Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2000

Архив

ДОСАДНЫЕ ЗАПИНКИ

Кира БРАГИНСКАЯ, логопед

Дети с невротическим заиканием отличаются неуверенностью, тревожностью, у них нередки
различные страхи, потливость, сердцебиение,
плохая переносимость транспорта, духоты,
речь ребенка зависит от его общего физического и психического состояния.

 

 

Особое место среди речевых расстройств занимает заикание. Оно чаще наблюдается у детей, а те заикающиеся взрослые, которых мы знаем, страдают этим изъяном, как правило, с раннего возраста. Заикание проявляется запинками, неспособностью свободно, без напряжения высказаться. Нам порой не хватает терпения дослушать до конца медленную, сбивчивую речь заикающихся, и мы, сочувствуя, невольно «помогаем», заканчивая начатую ими фразу. Что мешает заикающимся говорить нормально?

При заикании, как определяют врачи, нарушается ритм и плавность речи, согласованность в работе речевых мышц, голоса и дыхания. При этом по сути возникают судороги в органах, участвующих в акте речи, – губах, языке или гортани. Различают клонические судороги (мучительное повторение отдельных звуков или слогов, чаще – в начале слова) и тонические (напряжение, невозможность длительно преодолеть «сбой» в собственной речи). Нередко встречается и смешанный вид – тоно-клоническое заикание.

Чаще всего заикание возникает у детей в два-четыре года. Это период наиболее активного развития речи и значительной хрупкости молодой, недостаточно сформированной речевой функции. Именно поэтому «поломка» происходит в эти годы у мальчиков, заикание возникает в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Объясняется это меньшей эмоциональной устойчивостью мужчин.

Трехлетний Юра отличается большей ранимостью, чем его ровесницы. У него заикание возникло после того, как он испугался дяди-соседа. В новогодние праздники незадачливый визитер, будучи под парами, шумно поздравлял всех, облачившись в яркий халат и клоунскую маску. Она, судя по всему, и произвела особенно сильное впечатление на Юру, так как впоследствии мальчик много раз со страхом повторял: «Клоун... клоун». С этого момента Юра стал говорить захлебываясь, с выраженными запинками в начале слова. Своего речевого изъяна малыш не стесняется, говорит много, торопливо, охотно общается с ребятами, как это и бывает у детей раннего возраста.

При знакомстве с Юрой мое внимание привлекли общая взбудораженность, нервность ребенка, его двигательное беспокойство и неусидчивость. Выяснилось, что мальчик подолгу не засыпает вечером, вздрагивает и говорит во сне, плохо ест, отличается пугливостью, плаксивостью и впечатлительностью. У Юры повышен мышечный тонус, не сформированы навыки опрятности, он недостаточно самостоятелен, хотя сомнений в полноценном умственном развитии ребенка не возникает. В беседе с мамой я уточнила, что перечисленные особенности свойственны мальчику с 6–8-месячного возраста и, по всей вероятности, вызваны патологическими родами (кесаревым сечением). Таким образом, напуганный дядей-клоуном, Юра стал заикаться потому, что к этому у него была предрасположенность.

Каковы причины заикания? Большинство родителей считают, что их дети заикаются исключительно из-за возникшего страха, стресса. В доказательство этого приводятся факты испуга собакой, пожаром, пьяным соседом, грозой, операцией и т.п. Да, действительно, иногда у ранимых, нервных детей заикание развивается из-за внезапных сильных психоэмоциональных потрясений. Это случаи, которые вполне обоснованно следует называть логоневрозом, иначе говоря, невротическим заиканием. В реальности оно отмечается не так уж часто – примерно у 15% от общего числа заикающихся пациентов.

При невротическом заикании никакой «поломки» нервной системы или необратимой гибели клеток нет. Заикание такого вида возникает, как правило, внезапно под воздействием внешних психотравмирующих факторов. Дети с невротическим заиканием отличаются неуверенностью, тревожностью, у них нередки различные страхи, потливость, сердцебиение, плохая переносимость транспорта, духоты, речь ребенка зависит от его общего физического и психического состояния. Как правило, заикание усиливается во время болезни, при переутомлении, школьных или семейных неприятностях – наказании, неудовлетворительной оценке, конфликтах со сверстниками. Есть определенная зависимость от сезона, погоды и питания.

Примечательно, что наедине с собой, в разговоре со своими игрушками, воображаемым собеседником ребенок может говорить без запинок. В привычной, спокойной обстановке (в общении с родителями, близкими) заикание обычно малозаметно. Напротив, при контакте с посторонними, незнакомыми людьми, при ответах во время школьных занятий заикание мгновенно усиливается. Разумеется, это объясняется эмоциональным напряжением, волнением и тревогой, возникающими у ребенка и существенно ухудшающими состояние его речи. Логоневроз, как правило, неплохо лечится, и со временем речь ребенка полностью восстанавливается.

Чаще, однако, встречаются другие виды заикания, возникающие вследствие органического поражения нервной системы. Имеется в виду нервно-психическая ослабленность ребят вследствие перенесенной родовой травмы, патологически протекающих беременности и родах, частых болезнях первых лет жизни. Органические нарушения внешне незаметны, к тому же умственное развитие детей никак не страдает. Лишь при обследовании у этих ребят находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность. Заикание отличается упорным характером (периоды улучшения речи сменяются ухудшением) и мало зависит от внешних факторов – волнения, психических нагрузок, окружения ребенка.

У отдельных детей речь – «место наименьшего сопротивления» в силу наследственной предрасположенности: их родители и близкие заикаются или страдали этим недугом в прошлом. Следует также иметь в виду, что у некоторых ребят заикание появляется по подражанию: они говорят сбивчиво потому, что постоянно слышат речь взрослых с подобным изъяном.

Некоторые дети с заиканием помогают себе сопутствующими движениями: при запинках в речи они топают ногой, поворачивают голову, хлопают в ладоши, жестикулируют руками, зажмуриваются. Эти вспомогательные действия вскоре становятся привычными и в действительности никак не облегчают течение заикания. Сопутствующие движения непостоянны, на смену одним приходят другие.

У отдельных детей заиканию сопутствует страх речи, неуверенность в отношениях со сверстниками, и поэтому они стараются избегать ситуаций, требующих речи, страдают от застенчивости и смущения. Преодоление страха речи – трудная психотерапевтическая задача.

У заикающихся ребят постарше и взрослых со временем появляются определенные уловки, маскирующие речевой дефект – добавление слов-паразитов (это, вот так, ну и др.), растягивание произносимых слов, употребление длительных пауз.

В отношении заикания особенно актуален часто повторяемый постулат: «Болезнь легче предупредить, чем вылечить». Речь ребенка развивается по механизму подражания. Ребенок начнет говорить хорошо, если будет слышать плавную и отчетливую речь окружающих. Нежелательно допускать ускоренную, торопливую, с захлебывающимися интонациями речь детей. Такая речь – свидетельство повышенной возбудимости, общей взбудораженности ребенка, и надо всячески стараться уменьшить эти явления. В арсенале врача много успокаивающих средств, применяя которые можно получить ощутимый эффект.

Вредны также как чрезмерная речевая нагрузка для малышей, так и отсутствие тренировки речи. До 4-летнего возраста не рекомендуется заставлять ребенка выговаривать трудные по звучанию и малопонятные для него слова, надо, чтобы речевой аппарат ребенка и нервная система в целом достаточно окрепли. Если родители мало говорят с ребенком, не разучивают стихотворения, не читают ему, это тоже плохо. В таких случаях речевое развитие малышей происходит замедленно. Как любые крайности, чрезмерная опека и дефицит внимания одинаково вредны.

Нельзя забывать о повышенной впечатлительности детей. Бесконечное бдение у экрана телевизора, просмотр видеофильмов, частые посещения кинотеатров (если в каких-то семьях это еще сохранилось) могут привести к эмоциональному перенапряжению, утомлению и возбуждению ребенка. У взбудораженного ребенка возникает множество вопросов, он говорит торопливо, сбивчиво, глотая и повторяя слова, слоги. В его речи появляются запинки, которые могут закрепиться и приобрести постоянный характер.

У дошкольников нередко отмечаются различные страхи. Они вполне могут быть у здоровых ребят и являются непременным симптомом различных невротических расстройств. Если родители не очень наблюдательны, они не замечают, что ребенок испытывает тревогу, находясь в темной комнате, долго не засыпает или говорит во сне, вздрагивает после страшных сказок и историй, услышанных накануне. Такого рода страхи свойственны не только малышам, но и детям постарше (6–8 лет). Чаще они возникают, естественно, у детей впечатлительных, робких, невротичных. Насмешки, иронические замечания, запреты взрослых в таких случаях неуместны. Необходимо спокойно пройтись с ребенком по квартире, осмотреть с ним все помещения, мебель, темные углы и объяснить, что ничего таинственного и страшного в обозримом пространстве нет. Если ребенок боится темноты, пусть засыпает с ночником, позже, с годами, он привыкнет спать как все. Если ребенку, объятому страхом, не пойти навстречу, то у него может развиться тяжелый невроз, и в частности заикание.

Главное, о чем следует помнить родителям заикающегося ребенка, – о создании спокойной обстановки в семье. Это гораздо важнее специальных процедур и лекарств. Нельзя забывать, что большинство детей, страдающих заиканием, отличается повышенной впечатлительностью, ранимостью, обидчивостью. Недопустимы также чрезмерные нагрузки: желание сделать из своего отпрыска вундеркинда к добру не приводит. Взвалив на своего ребенка занятия двумя иностранными языками, музыкой и еще спортом, мы, взрослые, порой не отдаем себе отчета, что наш ребенок занят гораздо больше нас.

Кто может помочь детям с заиканием? Не обойтись без консультации врача-психоневролога, который при необходимости назначит успокаивающие лекарства и средства, снимающие спазмы речевых мышц. Он же объективно оценит обстановку в семье и подскажет конкретные воспитательные подходы. И главное – психоневролог порекомендует, каких специалистов следует подключить к лечению ребенка.

Среди множества известных способов преодоления заикания особую популярность в последнее время приобрели психотерапевтические методики. Лечение основано на представлении о том, что этот недуг является формой выученного поведения. Иначе говоря, заикание рассматривается не как симптом болезни, а как поведение, которое можно изменить. Поэтому усилия врачей направлены на то, чтобы убедить заикающихся говорить свободно и уверенно, без страха и «торможения». Самыми частыми приемами в преодолении заикания являются отвлечение внимания, методы расслабления и гипноз (внушение в особом состоянии сознания). Заикающихся обучают говорить медленно, нараспев, одновременно с ритмическими движениями рук или пальцев, что отвлекает от пристального внимания к собственной речи. При подобном подходе достигается ощутимый эффект.

Очень важна помощь логопедов, имеющих навык работы с заикающимися. В арсенале логопеда – дыхательная гимнастика, ритмика, режим молчания, обучение умению говорить медленно, плавно, ритмично и др. Я бы сказала, что знающий и добросовестный логопед – находка для родителей, с его помощью бороться с досадными запинками куда проще.

Не следует пренебрегать физиотерапевтическими процедурами (электросон, электрофорез с разными лекарствами), лечебной физкультурой, рефлексотерапией. Последний метод включает немало полезных модификаций – прижигание, растирание, давление, воздействие аппаратами и укол иголкой в биологически активные точки.

Поддержка в семье, участливое отношение коллектива, естественно, полезны при любом терапевтическом подходе. Ни в коем случае не надо фиксировать внимание ребенка на его дефекте. И последнее. Заикание, разумеется, ограничивает выбор подростками профессии. К вопросу профориентации надо отнестись серьезно родителям, педагогам и врачу.