Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №/


Дорогие читатели!

Сегодня мы открываем новую рубрику для обсуждения наболевших вопросов, связанных с образованием и здоровьем. За круглый стол мы приглашаем не только экспертов разного профиля, ученых-теоретиков, но и вас, учителей-практиков. Предлагайте темы. Всегда рады выслушать ваше мнение

 

 

А ты готов к труду и обороне ?

Состояние здоровья детей и подростков, снижение уровня физической подготовленности призывников вызывает озабоченность. Представители спорткомитета РФ, Министерства обороны и Минобрнауки в качестве выхода из сложившейся ситуации предложили реанимировать спортивно-технический комплекс «Готов к труду и защите Отечества» (ГТЗО) и сделать сдачу его нормативов обязательной для всех школьников

В СССР аналогичный комплекс ГТО действовал с 1931 до начала 1990-х годов.
«Молодежь должна быть умной, здоровой и динамичной, ведь впереди у страны большие задачи», – подчеркнул на пресс-конференции в РИА «Новости» начальник Управления физической культуры Федерального агентства по физической культуре и спорту Станислав Бирюков. Он отметил, что популярность уроков физкультуры сходит на нет, среди старшеклассников наблюдаются систематические массовые прогулы этих занятий. И это при том, что нагрузка в старших классах увеличивается, подростки много занимаются, готовятся к поступлению в институты и отсутствие двигательной нагрузки наносит удар по физическому и психическому здоровью детей.
Россия постепенно переходит на контрактную систему службы в Вооруженных силах, с 2008 года срок службы призывников будет сокращен до одного года, а требования, предъявляемые к физической подготовленности молодежи допризывного возраста, будут повышаться. Сегодня призывные комиссии дают добро только 14% призывников. Подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТЗО позволит повысить уровень физического развития будущих воинов. Молодые люди будут приходить в армию физически крепкими и основное время сокращенного срока службы посвятят получению военно-прикладных навыков.
Председатель правления автономной некоммерческой организации «Военно-спортивный фонд» Вадим Гаврилов напомнил, что сейчас идет процесс модернизации образования, готовятся новые образовательные стандарты для внедрения во всех школах РФ. Комплекс ГТЗО будет интегрирован в новый образовательный стандарт и в базовый учебный план. Кроме того, учитывая универсальный характер самого комплекса, Минобрнауки планирует использовать его нормативы в качестве ЕГЭ по дисциплине «физическая культура».

Что предлагают разработчики комплекса?

  • Комплекс ГТЗО в общеобразовательных учреждениях будет состоять из трех уровней: для школьников начальных классов (6–10 лет), средних классов (11–15 лет) и старшеклассников (16–17 лет). Далее предусматриваются еще два уровня – для студентов 18–24 и 25–29 лет.

  • В первый раз сдавать нормативы будут ученики 2-х классов. Потом новые высоты придется брать в 4-, 7-, 9-х и 11-х классах. Естественно, нормы будут учитывать климатические условия того или иного региона и реальные возможности: например, на юге на лыжах не побегаешь, а бассейны есть далеко не везде. Нормативы будут разрабатываться для различных возрастных групп в течение всего 2008 года. Но, как заявил Вячеслав Фетисов, «за регионами останется право вносить в них изменения».

  • Основу комплекса составят виды испытаний и нормативы, предназначенные для определения уровня развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости и др.) и уровня овладения основными прикладными навыками. Для каждой ступени комплекса определено количество видов испытаний, выполнение которых является обязательным. А выбирать, что именно делать: бегать, прыгать, отжиматься или плавать, – каждый учащийся будет самостоятельно.

  • В перечень видов испытаний комплекса будут включены:

– бег на короткие дистанции – определение скоростных возможностей;

– бег на длинные дистанции – определение выносливости;

– челночный бег – определение скоростных возможностей и координации движений;

– подтягивание на высокой или низкой перекладине, поднимание туловища из положения лежа на спине – определение силы и силовой выносливости;

– прыжки в длину (с места и с разбега) – определение скоростно-силовых возможностей;

– наклон вперед с прямыми ногами – определение гибкости;

– плавание – владение прикладным навыком;

– пулевая стрельба – владение прикладным навыком;

– лыжные гонки – владение прикладным навыком;

– метание мяча в цель (или гранаты на дальность) – владение прикладным навыком;

– туризм – владение прикладными навыками.

  • Золотой значок будет соответствовать 2-му юношескому разряду, серебряный – третьему. Наличие значка будет влиять на оценку по физкультуре.

  • Уровень физической подготовки современных школьников намного ниже, чем двадцать лет назад. По сравнению с советскими нормами ГТО современные нормативы будут несколько снижены, чтобы примерно 40% ребят смогли их сдать. Но, чтобы получить золотой и серебряный значки, одних только уроков физкультуры будет недостаточно. Придется заниматься спортом в различных кружках и секциях.

  • Учащиеся, имеющие справку установленного образца о допуске к занятиям физкультурой, выданную на основании результатов диспансеризации или медицинского осмотра, будут сдавать нормативы в обязательном порядке.

  • Учащиеся, освобожденные от занятий физической культурой или отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, будут освобождены от сдачи нормативов.

  • Анализ результатов контрольных сдач нормативов послужит основой для составления (корректировки) учебных планов и организации индивидуальной работы с ребятами по совершенствованию их физической подготовки.

  • Форма учетных документов о сдаче контрольных нормативов школьников будет произвольная (записи в журнале, ведомости или электронной базе данных).

  • Для обеспечения непрерывности процесса, а также для осуществления контроля учащимся при окончании образовательного учреждения (или переходе в другое ОУ) будет выдаваться справка с результатами последней сдачи контрольных нормативов комплекса ГТЗО.

На первой стадии комплекс будет внедряться только административными методами. Трудно представить, что подросток вдруг бросит сигарету, оторвется от компьютера и побежит сдавать нормативы. Поэтому нужны определенная рекламная поддержка этого начинания, пропаганда здорового образа жизни, необходимо сделать значок ГТЗО модным и престижным среди молодежи.
Сейчас положение о комплексе находится на рассмотрении в Правительстве РФ в качестве важной составляющей стратегической программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Хотя, по словам руководителя Росспорта Вячеслава Фетисова, к выработке новых нормативов ГТЗО необходимо приступить уже сегодня, не дожидаясь решения правительства. Так что нас ждет «повсеместное обязательное внедрение комплекса в образовательных учреждениях», которое «позволит обеспечить единый методологический подход к определению уровня физической подготовки учащейся молодежи в РФ».

Нина СЕМИНА

 

 

Р.И. АЙЗМАН,
доктор биологических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ,
член-корреспондент МАН ВШ,
завкафедрой анатомии, физиологии и БЖД
Новосибирского государственного
педагогического университета,
г. Новосибирск

Внедрение комплекса ГТЗО в систему образования, несомненно, сыграет положительную роль в физическом совершенствовании молодежи. Но надо честно себе признаться, что мы хотим от внедрения этого комплекса в первую очередь: улучшить здоровье молодежи или подготовить ее к службе в армии? Исходя из ответа на этот вопрос реализация идеи будет выглядеть по-разному.
Если говорить об укреплении здоровья, то, на мой взгляд, нужно обратить внимание на следующие проблемы. Первая: предполагается, что учащиеся могут быть освобождены от сдачи нормативов по медицинским показаниям. К сожалению, таких учеников сейчас более 20%, что в масштабах страны составляет достаточно большую группу. Я думаю, должны быть разработаны нормативы для физического совершенствования молодежи всех групп здоровья. Это можно сделать с помощью «паспорта здоровья», который будет выдаваться в первом классе каждому ученику и в котором на протяжении всех лет обучения будут фиксироваться динамика физического развития ученика, функциональное и психическое состояние его организма. Такие паспорта уже разработаны и, по мнению многих учителей физкультуры г. Новосибирска, адекватно отражают индивидуальные процессы развития каждого ребенка, этапы его физического совершенствования. Выполнение норматива в таком случае становится лишь промежуточной вехой оценки динамики развития.
Вторая проблема – наличие специалистов, которые могли бы выполнить поставленную задачу. К сожалению, многие учителя физкультуры плохо знают возрастную физиологию, детскую психологию. Стремление, чтобы как можно больше детей сдавали нормативы ГТЗО, может привести к ухудшению здоровья учеников. Чтобы эта кампания не возымела обратный эффект, нужна совместная работа учителей по основам безопасности жизнедеятельности, физкультуры, школьных психологов и медицинских работников под эгидой замдиректора по здоровью и безопасности.
Могут возникнуть и другие проблемы, однако это не значит, что от самой идеи внедрения ГТЗО нужно отказываться. Главное – посмотреть на нее через призму сохранения здоровья детей.

С.А. БАРАНЦЕВ,
заведующий кафедрой
физической культуры и спорта
Государственного университета управления,
доктор педагогических наук, профессор,
г. Москва

Неправильно говорить «сдача норм». Нормы не «сдают», с нормами сравнивают результаты тестирования. Правильнее говорить «тестирование общей физической подготовленности», «тестирование по комплексу ГТЗО».
Если результаты тестирования по комплексу ГТЗО станут основой Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по дисциплине «физическая культура», начнутся подтасовки результатов, злоупотребления… Лучше, если это будет своего рода «паспорт общей физической подготовленности учащегося».
Известно, что дети различаются по уровню двигательной подготовленности. Дети с высокой двигательной одаренностью без труда выполнят требования комплекса ГТЗО. Для них этот комплекс не будет являться стимулом к тренировкам. Но есть дети с низкой двигательной одаренностью, при любых тренировках они не смогут выполнить нормативные требования. Для них выполнение этого комплекса будет скорее всего психологической травмой. Поэтому оценивать уровень развития общей физической подготовленности (ОФП) нужно также и по результатам тестирований, которые проводятся от начала к концу учебного года или от конца одного учебного года до конца следующего.
Сегодня программами учебной дисциплины «физическая культура» предусмотрены нормативы оценки и тестирование ОФП учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений среднего и высшего профессионального образования. Однако на уровне государства и в большинстве случаев на региональном уровне результаты тестирования ОФП не обобщаются и не анализируются. В лучшем случае преподаватель физической культуры заносит эти результаты в журнал, который впоследствии сдает в архив. Нужно разработать минимальное количество информативных тестов ОФП, желательно «сквозных» (т.е. одинаковых для учащихся разного возраста), и анализировать, обобщать их результаты.

Э.Н. ВАЙНЕР,
профессор,
проректор Государственного
педагогического университета,
г. Липецк

Отказ от комплекса ГТО считаю большой ошибкой. В чем мне видится его необходимость?

1. Содержавшийся в ГТО набор навыков в полной мере соответствует названию «Готов к труду и обороне». В него входили не только скоростно-силовые упражнения, задания на выносливость, но и задания, имеющие важное прикладное значение (метание, плавание...). Они обеспечивали всестороннюю физическую подготовку человека и повышали уровень его здоровья.
2. Последовательная по сложности система нормативов делает комплекс ГТО привлекательным для детей: стремление стать сегодня лучше, чем вчера, – это возможность проверить себя и продвинуться в своем физическом развитии.
3. Можно взять комплекс ГТО в качестве основного программного материала для школьного физического воспитания, освободив его от тех физических упражнений, которые не имеют значения для поддержания здоровья. Однако есть опасность, что нормативы ГТО могут стать для преподавателя физкультуры тем погонялом, которое будет отбивать у ребенка желание заниматься физкультурой. Оценка по физкультуре должна ориентироваться не на результат, а на успех данного школьника в своем саморазвитии.

Чтобы восстановление комплекса ГТО не превратилось в кампанию, он должен пройти компетентную экспертизу и широкое обсуждение специалистами физической культуры, медиками, общественностью. 

В.Р. КУЧМА,
директор НИИ гигиены детей и подростков,
профессор, главный детский специалист-эксперт
по профилактической и оздоровительной работе
Минздравсоцразвития РФ,
председатель Российского общества школьной
и университетской медицины и здоровья,
г. Москва

Школьники испытывают выраженную гиподинамию и нуждаются в увеличении двигательной активности, прежде всего за счет физической активности по собственному выбору, а не по перечню, установленному государственными структурами.
Слабая материально-техническая база, недостаточное количество профессионально подготовленных преподавателей физической культуры (а не спортивных тренеров), устаревшие методы проведения уроков – все это отвращает детей от занятий физической культурой в школе.
Предполагается, что комплекс ГТЗО будет контролировать физическое развитие детей и подростков (хотя это функция учреждений здравоохранения) и привлечет их к активным занятиям спортом (заявлено слишком амбициозно и категорично). Факты трагических смертей детей на различных спортивных мероприятиях говорят о необходимости осторожного вовлечения школьников в спортивные испытания.
Лексика и дух проекта более естественны для членов ДОСААФ, а не школьников: «оценка овладения практическими умениями физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности», «виды испытаний» (среди обязательных видов – пулевая стрельба, лыжные гонки)…
Контрольная сдача нормативов начиная со 2-го класса и ее обязательный характер для молодежи допризывного и призывного возрастов чрезмерно регламентированы.
Авторы комплекса считают, что множество разнообразных систем тестирования, существующих в настоящее время, не дают целостной картины физической подготовленности населения. Но единая оценка физической подготовленности детей и подростков 6–18 лет утверждена Постановлением Правительства РФ от 29.12.01 № 916 «Об общероссийской системе мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». И нет никаких оснований ее менять.
Внедрение комплекса ГТЗО в государственный образовательный стандарт по предмету «физическая культура» вызовет протест как со стороны научного педагогического и медицинского сообществ, так и со стороны специалистов-практиков (педагогов, врачей, психологов).
Проект документа предполагает устанавливать нормативные требования к уровню физической подготовки школьников без участия Минздравсоцразвития РФ, что недопустимо. Нет научного обоснования конкретных нормативов для детей различных возрастных групп. Предлагаемые нормативы были разработаны в 80-х и 90-х годах прошлого столетия. Но здоровье и физическое развитие сегодняшних детей стало хуже, тестовые задания не соответствуют функциональным возможностям современных школьников. Нормативы бега на длинные дистанции и подтягивания на низкой перекладине для девочек не соответствуют функциональным возможностям детского организма (альтернативные варианты данного задания, которые были предусмотрены в 80–90-x годах прошлого века, отсутствуют).

Предлагаемый комплекс не учитывает тех демократических изменений, которые произошли в жизни страны, не вписывается в проводимую широкомасштабную модернизацию российского образования с учетом индивидуальных особенностей и интересов учащихся, он повторяет основные ошибки ГТО СССР и не может обеспечить здоровое и гармоничное развитие подрастающего поколения.

А.В. ЛЯХОВИЧ,
заведующий Отделом проблем формирования
общественного здоровья НИИ общественного
здоровья и управления здравоохранением
ММА им. И.М. Сеченова,
доктор медицинских наук, профессор,
академик Международной академии наук
экологии и безопасности жизнедеятельности, г. Москва

Учеба в наших образовательных учреждениях не способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровье детей ухудшается за период пребывания в школе в 4–5 раз. Среди выпускников школ не более 5–7% практически здоровых.
Двигательная активность подрастающего поколения значительно снижена и составляет в основном от 3 до 5 час. в неделю (при норме 8–12 час.). Это объясняется коммерциализацией спортивных комплексов, отсутствием спортивных площадок во дворах, снижением популярности физкультурно-массового движения среди молодежи... Не хватает специалистов по физическому воспитанию, материального обеспечения: в школах нет бассейнов, тренажеров...
Поэтому проект «Готов к труду и защите Отечества» следует оценить положительно. Он позволит улучшить физическое развитие детей, будет мотивировать их на занятия физкультурой и спортом. Детей нужно учить плавать, стрелять, ходить на лыжах, водить автомашину. Физические занятия воспитывают выносливость, повышают умственную работоспособность, отвлекают от наркомании, пьянства, курения.
Только планомерная комплексная работа учителей, преподавателей вузов, врачей, психологов, специалистов в области физического воспитания, ученых может снизить катастрофическую заболеваемость наших детей. Проект «Готов к труду и обороне Отечества» – важный шаг в этом направлении.

Н.Н. НЕЖКИНА,
доктор медицинских наук, завкафедрой
здоровьесберегающих технологий в образовании,
Ивановский областной институт
повышения квалификации
и переподготовки педагогических кадров

Возможно, нормы ГТЗО заставят школьников активнее заниматься физической культурой. Однако состояние здоровья современных детей таково, что выполнить эти нормы многим будет трудно. Потребуется длительный этап перестройки системы физического воспитания школьников, надо учитывать индивидуальные особенности детей, состояние здоровья и мотивацию.
Спортивно одаренные дети, которые и так активно занимаются физкультурой, выполнят эти нормы легко. А дети с нарушениями здоровья, которых сегодня большинство, получат дополнительную «головную боль». Да и необходимость нормативов, одинаковых для всех, вызывает большое сомнение. Для ребенка важен прежде всего процесс развития относительно своих исходных данных, а не соответствие одинаковым для всех нормативам. Если в начале учебного года школьник отжимается два раза, а в конце – три, это уже его личное достижение, но из-за несоответствия нормативам оно может быть учителем не отмечено. А значит, у ребенка наступят разочарование в себе и неуверенность в собственных силах.
Все моменты «за» и «против» должны быть учтены, и в центре любых изменений должны стоять интересы ребенка.