Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/1999

Архив

ДО ШКОЛЫ ТОЛЬКО

ГОД

 

Марьям БЕЗРУКИХ,
доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО

Поступление ребенка в 1-й класс – это не только праздник в семье, но и масса непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы хотите, чтобы малыш хорошо учился и, конечно же, оставался здоровым и веселым. “До школы еще целый год”, – часто слышим мы от родителей и отвечаем: “До школы только один год! И вы должны многое успеть, если хотите, чтобы ребенок не только хорошо учился, но и сохранил свое здоровье”.

На что же в этот последний перед школой год необходимо обратить особое внимание? Прежде всего – постепенно приучить ребенка к новой организации жизни, которая предусматривает чередование занятий, отдыха, игры, питания, сна. Другими словами, для того чтобы облегчить ребенку первый, наиболее тяжелый этап его школьной жизни, необходимо за этот год воспитать у него привычку выполнять те режимные моменты, которые являются неотъемлемой составной частью его будущей школьной жизни (уроки, продленный день, домашние задания, прогулки...).

Это необходимо для того, чтобы сформировать у ребенка выносливость, выработать систему навыков организованности, аккуратности, проявления воли, которые очень важны для будущей школьной жизни.

В этом отношении в более благоприятном положении находятся воспитанники детских садов. Ведь они уже привыкли к определенному распорядку дня: занятия, прогулки, дневной сон, питание – все в определенное время, все привычно. Они уже многое умеют – самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться... Все это им очень пригодится в школе.

Ну а если ребенок не посещает детский сад и проводит целый день дома, где распорядок его дня довольно часто связан со степенью занятости взрослых? Такому малышу будет очень трудно приспособиться к режиму, связанному с обучением в школе, если не приучить его к этому заранее.

Возьмите в качестве примера организацию жизни дошкольника в детском саду. Ни один из тех видов деятельности, которыми ребенок занимается в группе, не должен отсутствовать в его жизни и дома. Малыш должен научиться быть самостоятельным – самостоятельно одеваться, есть, владеть определенными гигиеническими навыками, должен привыкнуть в определенное время вставать и ложиться спать, обедать, завтракать и ужинать, играть и гулять. Если всему этому вовремя не научиться, малыш будет выглядеть среди будущих одноклассников неловким и неуклюжим, “неумехой”. В результате он рискует вызвать и насмешки детей, и недовольство учителя. А главное – все это будет отягощать его и без того трудную жизнь, приведет к излишнему утомлению и в результате – к ухудшению здоровья.

Поэтому давайте подробнее остановимся на всех этих вопросах, проанализируем все режимные моменты и их организацию.

Итак, ваш ребенок проснулся утром. Не заставляйте его сразу вставать, не дергайте, не торопите. Вы опаздываете на работу? Что же, учтите это и рассчитайте свое время так, чтобы успеть ласково поговорить с малышом, пожелать ему доброго утра. А затем – обязательная утренняя гимнастика. Лучше, если вы тоже наденете спортивный костюм и встанете рядом. Личный пример – самое лучшее воспитание.

После утренней гимнастики – водные процедуры (умывание, душ) и, конечно, чистка зубов. Надеемся, что вы уже с ранних лет приучили своего малыша к тому, что чистить зубы обязательно, и он, конечно, имеет свою маленькую мягкую зубную щетку.

Не забывайте и про закаливание, поскольку оно является наиболее эффективной мерой предупреждения простудных заболеваний. Необходимо постепенно приучать ребенка мыться холодной водой до пояса, последовательно понижая температуру, полезно и систематическое посещение бассейна.

Шестилетние дети должны самостоятельно, без напоминания и контроля со стороны взрослых, умываться, причесываться, пользоваться туалетом, одеваться и обуваться, пользоваться носовым платком.

Конечно, здесь от вас требуется большая выдержка. Так и хочется самому побыстрей одеть малыша, застегнуть пуговицы, завязать шнурки (ведь некогда!), но будьте терпеливы. Пусть он научится делать все это сам, пусть сначала медленно, неумело. Зато в школе не будет такой ситуации, что все дети уже оделись на прогулку и ждут только вашего сына, а он копается и никак не может одеться. Это очень неприятно!

Не забывайте про завтрак. К сожалению, мы часто наблюдаем, что первоклассники приходят утром в школу голодные. Причина – “не хотелось”, “маме было некогда”, “проспали”. До учебы ли тут? Поэтому у ребенка нужно выработать привычку обязательно утром завтракать. А затем – занятия. Эти занятия должны быть короткими – 15-20 минут (больше ребенок не выдержит). Но главное, надо стремиться к тому, чтобы малыш в течение этого времени научился внимательно, сосредоточенно работать. Пусть это будет рисование, лепка, конструирование; важно, чтобы ребенок умел слушать взрослого, понимать вопросы, выполнять инструкции. Но будьте здесь осторожны! Вот не прошло и 10 минут, а сын уже не слушает вас, крутится, лезет под стол, зевает... Немедленно прекратите занятие, отвлеките ребенка, дайте ему отдохнуть. Ни в коем случае не “досиживайте” с ним обязательно 20 минут. Это может вызвать у малыша излишнее утомление, негативную реакцию и в итоге – упорное нежелание учиться. Будьте доброжелательны и терпеливы, постепенно он привыкнет к занятиям.

Особое внимание необходимо уделить пребыванию ребенка на воздухе. Для 6–7-летних детей это 3–3,5 часа в день. Здесь главное – правильно организовать двигательную активность малыша. Не забывайте, что самое тяжелое для маленького ребенка – длительное время находиться в неподвижном положении. Используйте прогулку для того, чтобы научить его бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, играть в различные игры, организуйте небольшие спортивные состязания (кто лучше пройдет по скамейке, кто быстрее добежит до флажка, пролезет через обруч...). Это особенно важно для не очень ловких, неуклюжих детей, у которых плохо развиты моторные навыки. Не секрет, что некоторые родители, опасаясь того, как бы с таким неловким ребенком чего-нибудь не случилось, щадят его, не пускают играть с другими детьми (чтобы не обидели), заставляют его спокойно играть около себя в песочек, не дают побегать (а вдруг упадет!). Это большая ошибка! Наоборот, эти дети нуждаются в особом внимании, в специальных играх и упражнениях, направленных на развитие ловкости и координации движений.

Ребенок должен привыкнуть к приему пищи в строго определенное время. Например, в 8 часов – завтрак, в 13 часов – обед, в 16 часов – полдник, в 19 часов – ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна). Если у ребенка выработается привычка есть в одни и те же часы, будут сняты многие проблемы, связанные с плохим аппетитом.

И наконец, правильная организация сна. Учтите что 6–7-летний ребенок должен спать 11,5–12 часов в сутки. И это не только ночной, но и обязательный 1,5–2-часовой дневной сон. Многие родители с гордостью заявляют: “Он у меня уже большой и давно не спит днем!” Поэтому мы еще раз подчеркиваем: дневной сон обязателен для 6–7-летнего ребенка. Это наилучший вид отдыха, который помогает снять нервное напряжение и снизить неблагоприятное влияние наиболее тяжелой для ребенка статической нагрузки (неподвижная поза). А в первом классе она будет очень большой (4 урока в день!). Поэтому совершенно обязательно выработать у ребенка привычку спать после обеда. Кстати, у шестилетних первоклассников дневной сон после обеда является обязательной частью школьного режима.

Ну а если ребенок не хочет спать (не привык, переутомился, перевозбудился...)? Пусть полежит, а вы попросите его закрыть глазки и послушать интересную сказку...

Вечером ребенок тоже должен ложиться спать в строго определенное время – не позднее 21 часа. Хороший, спокойный сон – это основа здоровья. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы после ужина малыш не перевозбуждался, не смотрел по телевизору страшные фильмы, не занимался шумными играми. Все это неблагоприятно отразится на качестве его сна. Он может вскрикивать во сне, просыпаться, плакать, а утром встанет невыспавшимся, капризным. Плохой, тревожный сон, недосыпание очень неблагоприятно сказываются на самочувствии ребенка. Поэтому, если вы видите, что малыш перевозбужден, капризничает, погуляйте с ним спокойно перед сном 30–45 минут. Это очень полезно! И уж конечно, когда ребенок лег спать, позаботьтесь о том, чтобы в соседней комнате не работали громко телевизор или радио, притушите свет, а если у вас гости, попросите их говорить потише.

Итак, до школы осталось немного времени. Используйте его так, чтобы у вашего малыша было как можно меньше проблем в этот трудный для него период. Многое зависит от вас, от вашего терпения и организованности, от желания помочь своему ребенку. Только при этом условии вы сохраните и его здоровье, и интерес к учебе.