Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2008

Нам пишут

Простые способы закаливания

Самое дорогое, что есть у нас, – это наши дети, и каждый взрослый мечтает о том, чтобы они росли сильными, ловкими и выносливыми

Одна из главных задач страны – формирование здорового поколения. В Федеральном законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в статье № 36 (Гигиеническое воспитание и обучение) говорится: «Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни».
В Москве есть школы, которые работают по здоровьесберегающим технологиям. В одной из них, № 198, я работаю учителем начальных классов. У нас есть кабинет лечебной физкультуры, аэрофитомодуль, тренажерный зал, стоматологический кабинет; все дети получают двухразовое питание.
Дети проводят много времени в школе, поэтому учитель должен правильно организовать режим его дня.
Известно, что в осенне-зимний период дети чаще болеют – и это нарушает целостность учебного процесса, приводит к неусвоению учебного материала.
Я задумалась: как можно помочь ребенку меньше болеть и не пропускать школу? Есть ли такие методы, с помощью которых возможно укрепить иммунную систему, сохранить здоровье детей?
Да! Такой метод есть. Закаливание.
Это прекрасный и эффективный метод, который укрепляет организм, помогает бороться с различными заболеваниями, такими, как грипп, ОРВИ, и разного рода инфекциями.
Закаливание детей можно организовать и дома, и в школе. Однако эффективное и безопасное закаливание требует соблюдения следующих нескольких правил:
– систематичность;
– постепенность;
– последовательность;
– индивидуальный подход;
– комплексность.
Основные средства закаливания – солнце, воздух и вода. В школе возможно только закаливание воздухом.
Каждое утро перед началом занятий в хорошо проветренном классе ребята выполняют утреннюю гимнастику. Это дает возможность в прямом смысле пробудить ребенка, физически укрепить, настроить на положительный учебный лад, благотворно повлиять на органы дыхания. Комплекс упражнений желательно подбирать вместе со школьным врачом. Нагрузка в выполнении упражнений зависит от возраста ребенка. Хорошо каждые 2–3 недели менять комплекс утренней гимнастики. О.Н. Урбанская в своей книге «Работа с родителями младших школьников» рекомендует несколько комплексов утренней гимнастики. Вот один из них.

  • Ходьба, легкий бег, ходьба на месте.
  • И.п.: стоя, ступни параллельно. 1 – дугами через стороны руки вверх, хлопок – вдох; 2–4 – плавно руки вниз – выдох.
  • И.п.: то же. 1–2 – поднимаясь на носки, плавно руки вверх, подняться – вдох; 3–4 – плавно руки вниз – выдох. То же, отводя назад на носок поочередно то одну, то другую ногу.
  • И.п.: стоя, ноги врозь на ширине плеч. Руки за спину – вдох. 1–2 – наклон вперед, не сгибая ноги, руки вперед, голова прямо – выдох; 3–4 – и.п., руки в стороны.
  • И.п.: стоя, ноги параллельно, руки на пояс. Поочередно сгибать колени, отрывая ноги от пола.
  • И.п.: стоя, ноги врозь. Руки на пояс – вдох. 1–4 – согнутые ладони поднести ко рту, выдыхая дольше, произносить «у-у-у», принять и.п. Повторить 8 раз.
  • И.п.: стоя, руки на пояс. 1–8 – шаг на месте, не отрывая передней части стопы. Темп медленный. Повторить 20 раз.
  • Прыжки, ходьба на месте.

Во время учебного процесса, когда ученики утомились, следует проводить физкультминутки, которые способствуют переключению с одного вида деятельности на другой, быстро снимают усталость, вызывают положительные эмоции и создают прекрасное настроение. Дети с удовольствием выполняют упражнения, входящие в физкультминутки. Предлагаю некоторые из них.
1. Хомка, хомка, хомячок, Хомка – серенький бочок. Хомка с солнышком встает, Моет лапки, чистит рот. И, все сделав по порядку, Он идет на физзарядку. Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим.  
2. Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! К нам пришел волшебник злой! Он руками помахал, Всех детей заколдовал. Дети головы склонили, Замолчали и застыли. Но пришли друзья-зверюшки, Навострили лапки, ушки, Вмиг злодея вон прогнали И детей расколдовали. А теперь пора плясать, Нам не надо унывать!  
3. Буратино потянулся, Тихо встал, затем нагнулся, Он налево посмотрел, Он направо посмотрел И затем тихонько сел. Помещение, в котором занимаются ребята, систематически проветривается. Во время перемен, когда учащиеся находятся в рекреации, учитель устраивает сквозное проветривание – открывает дверь и фрамугу. Класс быстро наполняется свежим воздухом, что работает на укрепление и закаливание организма. Так как наша школа – «школа здоровья», программой предусмотрено 3 часа уроков физкультуры, 2 из которых проводит учитель физкультуры, а 1 час – классный руководитель. Этот урок я провожу с ребятами в любую погоду (кроме сильного дождя и больших морозов) на школьной площадке. Пребывание на свежем воздухе, как всегда, благотворно влияет на общее самочувствие детей, снимает усталость, активизирует работу головного мозга и положительно влияет на работоспособность. Об этом должны помнить родители. Лишь в сильные морозы (ниже 25 градусов) можно отменять прогулки. Для младших школьников длительность пребывания на свежем воздухе должна составлять 3–3,5 часа. Зимой прогулки можно сочетать с катанием на коньках, лыжах, санках, летом – с игрой в мяч, скакалками и другими подвижными играми. Чтобы отдых был интересен, желательно проводить с детьми разные игры. Играя, ребята развиваются, получают новую информацию; происходит общение со сверстниками, развиваются физические качества: быстрота, ловкость, гибкость, выносливость. Движение на свежем воздухе оказывает оздоровительный эффект. Осенью и весной дети с удовольствием играют с мячом в «вышибалы», в футбол, девочки очень любят прыгать в «классики», «резиночку». Зимой лучше играть в те игры, в которых участвуют все дети одновременно, чтобы не замерзнуть. Вот несколько игр, которые можно использовать (из книги Е.М. Минскина «Игры и развлечения в группе продленного дня»).   «Воробьи-попрыгунчики» На площадке чертят круг такой величины, чтобы все ребята могли разместиться по его окружности. Один из играющих – «кот». Он становится в центр круга. Остальные – «воробушки» – располагаются за кругом, у самой черты. По сигналу руководителя «воробушки» начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него. «Кот» старается поймать кого-либо из оказавшихся в круге. Тот, кого он поймает, становится «котом», а поймавший – «воробушком».   «Найди себе пару» Играющие становятся парами в круг, в середине которого – водящий. По команде «Лицом к лицу!» игроки в парах поворачиваются лицом друг к другу. Потом следует команда «На место!», затем – «Спиной к спине!». По команде «Меняйтесь в парах!» каждый ищет себе другого партнера. В это время водящий пытается встать с кем-нибудь в пару. Игрок, оставшийся без пары, будет теперь водящим.   «Совушка» Все становятся в круг. Один из играющих выходит на середину: он будет «совушкой», а остальные – «жучками», «бабочками», «птичками». По команде ведущего: «День наступает – все оживает!» – они бегают по кругу, махая «крылышками». «Совушка» стоит в середине круга, закрыв глаза. Когда ведущий скомандует: «Ночь наступает – все замирает!», «птички», «жучки» и «бабочки» останавливаются, стоят неподвижно, притаившись. «Совушка» в этот момент вылетает на охоту. «Совушка» высматривает тех, кто шевелится и смеется, и уводит провинившихся к себе в «гнездо» – в середину круга. Они тоже становятся «совушками» и при повторении игры вместе вылетают на охоту. «Скатывание шаров» Играющие делятся на несколько групп (по 5–10 человек) и расходятся по площадке. По сигналу руководителя каждая группа начинает скатывать из снега шар. Через 10–15 минут по второму сигналу ребята подкатывают свои шары к руководителю. Побеждает группа, у которой оказался самый большой шар. Скатанные шары можно использовать для постройки снежной крепости, лабиринта, других сооружений из снега. Очень хорошо между учащимися устраивать игры с элементами соревнования, так как это способствует развитию чувства товарищества и дружелюбия. С учащимися и их родителями можно устраивать просветительские беседы, лекции о здоровье.   Классные часы: «Зачем нужно чистить зубы и умываться?» «Секреты здоровья». «Режим дня – помощник в сохранении здоровья». «Разговор о здоровом питании». «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». «Расти здоровым!» и т.д.   Родительские собрания: «Если хочешь быть здоровым – закаляйся». «Главный фактор здоровья – утренняя гимнастика». «В здоровом теле – здоровый дух». «Роль игры в жизни младшего школьника». «Значение школьного питания». «Здоровье и закаливание» и т.д.   Такие воспитательно-оздоровительные беседы знакомят с правилами, помогающими сохранить здоровье, и формируют представления о здоровье как о человеческой ценности. В школе большое место отводится внеклассной работе. Популярны среди учащихся викторины, конкурсы, эстафеты, праздники, КВН, проектные работы... Все усилия направлены на расширение знаний о здоровье, способствуют развитию физических качеств, вырабатывают положительное отношение к выполнению утренней гимнастики, подвижным играм, закаливающим мероприятиям, соблюдению режима дня; дети раскрывают свои индивидуальные особенности; формируются знания о влиянии закаливающих процедур и соблюдении правил личной гигиены на общее укрепление и сохранение здоровья. Мы, взрослые, не должны забывать о том, что здоровье наших детей во многом зависит от нас. Закаленные дети жизнерадостны, обладают прекрасной работоспособностью и хорошим здоровьем.  

Марина Украинская ,
замдиректора по социальной защите ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 198, Москва