Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №22/2007

Курсы повышения квалификации

Лекция 6. Левшество и леворукость. Проблемы адаптации. Особенности обучения

Кто такие левши и чем они отличаются от леворуких?

Левшами мы называем людей, у которых доминирует правое полушарие мозга. Изначально они были «задуманы» так, что левая рука, левая нога у них ведущие, а также левый глаз и левое ухо. А леворукие – это люди, которые хотя и родились правшами, но по каким-то причинам стали активнее пользоваться левой рукой. Левая рука у них активизировалась, потому что правая из-за травмы или из-за поражения головного мозга, кровоизлияния при родах не смогла выполнять функцию ведущей. Леворукие – это дети с доминирующим левым полушарием, но активизации правой половины тела у них не произошло.
По данным разных авторов, количество левшей в мире составляет от 1 до 30% в популяции. Разброс связан с тем, что в разных социальных группах разное количество левшей. Например, их в несколько раз меньше среди пенсионеров, нежели среди школьников. Связано это с тем, что до середины прошлого века левшей переучивали, к тому же мир был удобен только для правшей, не выпускались инструменты для работы левой рукой. Только в 90-е гг. ХХ в. появились ножницы и различные инструменты, заточенные под левую руку.
В СССР левой рукой никто не писал. Все нужно было делать правой. Если ребенок не мог освоить такой навык, его начинали переучивать. В мягкой форме – подкладывали все предметы справа и ненавязчиво напоминали: «Деточка, какой рукой нужно брать ложку?». В крайнем варианте – левую руку привязывали, забинтовывали и не давали ею пользоваться.

Статья опубликована при поддержке глазной офтальмологической клиники «Офтальма» во Владимире. Центр лазерной коррекции предоставляет своим клиентам услуги на высоком уровне, гарантирует результаты своей работы, которая проводится исключительно высококвалифицированными специалистами с использованием только современного оборудования. Хирургия катаракты, витреоретинальная хирургия, дистрофия сетчатки лечение, диагностика и лечение глаукомы и другие услуги. Очень важно вовремя обратиться к специалисту и провести консультацию с профессионалами в своём деле, а не заниматься самолечением. Записаться на приём Вы сможете на сайте клиники: офтальма.рф.

Сейчас мир смирился с тем, что есть люди, у которых левая половина тела активнее правой. У них не только активнее правое полушарие головного мозга, но и совершенно особым образом организована межполушарная мозговая деятельность. Анализ поведения переученных левшей выявил ужасные последствия. Такие дети чаще страдали неврозами, недержанием мочи, заикались, были одержимы ночными кошмарами. По данным медицинской статистики, каждый третий заика был переученным левшой!
В среде художников, музыкантов левшей больше, чем среди животноводов и плотников, потому что у левшей очень активно работают те участки мозга, которые отвечают за эмоции, фантазию, творчество.
В настоящее время существует теория, утверждающая, что за формирование левшества отвечает определенный ген.
Отличать левшу от леворукого ребенка важно, потому что можно попытаться развить у леворукого правую руку, но ничего нельзя поделать с доминированием правого полушария у левши. Желательно вмешаться в развитие леворукого ребенка как можно раньше, потому что после 6–7 лет, когда он пойдет в школу и начнет писать левой рукой, переучивать его на правую не только не полезно, но и даже опасно. Мозг уже не настолько пластичен, как в год – четыре года, и есть риск свести на нет все компенсаторные возможности ребенка, при этом не только не переучив его писать правой рукой, но и разучив пользоваться левой.
Что важно знать школьному учителю, имеющему дело с ребенком, который все или многое делает левой рукой? Возможности у левшей и леворуких детей неодинаковые, и точная диагностика, кто же перед нами, поможет учителю выстроить правильную систему поощрений и требований, поможет индивидуально подойти к проблеме школьной дезадаптации таких детей и успешно ее разрешить.

Как выявить истинного левшу и отличить его от леворукого?

В качестве диагностики можно использовать опросник, разработанный кафедрой психиатрии НИИ гигиены детей и подростков. (Хотя, предупредим сразу, на наш взгляд, он неполный).

1. Какой рукой пишешь?
2. Какой рукой рисуешь?
3. Какой рукой бросаешь мяч или камень?
4. Какой рукой нанизываешь бисер или складываешь башню из кубиков?
5. Какой рукой бьешь молотком?
6. Какой рукой режешь ножницами?
7. Какой рукой причесываешься?
8. Какой рукой стираешь ластиком написанное?
9. Какая рука у тебя сверху при аплодировании?
10. В какой руке держишь ложку?
11. В какой руке держишь зубную щетку?

Праворукость – леворукость оценивается в баллах. Если ребенок отвечает: «только правой» – ему выставляют 2 балла, «чаще правой» — 1, «любой рукой» — 0, «чаще левой» — –1, «только левой» — –2. Далее идет обработка результатов. Если ребенок получил 17—24 балла – он «выраженный правша», 16—9 – «слабый правша», 8 — –8 – «амбидекстр», одинаково работающий обеими руками, –9 — –16 – «слабый левша», –17 — –24 – «выраженный левша».
Следует заметить, что не все ответы в анкете равнозначны. Допустим, если ребенок отвечает «+2» на вопросы о письме, молотке, рисовании, но при этом «–2» – про еду, расческу и зубную щетку, то результат получается «0». По анкете ребенок – «амбидекстр», но реально мы имеем дело с переученным левшой. То, на что в процессе воспитания не обращали внимания, ребенок делает как левша, и только натренированные навыки выполняет, как праворукий. Показательным является вопрос о работе обычными ножницами – ими левша часто режет правой рукой, так как они заточены под правую руку. Кроме того, у левшей ведущими, как правило, являются левый глаз и левое ухо. Эти признаки мы выделяем как важнейшие в дифференцировке состояния, к сожалению, в данной анкете они не отражены.
Присмотритесь к гиперактивному и неуправляемому ребенку, который пишет правой рукой: нет ли у него знаков левшества? Если есть, надо его показать коррекционному педагогу. И развивать у него с помощью специальных занятий мелкую моторику правой руки или позволить ему писать левой.

Доминирующее полушарие и особенности развития

Есть несколько типов функционирования головного мозга. Человек, у которого доминирует левое полушарие, склонен к анализу, ему легко дается словесно-логический характер познавательных процессов. Тот, у кого доминирует правое полушарие, обладает развитым воображением, целостным восприятием. А между ними – большой пласт людей, у которых достаточно хорошо развито как одно, так и другое полушарие.
В группу детей, дезадаптированных в школе, чаще всего попадают дети с доминирующим правым полушарием – гиперактивные, невнимательные на уроке, с речевыми трудностями и плохим почерком.
У здорового ребенка головной мозг развивается неравномерно, и асимметрия, сохраняющаяся в течение времени, – абсолютно нормальное явление. У дезадаптированных школьников асинхрония развития приобретает патологический характер – и асимметрия перестает быть функциональной. В норме развитие правого полушария опережает развитие левого, что, в свою очередь, дает толчок для развития левых долей мозга. Кризис трех лет – это начало самопознания, активизация волевых процессов, исследование эмоциональных границ. По мере того как созревает левая половина мозга, и в частности лобная доля, ребенок научается контролировать собственные порывы и эмоции, начинает адекватно относиться к просьбам и выполнять их без сопротивления. Если этот процесс не запустился до 6–7 лет, у ребенка не формируется учебная мотивация, он не может программировать этапы выполнения заданий и контролировать их исполнение. Таким же образом созревают зоны чтения и письма. У левшей и леворуких детей процесс созревания этих зон затягивается. У таких детей некоторые функции соответствуют биологическому возрасту, а какие-то в своем развитии запаздывают. Дети с большим трудом осваивают состав числа, они неорганизованны и забывчивы, с затруднениями пересказывают текст.
Если левое полушарие остается «незапущенным», ребенок неизбежно будет совершать такие ошибки. При недостаточном функционировании левого лобного отдела развивается дефицит внимания, о чем мы подробно рассказывали в предыдущей лекции. На уроке таким детям необходимы внешние опоры – проговаривание текста, который пишут, лишние напоминания: «Проверь себя, будь внимателен». В письме они пропускают буквы, могут не дописать строчку до конца, не дорешать пример и перейти к следующему. Причина ошибок кроется в том, что функции программирования и контроля недостаточно развиты. При недостаточном развитии височных отделов характер ошибок может быть другим. Будут преобладать ошибки, связанные со звукоразличением. Дети не успевают за темпом речи учителя, им тяжело переносить школьный шум, их очень утомляет гам на переменах. Зачастую такие дети даже плохо откликаются на свое имя: чтобы не испытывать ежеминутный стресс от шума, они «выключают» слуховой анализатор. В письменной речи эти ученики заменяют слова схожими по звучанию, заменяют буквы так, что порой не могут узнать написанное слово. Им тяжело даются выделение ударного слога, различение звуков по мягкости и твердости, глухости и звонкости. Их чтение мало интонировано. Во время пересказа они могут быть многословны, поскольку им тяжело уловить и пересказать смысл прочитанного. Если же их перебивают и торопят, то они становятся замкнутыми и молчаливыми.

С какими трудностями сталкиваются правополушарные дети и как эти трудности преодолевать?

Им тяжело даются сравнения «больше – меньше», если речь идет об отвлеченных понятиях. Более того, поскольку они испытывают пространственные трудности, то могут поставить знак равенства между цифрами 13 и 31. Таким детям необходимы дополнительные занятия на освоение пространства, на умение анализировать на бытовом уровне понятия «больше – меньше» с последующим переводом на уровень абстрактный.
Правополушарным детям трудно работать по образцу – это хорошо видно на уроках труда и рисования. Они не могут сделать или нарисовать что-либо точно так же, как учитель, и невероятно страдают от этого.
На уроках физкультуры им трудно даются движения, в которых поочередно участвуют руки и ноги. Порой они не могут освоить асинхронные движения правой и левой половины тела (примером может служить кроль – стиль плавания). Эти дети могут лишь копировать чьи-то движения. На некоторых этапах обучения приходится в буквальном смысле этого слова двигать их руками и ногами.

В чем правополушарный ребенок успешен? У этих детей хорошее чувство ритма. На уроках физкультуры они успешны, когда надо чувствовать действия партнера. Например, в командной игре. Они могут освоить математический материал, используя статьи в деловых газетах и журналах. Они успешны в музыке, рисовании, но не в копировании форм, а там, где требуется творческий подход, допустим, при иллюстрировании текста.

Какие ошибки допускают левши? Им сложно оперировать буквами и словами. У них часто бывает задержка речевого развития, поэтому письменные уроки даются им чрезвычайно тяжело. Они пропускают буквы и слоги, глотают слова в тексте, поэтому у них ускользает смысл прочитанного. Правополушарные дети импульсивны, невнимательны. Собственно, то, о чем мы говорили в предыдущих лекциях: гиперактивность и дефицит внимания, – и есть особенность психики правополушарного ребенка.
Им проще дословно пересказать прочитанное, чем ответить на вопросы по существу. Невнимательному ребенку важно говорить не «повтори, что я сейчас сказала», а «как ты думаешь?». То же самое необходимо помнить при работе с правополушарными детьми, их нужно обучать выделять главное и второстепенное.
Они плохо учат правила, забывают исключения, звуко-буквенный анализ им дается тяжело.
Помимо учебной деятельности, их надо загружать ежедневными занятиями на развитие творческих способностей, причем такими, чтобы у них были заняты обе руки. Это могут быть занятия музыкой, танцами, лепкой, бисероплетением (для девочек), конструированием (для мальчиков). Из спортивных полезны занятия карате, ушу и плаванием. Хорошо кататься на велосипеде, самокате, роликах. Правополушарные дети должны больше печатать на клавиатуре, нежели писать.

Приемы работы с правополушарными детьми

Такие дети гораздо лучше реагируют на мелодию вместо обычного школьного звонка. Потому что они очень эмоциональны и хорошо воспринимают все, что подкрепляется положительными эмоциями. По этой же причине в начальной школе при обучении для них надо вводить как можно больше игровых элементов.
При индивидуальной коррекционной и развивающей работе можно использовать следующие задания и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций, произвольного внимания, слухо-речевой памяти и т.д.

  • Выделение лишнего понятия из логической цепочки.

  • Игры в слова. Учитель на доске пишет букву, далее диктует разные слова. В тетрадях ученики должны записать только те слова, которые не содержат эту букву.

  • Найти различия на картинках.

  • Найти на листе буквы, которые написаны неправильно (зеркально, с лишними элементами или отсутствием положенных элементов).

  • Дорисовать половинку предмета (яблока, гриба, морковки, машины).

В старших классах объяснение тем по химии и физике стоит начинать с опытов, и только потом переходить к теоретическому изложению материала. На уроках математики и литературы – сначала поставить задачи, для решения которых нужно усвоить некоторый материал, и только потом переходить к изучению теорем и произведений.
Важно научить таких детей писать план сочинения или изложения. Без этого навыка (умения выделить смысловые части) обучение правополушарного ребенка застопорится.
Во время объяснения материала необходимо опираться на конкретные случаи из практики. В конце объяснения и в качестве домашнего задания просите детей вспоминать или придумывать ситуации, в которых могут пригодиться новые знания.
Детям с повышенной активностью правого полушария тяжело дается решение логических задач. Когда за событием А обязательно следует событие В, которое затем приведет к итогу С: «У Васи было 5 яблок, у Маши на одно больше; сколько всего яблок было у них вместе?». Зато у них не возникает проблем в решении бытовых и производственных трудностей тогда, когда все остальные зашли в тупик. Правополушарные ученики могут с трудом учиться в школе, но позже, найдя себе дело по душе, добиваются успехов в профессиональной среде.

Проблемы леворуких детей

Иное дело – леворукие дети. Они были природой задуманы правшами. У них доминирует левое полушарие. Но если им по каким-то причинам при доминирующем левом полушарии приходится писать левой рукой, они начинают плохо успевать в школе. Такие дети нуждаются в наблюдении специалиста: ортопеда, если у них была сломана правая рука, например, и от этого они теперь пишут левой, или невролога – если парез правой стороны тела был вызван родовой травмой. Такие дети должны получать курсы лечебного массажа не реже 2–3 раз в год в зависимости от диагноза.
Леворукие дети невероятно истощаемы. В начальной школе им необходимы дополнительный выходной в неделю, дополнительные каникулы каждые 5 недель продолжительностью хотя бы 3 дня. Не стоит волноваться, что ребенок отстанет от одноклассников. Если отказаться от каникул, то от истощения ребенок проболеет больше, чем «прогуляет» в плановом порядке. Для этих детей желательны занятия плаванием или восточными единоборствами. Они плохо владеют собственным телом, у них нарушена координация, они не могут освоить пространство листа, потому что не ориентируются в пространстве комнаты или класса, даже в собственном теле.

Мотивация левшей и правшей

Школьная программа ориентирована на левополушарных детей, на развитие левого полушария, поэтому правое полушарие у школьников недоразвивается, а левое истощается. К середине каждого учебного года врачи выявляют ряды детей с повышенным правосторонним мышечным тонусом, тиками, сутулостью, недержанием мочи. Происходит это по причине истощения левого полушария и невозможности восполнить энергетические затраты с помощью правого полушария. Чтобы дети к концу года не теряли способности и желания учиться, стоит задуматься, как же организовать учебный процесс.
Левополушарные дети любят учиться, потому что для них сам процесс одновременно является и целью. Правополушарные дети не понимают, почему им надо заниматься этой «бодягой» 10 лет, когда гораздо приятнее отдыхать и развлекаться. Соответственно, им необходимо почаще напоминать зачем. Мотивацией для них могут стать личностный рост, улучшение положения в коллективе, борьба с собственными недостатками и неудачами.

Как строить занятия для левшей?

1. Писать задания не на доске, а на светлой бумаге и раздавать каждому. Дело в том, что правополушарные дети лучше воспринимают темные буквы на белом фоне, чем белые на черном. Конечно, хорошо бы иметь в классе и темные, и светлые доски, но пока это только мечты. Можно использовать мольберты или планшеты с рулоном белой бумаги, но не везде они имеются. Так что проще всего раздавать детям задания на листках бумаги индивидуально.
2. В объяснении обращаться к целостности восприятия. В младших классах использовать методику глобального чтения, когда слово не разбирается по буквам и слогам, а воспринимается целиком (с помощью картинок с подписями). На уроках математики предлагать ребятам смысловые, практические задачи вместо абстрактных примеров. А уроки физики и химии в средних классах начинать с показа опытов и объяснения законов на практических примерах.
3. Ориентироваться на решение практических задач. Лучше, если домашняя работа в младших классах будет состоять не из примеров на вычитание и сложение, а из задания сходить в магазин, где ребенку самому придется прочитать названия продуктов и провести вычисления в пределах доступного объема чисел. Потом в тетради он напишет список купленных продуктов и рецепт приготовления блюда из них. Наглядность практического применения математики поможет левше быстрее и легче справиться с заданием.
4. Обязательны дополнительные занятия по танцам, музыке, рисованию.
5. Очень важно подчеркивать успешность ребенка-левши. Такие дети склонны испытывать страх, легко раздражаться, обижаться. Им необходима эмоциональная поддержка.
6. Они ревнивы к чужому успеху. Им важно объяснять: «Если я похвалила Петю, это не значит, что я ругаю тебя, сейчас это задание Петя сделал хорошо». Лучше избегать сравнительных оценок, говорить лишь про успех каждого ребенка.
7. Левшам можно посоветовать делать дома уроки под музыку.
Важным моментом является темп восприятия информации правополушарным учеником.

Он медленнее обрабатывает материал, который получает по слуховым каналам, но быстрее воспринимает наглядные зрительные примеры. Таким детям нельзя объяснять громким голосом в нарастающем темпе. Для левши необходимо несколько раз повторить задание или объяснение, выставляя зрительные опоры.
Мы прекрасно понимаем, как много бумаг приходится писать учителям. И все же стоит найти время и набросать учебный план для «особого ребенка».

Поза при письме, ручки для левой руки

Мы поговорили об организации мозговой деятельности левшей и леворуких детей. Теперь предложим практические советы, которые помогут детям, пишущим левой рукой, адаптироваться на уроке.
Руки левшей и леворуких детей должны лежать во время письма так, чтобы локоть левой немного выступал за край стола, а сама рука свободно двигалась по столу. Парта должна находиться в крайнем правом ряду, чтобы доска оказалась слева от ребенка. Сидеть ему лучше за левой половиной стола. Правый нижний угол тетради направлен к середине груди. Левую сторону листа стоит промаркировать карандашом для лучшего ориентирования в плоскости листа. В первых классах, когда формируются навыки письма, нужно следить за положением правой руки – нельзя позволять ей опускаться с плоскости стола, она должна придерживать лист. Кисть левой руки обращена к плоскости стола, опираясь на него ногтевыми фалангами мизинца, безымянного пальца и нижней частью ладони. Ручка лежит на ногтевой части среднего пальца, придерживается ногтевыми фалангами большого и указательного пальцев на расстоянии 1,5–2 см от листа. Кисть левой руки находится над строкой. Этот способ хорош при списывании с образца, ведет к уменьшению количества ошибок, поскольку позволяет ребенку в процессе работы контролировать себя.
Левши часто не могут удерживать правильный наклон букв. Не стоит усердствовать в этом вопросе, поскольку ребенку тяжело контролировать несколько процессов одновременно: правильно выписывать буквы, правильно писать слова, да еще и следить за каллиграфией.
Очень часто левши и леворукие дети путают сходные по написанию буквы. Чтобы этого избежать, посоветуйте родителям заниматься дома с такими детьми по специальным прописям для левшей, где много заданий с дополнительными опорами – рисование по точкам, по стрелкам.
Даже выбор ручки является важным моментом для левшей и леворуких детей. Наиболее известная и апробированная на московских школьниках ручка для левшей – фирмы «Стабило». Она толстая, имеет изогнутую форму, на корпусе написана буковка L. Особенность ручки еще и в том, что стержень внутри нее гелевый, он не будет писать, если левша будет держать ручку неправильно – не под нужным углом. Поэтому ученик, пользуясь этой ручкой, ставит руку именно так, как необходимо для правильного овладения навыком письма. При обучении левшей стоит отступить от традиционных требований и разрешить им пользоваться гелевой ручкой. Учителю стоит подумать над тем, что мнимая грязь, создаваемая на обратной стороне тонкого листа (от геля) – ничто по сравнению с множеством помарок и описок, которые обязательно будут возникать при использовании обычных шариковых ручек.
Можно использовать вместо тетрадей линованные альбомы с толстыми страницами (родители линуют их как тетрадь самостоятельно) или же разрешать ребенку писать на одной стороне листа. Надо понимать, что процесс овладения письмом не бесконечен и ребенок ко второму-третьему классу сможет перейти на обычную ручку и тетрадь. Если же подобный вариант вы считаете неприемлемым или ребенок отказывается писать не такой ручкой, как у всех, предложите ему дома писать особенной ручкой, а в классе – обычной или использовать шариковую ручку с толстым корпусом (диаметр не меньше 0,7–1 см) и легко пишущим стержнем.

Обучение левшей письму

Обучение письму должно идти от образов букв к их графическому изображению на листе бумаги. Хорошо рисовать огромные буквы на обоях и ходить по ним или ползать. На столе выкладывать буквы из палочек или спичек, лепить из пластилина и потом обводить пальцем. Затем можно перейти к использованию пишущих приспособлений. Лучше, если в начале это будет кисточка, затем фломастер и только потом ручка.
При обучении левшей письму можно использовать дополнительные упражнения для развития моторики, улучшения межполушарных связей.
1. На листе бумаги рисовать фломастером одновременно правой и левой рукой сходящиеся и расходящиеся круги, квадраты, восьмерки.
2. Обе ладони лежат на столе, кисти плотно прижаты к столу. Нужно одновременно поднимать мизинцы, безымянные, средние, указательные и большие пальцы.
3. Обе кисти сжаты в кулаки. Совершать одновременно и в одинаковом темпе круговые движения, сначала по, затем против часовой стрелки.
4. Карандаш или палочка зажаты между указательным и средним пальцами. Нужно разжимать и сжимать пальцы так, чтобы предмет не выскользнул из рук. Упражнение сначала делают правой, затем левой рукой. Потом двумя руками одновременно.
5. Крутить в правой и левой руках парные китайские шарики.
6. Одновременно гладить себя по животу левой рукой, а правой похлопывать по макушке. Затем руки поменять.

Виновато мышечное напряжение

В тетрадях грязь, в портфеле нет порядка, учителя жалуются на поведение и советуют перевести ребенка в коррекционный класс. А малыш часами сидит над домашними заданиями и мучается от головной боли.
Бесполезно обвинять ребенка в неспособности и лености. Во всем виновато мышечное напряжение в руках, которое возникает при выполнении заданий по письму. Причина этого напряжения кроется в далеком прошлом, о котором все уже благополучно забыли. Тяжелые беременность и роды, невнимательное отношение врачей к развитию ребенка на первом году жизни... Что-либо изменить кардинально в шесть-семь лет невозможно, но помочь школьнику просто необходимо.
Для начала надо определить, действительно ли мышечное напряжение всему виной. Вместе с родителями ребенка ответьте на наши вопросы.
1. Беспокоят ли ученика головные боли:
– в конце учебного дня;
– в конце учебной недели?
2. Беспокоят ли боли в:
– шее;
– плече?
3. Устает ли рука к концу урока или учебного дня? Не хочется ли встряхнуть ею?
4. Успевает ли ребенок за темпами работы в классе?
5. Выполняет ли аккуратнее домашнюю работу, когда фактор времени не имеет значения?
6. Ухудшается ли почерк к концу дня и недели? Не пишет ли хуже в классе, чем дома?
7. Требуется ли «надсмотрщик» при выполнении домашнего задания?
8. Много ли времени уходит на письменные уроки? (Положительный ответ, если около получаса в первом классе.)
9. Бывают ли при письме пропуски букв и слогов?
10. Не пишет ли буквы зеркально?
11. Записывает ли домашнее задание аккуратно?
12. Русский язык дается труднее, чем математика?
13. Не бывает ли беспорядка в тетради (запись начинается с середины строки или страницы, с середины тетради)?
Каждый положительный ответ – 1 балл. Набрали 4 балла – значит, ни ремень, ни подарки не помогут. Нужно идти на прием к неврологу и разрабатывать план реабилитационных мероприятий.

Режим и гимнастика

Как помочь неуспевающему чаду?
Прежде всего – упорядочить режим дня. Каждое утро нужно начинать с зарядки и контрастного душа, направленного на область шеи.
В упражнениях особое внимание нужно уделять спине, плечам. Вращательные движения в плечевых суставах, вытягивание вверх, потягивания, приседания с прямой спиной на полной стопе.
При выполнении уроков каждые десять минут – физкультминутка. Делать надо указанные вращательные упражнения и прибавить к ним плавные движения рук, имитирующие взмах крыльев, волны. Рисуйте руками на воображаемой стене сходящиеся и расходящиеся круги.
Полезно провести курс массажа, направленного на укрепление мышц спины и расслабление задней группы мышц шеи и верхнего плечевого пояса.
По вечерам хорошо принимать ванны с морской солью или хвойным экстрактом.
Любое медикаментозное лечение может назначить только врач. Но не стоит надеяться лишь на лекарственные препараты. Ежедневная зарядка помогает не хуже. Физические упражнения активизируют головной мозг в целом, задействуя подкорковые структуры, восстанавливают энергетический баланс при утомлении.
Начинать нужно с дыхательных упражнений, которые активизируют подкорковые структуры головного мозга. При этом важно, чтобы живот участвовал в акте дыхания, чтобы само дыхание было сопряжено с движением, симметричным и асимметричным.
И.п.: стоя, руки опущены.
1. Вдох – обе руки вверх, выдох – вниз.
2. Руки на поясе. Вдох – правая рука поднимается, левая опускается, выдох – опускается правая, поднимается левая.
3. И.п.: правая рука согнута в локте на уровне груди, левая прямая вытянута в сторону. На вдох и выдох руки сгибаются – разгибаются.
4. И.п.: стоя, руки опущены. На вдох поднять левую ногу и согнуть ее в колене. Локтем правой руки дотронуться до левого колена. На выдохе возвращаемся в и.п. Затем то же самое наоборот: локоть левой руки идет к правому колену.
5. «Ладушки». Стоит играть не только руками, но и ногами, в положении лежа на спине. По мере усвоения двигательных навыков можно усложнять задачу. Руками – хлопок в ладоши, затем хлопок перекрещенными руками с партнером. Удар кулаком по ладони. Хлопок, затем одна рука хлопает ладонью, другая тыльной стороной кисти.
Надо ежедневно заниматься двуручной деятельностью в быту. Мыть посуду, стирать, полоскать и выжимать белье. Даже при наличии стиральной машины нужно небольшие вещи стирать руками. Двуножная деятельность – катание на велосипеде, коньках, роликах.

Заключение

Обучение и воспитание леворукого ребенка – процесс сложный, но очень интересный, потому что творческий. Ребенок будет заставлять вас принимать нетривиальные решения. Не загоняйте его в рамки праворукого мира, и тогда успех ему будет обеспечен.

Рекомендованная литература

1. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Academia, 2000. С. 288.
2. Истомина Н.Б. Математика (учебник) для четырехлетней начальной школы. – М.: Ассоциация XXI век, 2006. С. 240.
3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2004. С. 381.
4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте:
Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2002. С. 232.
5. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2007. С. 250.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите причины левшества.
2. Чем левша отличается от леворукого ребенка?
3. Приведите методы обучения левшей.
4. Какие приемы работы с левшами вам удается использовать на уроках?
5. Есть ли в вашем классе ученики, которые пишут левой рукой специальными ручками?
6. Какую работу вы проводите с родителями левшей и леворуких детей?

Елизавета Меланченко