заболеваний есть плата за уменьшение заболеваемости инфекционной. Многие инфекции мы научились предупреждать при помощи вакцинации, то есть создания защиты от инфекции путем стимуляции выработки специфических антител в ответ на вакцину. Видимо, следует подумать и о том, чтобы найти аналогичный способ переключения иммунного ответа типа Тх-1 на Тх-2. И такие способы есть и применяются, хотя и не столь широко.

Известно, что температурная реакция во время инфекционного заболевания способствует усилению иммунного ответа; интерферон-гамма при температуре ниже 38 оС вырабатывается очень слабо. А что делает большинство родителей? При заболевании ребенка они стремятся снизить температуру любыми способами, как будто температура – основная опасность. А ведь снижать температуру надо лишь когда она перевалит за 39 оС (конечно, если ребенок ее переносит хорошо). Может быть, на этом пути мы сможем как-то повлиять на тип иммунного ответа?

Уже давно больным аллергией проводится специфическая гипосенсибилизация путем введения причинного аллергена. Начинают курс с ничтожных его доз, не способных вызвать аллергическую реакцию, затем дозу постепенно повышают. В ответ организм начинает вырабатывать антитела класса IgG, которые в будущем, при встрече с аллергеном, связывают его, предупреждая тем самым аллергическую реакцию. Такое лечение успешно проводят больным, которые реагируют на один или небольшое число аллергенов, например на пыльцу какого-либо растения.

Бактериальными адъювантами пользуются уже в течение нескольких десятилетий, главным образом для стимуляции иммунных реакций при некоторых болезнях, при которых они снижены. Введение таких препаратов, как пирогенал или продигиозан, в мышцу вызывает сильное повышение температуры, так что о широком их применении говорить не приходится. Но введение продигиозана в виде капель в нос оказалось эффективным методом стимуляции противовирусного иммунитета у посещающих ясли детей, таким методом удавалось снизить респираторную заболеваемость, в том числе и у часто болеющих детей, среди которых большинство – аллергики.

Сейчас производятся более очищенные бактериальные препараты этой группы (фактически это бактериальные вакцины), содержащие разные компоненты пневмококков, гемофильной палочки клебсиелл и некоторых других микробов. Их дают часто болеющим детям, действие этих препаратов также, по-видимому, основано на стимуляции иммунного ответа. Недавно в НИИ педиатрии РАМН доктор Л.Намазова показала, что применение такой вакцины – рибомунила – у больных бронхиальной астмой не только снижает частоту ОРВИ, но и повышает содержание в крови интерферона-гамма, то есть усиливает Тх-1-й тип иммунного ответа! Очевидно, что углубление этих исследований позволит создать препараты, которые смогут препятствовать развитию аллергии в первые месяцы жизни ребенка.

***

А пока таких препаратов нет, нам надо прилагать усилия для ограждения ребенка – еще до его рождения – от контактов с известными нам аллергенами, стремиться вскармливать его грудью, а во время заболевания не снижать температуру без большой на то необходимости. Детей, которые не болеют, не бывает, поэтому надо и из болезней получать пользу.