Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2008

Игровая площадка

Карась и щука

Пришло лето, а вместе с ним замечательные возможности оздоровления детского организма после напряженной учебы. Опыт показывает, что дети любят активный отдых – туристические походы, экскурсии, путешествия.
Маршруты походов, как правило, прокладываются вдоль рек или озер, где туристы разбивают лагерь для отдыха и ночевки. Вот где прекрасная возможность организовать с детьми подвижные игры у воды!
Детям, подросткам, взрослым доступны игры на воде. Не умеющим же плавать игра поможет преодолеть естественный страх перед водой, проявить решительность и волю. Некоторые игры помогут отработать те или иные способы плавания.
Но сначала необходимо хорошо разогреть мышцы, сделав на берегу комплекс гимнастических упражнений. Полезно сделать несколько упражнений, имитирующих движения пловца.
Особое внимание следует уделить и выбору места для игр в водоеме – с ровным дном, без коряг и камней

Привыкаем к воде

«Кто первый?»

Цель игры – научить быстро и решительно входить в воду.
На расстоянии 3–5 метров от воды проводится черта. Играющие выстраиваются вдоль этой линии в шеренгу лицом к воде на расстоянии шага друг от друга. По сигналу взрослого дети вбегают в воду, энергично продвигаются до заранее отмеченного (шестом или веревкой) места и бегом возвращаются на берег. Выигрывает тот, кто быстрее всех вернется на свое место. Нельзя допускать, чтобы дети во время бега мешали друг другу.

«Морской бой»

Цель игры – научить не бояться водяных брызг.
Играющие разбиваются на две команды, которые выстраиваются в воде лицом друг к другу на расстоянии одного шага. По сигналу взрослого команды наступают друг на друга, стараясь брызгами в лицо оттеснить «противника» на берег или до заранее установленного места. Игрок, повернувшийся спиной, считается выбывшим из строя и получает штрафное очко. Игра продолжается в течение 2–3 минут, до тех пор, пока одна из команд не оттеснит другую к берегу. Выигрывает команда, у которой меньше штрафных очков.

«Пятнашки в кругу»

Цель игры – научить ребят самостоятельно погружаться в воду с головой.
На мелком месте (глубиной до 1 м) играющие становятся в круг, водящий располагается в его центре. Он должен запятнать кого-либо, но останавливаться возле игрока не имеет права. Игроки спасаются, окунаясь с головой в воду. Запятнанный становится водящим, а пятнающий занимает его место.

«Хоровод»

Цель игры – обучить детей выдоху в воду во время погружения с головой.
Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. По сигналу взрослого они начинают двигаться по кругу, повторяя: «Хоровод наш, хоровод все идет, все идет; скоро, скоро он придет, он придет!». Затем все останавливаются, приседают и погружаются в воду с головой, выполняя выдох в воду. Затем играющие поднимаются и повторяют движение в обратную сторону.
Запрещается отпускать руки товарища, задерживать друг друга под водой, уходить вперед или назад. Игру повторяют 4–6 раз.

Осваиваем технику плавательных движений

«Рыбки и рыболов»

Игра проводится на мелком месте глубиной 30–40 сантиметров. Содержание игры: рыбки выплыли порезвиться на открытое место, но появился рыболов – и рыбки спасаются от него в камышах.
Определяется место, где плавают рыбки. Метрах в 10–15 отмечается зона камышей. Играющие становятся в одну шеренгу лицом к камышам, приседают на корточки и ждут появления рыбака. Как только рыбак дойдет до условленного места, рыбки ложатся на воду и начинают работать ногами, как при плавании способом «кроль», передвигая руками по дну и стараясь достигнуть зоны камышей раньше, чем рыбак успеет до них дотронуться.
При построении участников в шеренгу нужно поставить самых быстрых с той стороны, которая ближе к рыбаку. Пойманные рыбки либо выбывают из игры, либо становятся рыбаками.

«Плавучие стрелы»

Цель игры – научить как можно дольше скользить по воде.
Играющие выстраиваются на берегу в шеренгу лицом к воде на расстоянии шага друг от друга. По сигналу взрослого играющие делают разбег, сильно отталкиваются ногами от дна и скользят по воде. Выигрывает тот, кто дольше проскользит без движения.
Игра повторяется 3–4 раза.

Знакомимся с элементами прикладного плавания

«Водолазы»

Цель игры – научить открывать глаза и ориентироваться под водой. Проводится только в водоеме с чистой, прозрачной водой и ровным дном.
Каждый игрок берет в руки ярко раскрашенный камень. Дети заходят в воду по грудь, выстраиваются в шеренгу лицом к берегу на расстоянии шага друг от друга.
По команде взрослого все бросают камни вперед, затем делают глубокий вдох, ныряют под воду с открытыми глазами, и каждый старается найти свой камень. Выигрывает тот, кто найдет камень. Игра повторяется 2–3 раза.

«Карась и щука»

На глубине 0,5–1 метра играющие становятся в круг и берутся за руки. Один из них – «щука» – должен запятнать другого – «карася».
Игроки пропускают карася в круг и из круга, опуская до уровня воды или поднимая (не выше чем на 20–30 см) над водой руки, но не разъединяя их, мешают щуке проникнуть в круг или выйти из него. Однако щуке предоставляется возможность нырнуть под руками играющих или перепрыгнуть через них головой вперед.
При большом количестве игроков назначаются две щуки. Запятнанный становится водящим, а пятнающий занимает место в круге взамен одного из игроков, который принимает на себя роль карася.

Марина Малыхина