Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2008

Образ жизни

Безопасность на дорогах

Программа для 1–3-х классов

С возрастанием интенсивности движения на улицах и дорогах повышаются требования ко всем участникам движения. В то же время возрастает количество несчастных случаев с детьми. Во многом это происходит потому, что учащиеся не владеют правилами безопасного поведения во дворах, на улицах современных городов и, нарушая их, не осознают возможных опасных последствий

Пояснительная записка

Дорожно-транспортный травматизм приобретает в России признаки национальной катастрофы, особенно остро стоит проблема детского дорожного травматизма. Когда знакомишься со статистикой, невольно впадаешь в шоковое состояние. Цифры, за которыми стоят слезы матерей, искалеченные после ДТП детские судьбы, а зачастую гибель маленьких участников движения, страшны. За прошедшие 10 лет на дорогах России погибло около 16 тысяч детей, более 250 тысяч получили травмы различной степени тяжести. Количество погибших детей в расчете на 100 тысяч населения у нас в 3 раза больше чем в Италии, в 2 раза – чем в Германии и Франции.
Задача взрослых, и родителей, и педагогов, состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребенка, но и подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их исполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Поэтому главной задачей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» является развитие у школьников самостоятельности и ответственности.

Одним из разделов курса ОБЖ является программа «Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах», которая реализуется во всех классах, с 1-го по 11-й.

На занятиях учащиеся:

  • узнают, как безопасно перейти улицу, перекресток;

  • усваивают правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге, как переходить ее);

  • учатся понимать сигналы светофора и регулировщиков;

  • усваивают, где можно устраивать игры, кататься на санках, коньках, ходить на лыжах, а где нельзя;

  • учатся пользоваться общественным транспортом (правила ожидания транспорта на остановке; правила посадки и высадки);

  • знакомятся с важнейшими дорожными знаками, с дорожной разметкой проезжей части улицы…

Анализ работы по профилактике ДТП позволяет сформулировать основные направления обучения детей правилам безопасности дорожного движения:

1. Должны быть определены дорожные ситуации, наиболее опасные для детей.
2. Обучение безопасному поведению на дорогах должно выработать у детей навыки осознанного понимания дорожных ситуаций и самостоятельного принятия адекватного решения в непрерывно меняющихся условиях движения.
3. Успех обучения невозможен без обязательного и активного участия в нем взрослых, в первую очередь родителей.
4. Действия всех служб и организаций, привлекаемых к работе по профилактике ДТП (образования, здравоохранения, ГИБДД и других), должны быть скоординированы, носить единый, целенаправленный характер.

Цель программы: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

1-й класс

Формирование  первоначальных знаний ПДД

Задачи:

  • Знакомство с особенностями микрорайона, в котором находится школа.

  • Выявление самого безопасного пути от школы до дома и обратно.

  • Изучение понятий «тротуар», «проезжая часть улицы», «перекресток», «обочина».

  • Знакомство учащихся с правилами поведения на улице и дороге.

  • Изучение понятия «загородная дорога» и знакомство с правилами движения по ней.

  • Знакомство с дорожными знаками, светофором и его сигналами.

  • Ознакомление с правилами пользования общественным транспортом и правилами поведения в нем.

  • Закрепление знаний по всем темам программы с помощью ролевых игр.

2-й класс

Расширение знаний ПДД,  полученных в 1-м классе

Задачи:

  •  Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах, полученных в 1-м классе.

  • Продолжение изучения дорожных знаков, умение находить сходства и различия в них.

  • Ознакомление учащихся с назначением дорожной разметки и отработка умения правильно переходить дорогу.

  • Повторение сигналов светофора, значений знаков регулировщика.

  • Расширение знаний о загородной дороге и правилах движения по ней.

  • Выработка убеждения, что соблюдение правил дорожного движения является надежной гарантией безопасности.

3-й класс

Закрепление и углубление знаний,   совершенствование навыков ПДД,   полученных в 1-м и 2-м классах

Задачи:

  •  Закрепление основных правил поведения учащихся на улице и дороге.

  • Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

  • Углубление знаний о понятиях «перекрестки», «дорожная разметка».

  • Ознакомление учащихся с правилами перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков.

  • Расширение знаний о правилах перехода улицы (дороги) при высадке из транспортных средств.

  • Ознакомление с сигналами, которые подают транспортные средства.

  • Продолжение знакомства с дорожными знаками и их группами.

  • Практическое закрепление правил движения пешеходов на улице (дороге) и перекрестке.

  • Воспитание навыков сознательного, дисциплинированного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте.

Программа рассчитана на 10 часов в каждом классе. Но на изучение правил дорожной безопасности этого мало! Спасает положение грамотное использование системы дополнительного образования. Особую роль приобретают автошколы, мотоклубы, клубы картингистов… В школах же создаются отряды ЮИД (юных инспекторов движения).
Второй год в нашем классе работает отряд ЮИД «Светофорчик», цель которого – профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганда правил дорожного движения и формирование навыков безопасного поведения на дорогах и улицах у учащихся начальных классов.

«С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД»

Цели:

1) проверить степень усвоения теоретического и практического материала по безопасности движения;
2) привлечь внимание учащихся к изучению правил дорожного движения;
3) профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Оборудование: дорожные знаки, медали, нагрудные знаки участникам команд, шарики, таблички с названиями конкурсов.

ХОД КОНКУРСА

Вступление.

Инспектор ГИБДД (помощник):

Утро начинается,
Город просыпается.
По дорогам побежали
И мотором заурчали
Автобусы, машины,
Резиновые шины.

Здравствуйте!
Учителя и родители!
Жюри и наши зрители!
Занимайте позиции,
Места для обозрения,

Идет отряд юных инспекторов движения!

Выходит отряд ЮИД:

Сегодня придется держать нам ответ:
Как сберегли мы свой город от бед?
О нашей работе
Расскажем гостям!
Внимание! Смирно!
Отряд, по местам!

Наш отряд –
«СВЕТОФОРЧИК».
Наш девиз:
На красный свет дороги нет,
На желтый – подожди,
Когда горит зеленый свет –
Пожалуйста, иди!

Инспектор ГИБДД (помощник):

– Разрешите представить наши команды:
команда «Красные»;
команда «Желтые»;
команда «Зеленые».

(Команды входят. Звучит музыка.)

Ведущий:

– Дорогие друзья, сегодня мы собрались для проведения конкурса внимательных и находчивых, где вам, знатокам дорожного движения, нужно пройти испытания. Мы желаем командам успехов. Пусть победит сильнейший. А кто окажется сильнее, определит наше жюри.

Представление жюри:
(инспектор ГИБДД
и один из родителей).

ЭТАПЫ ИГРЫ

Разминка

Ведущий:

– Сейчас мы проверим, внимательные ли вы пешеходы и готовы ли вы к игре.

Мне позвольте на разминке
Вам загадки загадать.
Вы должны, ребята, точно
Правила движенья знать,
Дружно все мне отвечать
Или, затаясь, молчать.

Если вы поступаете согласно Правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!»; а если вы, услышав загадку, так не поступаете, то просто промолчите.

Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
Это я, это я, это все мои друзья.
Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?
Это я, это я, это все мои друзья.

Рис. Е. Медведева

Чтоб проветриться в троллейбусе немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко?
Ребята молчат.
Знает кто, что красный свет –
Это значит: хода нет?
Это я, это я, это все мои друзья.
Кто бежит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
Ребята молчат.
Знает кто, что свет зеленый означает:
По дороге каждый смело пусть шагает?
Это я, это я, это все мои друзья.
Кто вблизи проезжей части
Весело гоняет мячик?
Ребята молчат.
Кто ГИБДД помогает,
За порядком наблюдает?
Это я, это я, это все мои друзья.

– Молодцы, ребята! Вы готовы к игре.

1-й конкурс: «Домашнее задание»

Инспектор ГИБДД (помощник):

Должен знать каждый знак рядовой гражданин.
Знак не просто стоит – за порядком следит,
Знак подскажет, укажет и предупредит.
Знанье знаков дорожных вам жизнь сохранит!

Ведущий:

– Для этого конкурса каждая команда должна была придумать по два своих знака и защитить их.

(Время на задание – 3 минуты.)

Жюри подводит итоги 1-го конкурса.

2-й конкурс: «Угадай: какой ты знак?»

На плакате с прорезью изображен знак. Представитель первой команды, не видя нарисованного знака, подходит к плакату, вставляет лицо в прорезь и задает второй команде вопросы. Вторая команда может отвечать только «да» или «нет». Нужно определить, какой знак на плакате.

(Первая команда задает вопросы второй команде.)

Ведущий:

Всем знакомые полоски
Знают дети, знают взрослые,
На ту сторону ведет
ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД.

– К какой группе относится этот знак?

(Информационно-указательной.)

(Вторая команда задает вопросы третьей команде.)

Ведущий:

Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете:
Могут выбежать здесь ДЕТИ!

– К какой группе относится этот знак?

(Предупреждающей.)

(Третья команда задает вопросы первой команде.)

Ведущий:

На дороге знак стоит,
Строгим тоном говорит:
«Запрещаю в этом месте
Ехать на велосипеде!».

– К какой группе относится этот знак?

(Запрещающей.)

– Пока жюри подводит итоги 2-го конкурса,

Знатокам дорожных правил

Мы загадки загадаем.

Красный светофорчик (помощник):

С тротуара вниз ведет
Под дорогу длинный вход.
Нет ни двери, ни ворот –
То… ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД!

(Вывешивается знак.)

Ты не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Хорошо, что рядом пункт
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.

(Вывешивается знак.)

Желтый светофорчик (помощник):

Если ты собрался с другом
В зоопарк или в кино,
Подружиться с этим знаком
Вам придется все равно.
Он домчит вас быстро, ловко
Знак… АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА.

(Вывешивается знак.)

 

10_43.jpg (3718 bytes)Этот знак такого рода:
Он на страже пешехода.
Ну, подумайте немножко…
ПЕШЕХОДНАЯ ДОРОЖКА.

(Вывешивается знак.)

 

Зеленый светофорчик (помощник):

Что нам делать и как быть,
Если нужно позвонить?
Должен знать и ты, и он,
В этом месте… ТЕЛЕФОН.

(Вывешивается знак.)

Круглый знак с обводом красным –
Это значит: здесь опасно.
Тут, поймите, запрещенье…
ПЕШЕХОДНОГО ДВИЖЕНЬЯ.

(Вывешивается знак.)

 

3-й конкурс: «Вспомни правило»

(От каждой команды выбираются по 2 участника.)

Ведущий:

Ваша задача: из данных фигурок собрать и наклеить на белом листе какую-нибудь дорожную ситуацию. Рассмотрев картинку, вспомнить одно из подходящих правил.

– Пока ребята выполняют это задание, мы перейдем к следующему конкурсу.

4-й конкурс: «Дорожная ситуация»

Ведущий:

– Инспекторам дорожного движения приходится выезжать на ДТП и разбираться в сложившейся ситуации. Вот и вам придется грамотно принять решение.

Задача команды – в течение трех минут разобраться в дорожной ситуации и принять правильное решение. (Командам раздаются конверты с заданием.)

Ситуация 1

Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?

Ответ: три девочки. Зеленый мигающий сигнал светофора предупреждает, что скоро включится желтый, а затем красный. Поэтому безопаснее всего дождаться следующего зеленого сигнала. Бежать через дорогу опасно.

Ситуация 2

Из автобуса вышли шесть человек. Трое из них перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди и один остался на остановке. Сколько человек поступили правильно?

Ответ: один. Правильнее всего подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только затем переходить дорогу.

Ситуация 3

Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно?

Ответ: ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя.

(Жюри подводит итоги 3-го и 4-го конкурсов.)

5-й конкурс капитанов: «Регулировщики»

Инспектор ГИБДД (помощник):

Посмотрите: постовой
Встал на нашей мостовой,
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали, вы видали?
Все машины сразу встали.
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда.
Не волнуется народ,
Через улицу идет.
И стоит на мостовой,
Как волшебник, постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему.

(Я.Пишумов)

(Капитанам раздаются три цветных шарика: красный, желтый, зеленый.)

Ведущий:

– Вам нужно поднять шарик того цвета, который соответствует ответу.

Вопросы:

1. Какому цвету светофора для пешеходов соответствует положение регулировщика, когда он обращен к пешеходам боком, а руки вытянуты в стороны? (Зеленому.)

2. Какому цвету соответствует поднятая вверх рука регулировщика? (Желтому.)

3. Какому цвету соответствует вытянутая вперед правая рука регулировщика? (Зеленому.)

4. Какому цвету светофора для пешеходов соответствует положение регулировщика, когда он обращен к пешеходам грудью или спиной, а руки вытянуты в стороны или опущены? (Красному.)

(Жюри подводит итоги.)

6-й конкурс: «Пытливые умы»

Ведущий:

– Сейчас у нас последний, решающий конкурс.

Вам предстоит ответить на вопросы и выбрать правильные ответы. Как только команда найдет ответ – поднимает карточку.

(Раздаются конверты с ответами.)

Какая часть улицы предназначена для пешеходов?

1. Проезжая часть (мостовая).

2. Тротуар.

3. велосипедная дорожка.

Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуаров?

1. По правой стороне обочины.

2. По правому краю дороги.

3. По левой обочине, навстречу движению транспорта.

Автобус остановился на остановке, вы вышли из него. Как правильно переходить дорогу при выходе из транспорта?

1. Переходить только после отправления автобуса.

2. Обойти автобус сзади.

3. Обойти автобус спереди.

Кому подчиняются пешеходы, если перекресток регулируется светофором и регулировщиком?

1. Сигналам светофора.

2. Сигналам регулировщика.

С какой стороны надо выходить из легковой машины?

1. С правой.

2. С левой.

3. Не имеет значения.

– Пока жюри подводит итоги всего конкурса, наш отряд ЮИД «Светофорчик» споет свою песню:

И большим, и маленьким –
Всем без исключения
Нужно знать и соблюдать
Правила движения!
Чтобы город жил спокойно,
Без аварий и тревог,
Наш покой оберегают,
ДТП предупреждают
Наши рыцари дорог!

На земле дорог так много –
Все они твои, мои.
С вами мы не просто дети –
Мы помощники ГАИ.
Нам нельзя сидеть на месте,
Мы в заботах круглый год.
Всем инспекторам движенья
Уваженье и почет!

Награждение победителей.

Продолжение следует

Светлана Сырицына