Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2007

Вместе с психологом

Ребенок наедине со взрослыми: вопросы и ответы

Отношения с ребенком в семье – диктат или демократия?

Этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Ни тот, ни другой способ отношений пользы не принесет. Как часто бывает, существует некоторая «золотая середина», однако середина эта не одинакова для разных семей и зависит во многом от характера сторон. Конечно, строгость необходима – в определенных, разумных пределах. Прежде всего строгость нужна в соблюдении принятых в семье правил поведения, выполнение которых даже не обсуждается. Эти правила должны быть обоснованны и понятны ребенку. Например, ложиться спать в определенное время, сложив перед этим в ранец все тетради и учебники для следующего школьного дня, обязательно почистив зубы перед сном, убрав на место игрушки. Зачем это делать именно так, а не иначе, нужно объяснить, возможно, и не раз. Выполнять известные и понятные правила ребенку легче, и правила эти, конечно, не могут возникнуть «из ничего» с началом обучения в школе.
История общения родителей с детьми должна брать свое начало в самом раннем детстве, когда, казалось бы, ребенок еще ничего не понимает, не умеет делать сам, когда мама или бабушка, переодевая или умывая малыша, приговаривает: «Сейчас мы с тобой что-то сделаем, чтобы ты был чистый и красивый». Или: «Этого делать нельзя, потому что опасно».
Все предъявляемые правила и требования должны быть не только понятны, но и доступны для ребенка. Иначе он, как бы ни стремился, не сумеет их выполнить. Этот перечень с возрастом расширяется и дополняется. У школьника круг обязанностей много шире, ведь ему нужно вовремя приходить в школу, выполнив все домашние задания. У него есть и другие обязанности, в том числе по дому. И так далее. Конечно, к знакомым требованиям могут добавляться и новые, которые также должны выполняться. Ребенку не всегда хочется выполнять предписания взрослых, особенно если он устал, расшалился, занят своим каким-то интересным делом. И порой родителям приходится проявить строгость. Но именно строгость, а не жестокость, жесткость и бескомпромиссность. К сожалению, иногда родители путают эти понятия, особенно если сами устали или раздражены. Ни в коем случае требования нельзя формулировать таким образом: «Делай так, как я хочу». Строгость – это доброжелательная требовательность, и требования не должны меняться в зависимости от настроения родителей или других привходящих причин. И, конечно же, мнения и требования взрослых членов семьи по отношению к ребенку должны оставаться едиными.
А вот давление недопустимо, в какой бы форме оно ни осуществлялось. Способы давления бывают самыми разными и вроде бы безобидными. Вот, например, как действует мама, когда у ее сына неудачи в школе, а он, по ее мнению, из-за этого вовсе не расстраивается. Мама не наказывает ребенка, не кричит на него, очень добра к нему, но повязывает голову платком, ходит так весь день и жалуется всем в семье, бабушке по телефону, своим друзьям, что из-за сына у нее болит голова. Можете себе представить состояние ребенка, которого постоянно обвиняют в маминых бедах?! Мальчик переживает, что огорчает маму. И эта боязнь неудачи, боязнь огорчить маму снова мешает ему быть уверенным в себе, спокойно работать и вызывает еще больше неудач. Конечно, не все дети настолько чувствительны, но даже для так называемых толстокожих ребят мнение родителей имеет какой-то вес. Постепенно накапливаясь, эти малозаметные оттенки в отношениях разделяют детей и родителей. И вернуть назад уже ничего не удастся.
Еще одна распространенная форма давления, весьма жесткого, – телесные наказания – совершенно недопустима в общении с ребенком. Родители часто говорят: «А меня в детстве били. И ничего, вырос…». Но ведь если взрослый человек об этом говорит – значит, он не забыл обиды. Он не забыл, что родители его обижали и унижали. Часто слышишь от взрослых: «Я очень боялся своих родителей». А вот именно этого и не должно быть! Если ребенок боится взрослых, они теряют его доверие. Опыт показывает, что дети, которые боятся своих родителей, ищут другой вариант защиты. Это может быть компания, а в дальнейшем – даже алкоголь и наркотики. Боязнь приводит ребенка к тяжелым стрессам, которые порой выталкивают его из жизни. В последнее время есть случаи самоубийства даже среди 9-летних детей. Причины, как правило, – жестокое обращение родителей.
Конечно, слишком высокая степень «семейной демократии» тоже может вести к проблемам в отношениях. Потеря родителями руководящей роли иногда грозит потерей их авторитета, а эту освободившуюся нишу быстро и легко могут занять совсем не подходящие люди – случайные друзья, старшие по возрасту, или взрослые, желающие использовать ребенка в своих целях, не всегда чистых и честных. Так что авторитет в отношениях с детьми зарабатывают не силой, а знаниями, интересом, пониманием, справедливостью.
Еще один повод для семейных конфликтов – работа по дому. Посильную работу ребенок может и должен выполнять. Конечно, дети 6–8 лет не могут еще сами организовать свою работу, первое время родители должны делать это вместе с ними. Когда ребенок привыкает постоянно выполнять какие-то разумные задания (как правило, после 9–10 лет), он может справляться с ними самостоятельно. Если он хочет участвовать в приготовлении еды, уборке дома, работе в саду, это нужно только приветствовать. Упустив этот момент, можно потом и не суметь наверстать.
Часто родители жалуются, что дети не убирают за собой игрушки, а это и есть их основная работа по дому. Порой на этой почве между родителями и детьми возникают серьезные конфликты. Чтобы разобраться, родители должны понять, почему сын или дочь упорно отказывается приводить комнату в порядок после игры. Иногда оказывается, что у ребенка на игру остается не больше 15–20 минут в день и ему просто не хватает времени, чтобы придумать новую игру, разложить игрушки, начать этот увлекательный творческий процесс. Представьте, что на самом интересном месте каждый раз мама приказывает прекратить игру и отправляться в кружок, на секцию, на дополнительные занятия или просто спать. Единственный, причем очень логичный, выход, который нашел ребенок, – игрушки не убирать, а завтра продолжить свою игру с того места, на котором она была прервана. Если понять, с чем связано упор­ство ребенка, конфликта не будет.

Что делать родителям, если у ребенка пропадает желание учиться?

Интерес к учебе как таковой отличается от интереса к школе, к друзьям, к новым ситуациям. Учебная деятельность формируется в течение первых лет обучения в школе. Помогают ее формированию разнообразные знания, полученные еще до школы, в процессе чтения книг (с помощью родителей, конечно), рассказов взрослых об окружающем малыша мире, о разнообразных предметах и явлениях – обо всем том, что, по сути, продолжает серию ответов на серию вопросов «почему?» четырехлетних детишек. А вот интерес к школе как социальному институту, к друзьям формируется очень быстро. Интересует не сама учеба, а то, что с ней связано. Маленький человек порой стремится в школу потому, что ему покупают новый ранец, новые вещи, новый пенал, ему интересны новые книги – короче, все, что вокруг школы, но не сама учеба. И здесь родители должны проявить терпение. Интерес к самой учебе не сформируется, если у ребенка есть серьезные проблемы. Если же проблем нет, то интерес к учебе складывается достаточно быстро, но во многом это зависит от учителя. Если педагог доброжелателен, любит ребенка и понимает его, то и ребенку нравится учеба, да и сама школьная обстановка. Мы знаем массу примеров, когда у хорошего учителя физики все ученики любят физику, у хорошего литератора все любят литературу. И тут важнее всего не специальные знания педагога, а его человеческие качества, умение правильно подойти к каждому отдельно. Если же ребенок вдруг потерял интерес к учебе (по данным специальных исследований, почти 60% первоклассников уже к декабрю не хотят учиться!) – значит, есть какие-то причины, какие-то проблемы. И главная задача родителей в таком случае – понять, с чем связана потеря интереса к школе. Если вовремя разобраться, то можно интерес к учебе восстановить.
Именно от взрослых зависит создание условий, способствующих повышению значимости учебной, познавательной активности ребенка. В том числе поддержание атмосферы уважения к умственному труду: учение – это труд, труд уважаемый; тот, кто много знает, всегда может помочь самому себе и другим, к нему тянутся люди за советом, за знаниями. Учеба – важное дело ребенка, не надо мешать ему этим делом заниматься.
Существует много способов «подогреть» интерес ребенка к учебе. Ничто не действует на человека так, как похвала, но похвала заслуженная. Всегда приятно заниматься тем делом, которое хорошо получается, приносит видимый успех. Помогите ребенку стать успешным, обратите внимание не на его промахи, а на его удачи – и вы увидите, как у него растут крылья... Но только не переводите пятерки на материальную основу, оплачивая их деньгами или подарками: этот способ долго действовать не будет, зато ваш ребенок научится требовать плату за все, что делает, и не только от родителей.

Чем отличаются взгляды на ребенка родителей и учителя?

На этот вопрос ответить и легко, и сложно. Сложно потому, что есть разные учителя и разные родители. Есть родители, хорошо знающие и понимающие своего ребенка, умеющие быть терпеливыми, спокойными, имеющие достаточно знаний, чтобы разобраться в детских проблемах. Есть такие же учителя. Но, к сожалению, не все. И не все родители. Взгляд на ребенка не столько зависит от того, учитель это или родитель, сколько от квалификации и человеческих качеств учителя и от «профессиональности» родителя. К сожалению, для того чтобы стать родителями, не требуется многолетней учебы и диплома – так распорядилась природа. И далеко не всем новорожденным достаются родители, желающие к данному ею дару добавить знания, которые в наше время можно почерпнуть, в частности, из множества книг, издающихся для родителей. Профессиональные учителя и грамотные родители умеют понять проблемы ребенка, увидеть его сильные и слабые стороны, вовремя помочь, при необходимо­сти проявить строгость. Если они справедливы и реально оценивают свое дитя.
Но, к сожалению, есть незнающие, равнодушные учителя и столь же незнающие родители. Вот тогда и возникают неадекватные реакции и со стороны родных, и со стороны педагога. И неадекватные требования. Родители и учителя проявляют не строгость, а безжалостность и грубость. Самая тяжелая ситуация, если ребенок оказывается под давлением с двух сторон – непонимающих родителей и непонимающего учителя.
Встречаются родители, которые почитают за лучшее не уделять внимание детскому самовыражению и уже проявленным способностям. Такое отношение оказывает нежелательное воздействие. Ребенок может сделать вывод, что важнее всего – быть таким, как все, и начнет скрывать свои способности. Главная беда взрослых (по отношению к детям) в том, что они забыли, что значит быть ребенком (Рэндолл Джарелл). Однако в некоторых семьях чрезвычайные детские способности принимаются как готовый дар, которым надо спешить пользоваться и который сулит большое будущее. Излишняя демонстрация успехов, необычных возможностей может подогревать детское тщеславие, осложнять отношения со сверстниками, а в будущем – обернуться немалыми огорчениями.

Школьный невроз – всем ли он грозит?

Отчего появляется школьный невроз? У одних детей (к сожалению, их немало) невротические расстройства возникают еще до школы. Это могут быть последствия не очень благополучного течения беременности, родов, первых лет жизни ребенка. Причиной бывают тяжкие травмы, частые и длительные заболевания, тяжелые хронические болезни. И если такой ребенок приходит в школу, где ситуация не вполне адекватна его возможностям, у него может возникнуть невротическое расстройство. Другая причина неврозов – разные травмирующие психику ситуации, которых у наших детей более чем достаточно. Это и конфликты в семье, на которые родители часто даже не обращают внимания, и алкоголизм одного или обоих родителей, слишком жесткие требования со стороны взрослых; это сильный стресс, который тоже может привести к неврозу. Еще один фактор, воздействующий на многих детей с началом их систематического обучения, – стресс ограничения времени. Именно из этих соображений специалистами разработан режим дня, который необходимо соблюдать, давая время ребенку на разрядку, разгрузку, отдых. Ни в коем случае нельзя постоянно подгонять его.
К сожалению, школьная ситуация нередко вынуждает родителей устраивать «гонку с препятствиями». И маленький человек буквально с момента пробуждения слышит: «Быстрее!». Быстрее жуй, быстрее шагай, быстрее думай, быстрее пиши… Физиологи считают, что главнейшей причиной школьных неврозов стал стресс ограничения времени, постоянная спешка. Отсюда вытекают те меры, которые помогают предотвратить школьный невроз, – избегать стрессовых и психотравмирующих ситуаций.

Валентина Зайцева