Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/1999

Архив

с ОРЗ можно справиться

...чрезвычайно важно не только
и не столько лечить ОРЗ,
сколько предупреждать его возникновение...

Диагноз “острое респираторное заболевание” (ОРЗ) сегодня известен даже дошкольникам – так распространена эта болезнь среди детей. И врачи знают, какого внимания требуют часто и длительно болеющие дети, ведь на их долю приходится до 57% зарегистрированных больных с такой инфекцией.
Поэтому чрезвычайно важно не только и не столько лечить OРЗ, сколько предупреждать его возникновение. Известно, что неоднократные случаи этого заболевания отрицательно влияют на состояние здоровья детей и часто формируют повторяющуюся и даже хроническую патологию бронхолегочной системы.

Как правило, с возрастом частота случаев ОРЗ у детей снижается, что, очевидно, связано с уменьшением чувствительности ребенка к возбудителям заболевания. Повышенная же чувствительность маленьких детей объясняется прежде всего незрелостью защитных функций растущего организма.
Часто повторяющиеся ОРЗ обычно проявляются у ребенка, когда он начинает посещать дошкольное учреждение (ясли, детский сад), из-за высокой интенсивности контактов и незакаленности организма.

В НИИ педиатрии РАМН проведено исследование, направленное на разработку эффективной системы неспецифической (без применения лекарств) профилактики ОРЗ у здоровых и часто болеющих детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Надо сказать, что сама природа и характер течения ОРЗ подсказывают необходимость и целесообразность использования именно средств неспецифической профилактики, направленных на повышение защитных сил детского организма, так как вакцина, которая создается в период одной эпидемии, обычно недейственна при новой вспышке.

Закаливание – один из общепринятых методов неспецифической профилактики ОРЗ. Традиционно оно сводится к воздушным и водным процедурам с постепенным понижением температуры. Однако в реальной практике дошкольного учреждения трудно охватить закаливающими процедурами детей всей группы, соблюдая к тому же индивидуальные дозировки, поэтому закаливание не дает положительных результатов, которых от него ожидают.

Ученые, проводящие исследование, взяли за основу данные о закаливающем эффекте пульсирующего микроклимата. Суть этого эффекта такова: если при традиционном закаливании предполагается приспособление организма ребенка к холоду, здесь применяется также и тепло, то есть используются два фактора, контраст между которыми – внезапное охлаждение после перегревания – чаще всего и провоцирует заболевание ребенка.

Создавая модель воздействия “холод–тепло”, можно рассчитывать на выработку детским организмом соответствующих защитных терморегулирующих реакций.
При анализе заболеваемости детей, посещающих детские учреждения, медики обнаружили естественную закономерность: наиболее высокая заболеваемость выявлена в первый год после прихода в ясли или сад – почти треть всех случаев. Затем заболеваемость снижается до 25% на второй год и до 20% на третий-четвертый. При этом отмечено, что вероятность заболеть для часто болеющего ребенка, как ни странно, одинакова во все сезоны года, а не в переходные сезоны – осенне-зимний и зимне-весенний, как мы привыкли думать, поэтому оздоровительные мероприятия нужно проводить круглогодично.

Как же организовать закаливание с помощью контрастных процедур? Вот как это было при проведении исследований.
Начинали процедуру после дневного сна: в 15 часов дети просыпались под звуки музыки, что создавало у них радостный настрой на выполнение закаливающих процедур, а это очень важно для получения положительного эффекта. Если же ребенок плачет и противится оздоровительным занятиям, можно быть уверенным, что должную пользу они не принесут.
Затем, лежа в постели, дети делали в течение 2–3 минут физические упражнения, охватывающие все группы мышц, а встав с постели, в течение 1–1,5 минут выполняли циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные элементы) попеременно в “холодном” и “теплом” помещении, то есть принимали общую воздушно-контрастную ванну.
Температура воздуха в двух помещениях в начале занятий составляла в “теплом” 21–24°, а в “холодном” – на 3–5° ниже. Затем эта разница увеличивалась: в “теплой” комнате температура повышалась включением калориферов, а в “холодной” – понижалась за счет интенсивного проветривания, летом вплоть до сквозняков. За время занятий (12–15 минут) дети босиком, в одних трусах перебегали 4–6 раз из одной комнаты в другую.

Для повышения двигательной активности у детей раннего возраста использовали “игровые дорожки” в сочетании с контрастными воздушными ваннами после дневного сна. “Игровую дорожку” обозначали в группе (спальне, игровой, раздевалке) импровизированными спортивными снарядами и инвентарем (тазики с галькой и водой, махровый коврик, ребристая доска, банкетка, лесенка и коврики – резиновые, шерстяные, теплые, холодные, сухие, влажные). Этот дополнительный инвентарь располагался так, чтобы дети всей группой могли заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому.

Введение в режим дня детей раннего возраста таких общеразвивающих упражнений и подвижных игр повышало их двигательную активность, способствовало правильному формированию стопы, развивало координацию движений, вписываясь тем самым в общий комплекс оздоровления.
Там, где были закрытые бассейны, проводили контрастное водное закаливание два раза в неделю. Занятия организовывали так, чтобы разница температур струи воды в душе составляла от 10 до 20°. В процессе закаливающей процедуры температура воды колебалась в пределах 15–28° с постепенным переходом к резким перепадам до 3–4 раз в течение 40–45 минут. Занятия в бассейне под руководством инструктора продолжались полчаса.

Детям после перенесенного ОРЗ в период выздоровления проводить закаливающие процедуры можно в условиях щадящего режима: одежда при воздушно-контрастном закаливании – майка, гольфы или чешки, а продолжительность процедуры в первые 5–7 дней сокращается вдвое. При этом к возобновлению плавания нужно подходить индивидуально.
Какова же была эффективность такого закаливания? Ученые наблюдали около 1500 детей раннего и дошкольного возраста, посещающих детские дошкольные учреждения Центральной России. У них ОРЗ из общего числа болезней составляло 83%. Часто болеющих детей был 31%. При диспансерном осмотре у 15% выявлена отоларингологическая патология (хронический тонзиллит, аденоиды и др.), у 11% – заболевания опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушения тазобедренного сустава, искривление позвоночника).

При выборе закаливающих процедур предпочтение отдавалось менее трудоемким для персонала, охватывающим все детские группы и легко вписывающимся в режим дня. Такими и оказались контрастные методики – воздушная и водная в комплексе с упражнениями и музыкальным сопровождением.

В ходе исследований обнаружено, что при систематическом применении воздушно-контрастных ванн в сочетании с двигательной активностью случаи ОРЗ уменьшились на 35%, а отоларингологическая патология – на 36%. Воздушно-контрастные ванны сочетались с полосканием горла отварами лекарственных трав, приемом коктейлей из них и поливитаминов.
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предложенный комплекс упражнений не только компенсировал обнаруженные дефекты, но и исправлял их конфигурацию и резко повышал функциональные возможности. Корригирующие упражнения помогли выработать правильные, жизненно необходимые двигательные умения, повысили общую двигательную активность и укрепили организм.
В целом же использование предложенных методов неспецифической профилактики позволило уменьшить число часто болеющих детей в два раза, а длительность заболевания сократилась почти в три раза за счет уменьшения числа осложнений.

Полученные результаты подтверждают необходимость соблюдения основных принципов закаливания:

  •  постепенное увеличение интенсивности закаливающих воздействий;

  •  систематическое и последовательное их проведение;

  • учет индивидуальных особенностей и возраста ребенка;

  • проведение закаливающих процедур только при положительных эмоциональных реакциях детей.

Андрей ЛЕКМАНОВ, профессор