Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2007

Образ жизни

Общение через игру

Что надо сделать, чтобы ребенок вырос умным и здоровым? Ответ на этот вопрос волнует меня прежде всего как папу, а потом уже как педагога и научного сотрудника. Мне бы хотелось поделиться с вами некоторыми размышлениями на эту тему

Первое – это создание в семье определенной среды. Например: если папа и мама делают зарядку или регулярно совершают пробежки, у ребенка в такой семье больше возможностей подумать о своем здоровье. Если же родители курят и выпивают, то и у ребенка больше шансов рано попробовать сигарету и спиртное. Так что выбирайте, какую среду вы будете создавать в своей семье и чему будет учиться ребенок на вашем примере. Глупо требовать от детей внимания к собственному здоровью, если ваше здоровье вас не интересует.

Второе – это ваши отношения с ребенком. Ребенок должен испытать гордость за папу (маму). Мы очень гордимся своим ребенком, когда он читает стихи на утреннике, но почему-то даже не представляем, насколько важно ему испытать гордость за нас. Для ребенка папа всегда будет самым сильным. И ваш мальчик обязательно будет спорить в детском саду, что его папа сильнее всех на свете. И, поверьте бывшему воспитателю детского сада, ваш сын будет отстаивать авторитет отца, приводя самые невероятные аргументы.
Покажите, как вы можете целых два раза подтянуться на турнике, продемонстрируйте мышцы на руке, поднимите что-нибудь тяжелое (тяжелое для ребенка, а не для вас)...
Дайте ребенку возможность гордиться самым сильным папой (не важно, какой вы есть на самом деле), а также самым умным, самым красивым.

И третье – играйте с детьми в подвижные игры. Лучше всего на воздухе. Вспомните игры из детства: салки, резиночка, футбол, казаки-разбойники... Как педагог я знаю много разных игр, но, поверьте, приятнее всего играть с дочерью в игры своего детства. Самые обычные догонялки и прятки приносили нам с дочкой массу положительных эмоций. Если играть вам сложно, совершайте совместные пешие прогулки.
Во время прогулок можно разговаривать, обсуждать самые разные детские проблемы, отвечать на вопросы, фантазировать, наблюдать природу... Например: по очереди называть предметы на определенную букву; или все, что вы встретите на улице красного цвета; или идти по тротуару, наступая только на линии... К сожалению, мы мало общаемся с детьми (пока дети маленькие, нам некогда разговаривать с ними, когда они вырастают, они уже не хотят разговаривать с нами).
Что можно делать вместе с ребенком дома? Утреннюю зарядку! Но не в традиционном понимании – упражнения для разных частей тела, а эмоциональную зарядку. Ваш ребенок, уходя утром из дома, должен чувствовать, что его любят, это придаст ему уверенности. Только с чувством уверенности в надежной поддержке и родительской любви он сможет спокойно осваивать окружающий мир.
Вот ребенок просыпается утром. Можно громко дать команду к подъему, но можно будить его по-другому. Сядьте на его кровать и тихонько поиграйте. Предложите сделать зарядку.
Упражнение для маленьких ушек – возьмите двумя пальцами очень нежно за ушко и согните его слегка вперед, затем назад («раз, два, три, четыре – просыпайтесь, ушки»). Точно так же вверх и вниз.
Упражнение для веселого носика – очень нежно возьмите за носик и слегка подвигайте кончик носа влево и вправо («раз, два, три, четыре – просыпайся, носик»). Точно так же вверх и вниз.
Упражнение для глаз. Можно поморгать глазками друг другу.
Упражнение для язычка. Можно подвигать языком вверх и вниз, влево и вправо. Постройте друг другу рожицы.
Упражнение для волос. Погладьте ребенка по голове. Это тоже упражнение, и оно такое приятное.
Есть еще много приятных упражнений – «обнималки», «щекоталки», «тискалки», «фыркалки», «хохоталки» и т.д. Придумайте названия сами или вместе с вашим ребенком. После этого можно встать с кровати и сделать обычную зарядку. А можно и не делать, если для нас главное – хорошее настроение.
Если же вы серьезно настроены заниматься физкультурой, можно в течение дня делать следующие упражнения. Для мальчиков хорошо подойдут силовые упражнения, например: отжимы (руки в упоре на полу) – количество зависит от возраста и физического развития ребенка (от 3 до 10 раз); ходьба на руках с помощью взрослого (расстояние от 2 до 8 м); ползание на животе, спине, ягодицах с помощью рук (расстояние 3–10 м); упражнения с легкими гантелями и т.д. Обыкновенный медицинский жгут подойдет для того, чтобы «накачать» мышцы. Он занимает мало места, и с его помощью ребенок сам может регулировать нагрузку.
Для девочек можно порекомендовать художественно-спортивные и гимнастические упражнения. Например: пружинные движения тела в сочетании с танцевальными движениями; плавные и волнообразные движения (при этом могут использоваться обруч, мяч, скакалка, лента). Подойдут и танцевальные упражнения: вальсовый шаг, шаг с подскоком, чарльстон, твист, рок-н-ролл или свободный танец под музыку.
Упражнения для мальчиков и для девочек надо выбирать прежде всего в воспитательных целях. Мальчики – это будущие мужчины, защитники, а девочки – будущие женщины, они тонкие, красивые, нежные.
На самом деле физических различий между мальчиками и девочками в дошкольном возрасте практически нет, наоборот, девочки часто бывают сильнее мальчиков.
Ребенок не будет выполнять упражнения только ради здоровья. Интерес к таким занятиям у него быстро пропадет. Поможет игра. Мы с дочерью, например, играли в цирк. Я громко объявлял: «Внимание, внимание! Уважаемые зрители, перед вами выступает народная артистка Алтана Егорова!». Дальше я как мог напевал мотив циркового туша, а она с моей помощью выполняла различные упражнения, которые мы видели в цирке: мостик, ходьбу на руках, кувырки, хождение по канату (по веревочке, лежащей на полу), выступления зверей и т.д. Во время наших игр и мама, и дедушка с бабушкой громко кричали: «Браво!» – и аплодировали, что приводило ребенка в неописуемый восторг. Играйте! Ничто так не объединяет, как совместно пережитые положительные эмоции.
Открою маленький секрет: есть игры, которые мне пришлось придумать, лежа на диване. Когда приходишь поздно с работы или после плотного ужина, так хочется отдохнуть. Но рядом дочка, которая ждала меня целый день. Пришлось играть с ней в катания с горки, «ловишки», но при условии, что «ловишка» лежит на диване.
Иногда я думаю: что мы, родители, смогли дать своему ребенку? Смог ли я стать для него самым близким человеком? Доверяет ли он мне? Придет ли он ко мне, когда станет старше и ему в первый раз предложат выкурить сигарету, выпить спиртное, украсть дорогую вещь? Верит ли он, что я смогу ему помочь?

Баатр Егоров