Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2007

Технология

Веселая разминка

Сегодняшние дети, к сожалению, слабо развиты физически, поэтому им требуется длительная разминка перед основной частью урока. Чем заполнить эту разминку? Для младших школьников лучше всего подойдут игры оздоровительной и общеукрепляющей направленности

Учимся дышать правильно

«Лиса и зайцы»

Вдох и выдох через нос во время физической нагрузки предупреждают простудные заболевания и повышают работоспособность организма.
Перед началом игры детей учат ощущать поток воздуха без движения. Ребенок подложит ладошку к носу, а затем отведет ее на расстояние, когда поток ощущается как при обычном дыхании, и запоминает это расстояние.
Правила. Ученики – зайцы, учитель – лиса. Лиса охотится за зайцами. Зайцы бегают по поляне, дышат носом, рот не открывают. По команде учителя «замри!» все зайцы останавливаются, ставят ладошку на запомненном расстоянии и потихоньку выпускают воздух так, чтобы лиса не услышала их. Лиса подходит и слушает, как дышит заяц. Постепенно нагрузку надо увеличивать, вместо бега зайцы прыгают, затем и прыгают, и бегают. Ребята привыкают дышать носом и справляться с нагрузкой.

Укрепляем мышцы брюшного пресса и спины, развиваем координацию движения, гибкость и растяжку

«Самолеты, корабли и ракеты»

Перед началом игры разучиваем следующие упражнения:
– самолет – ногу поднять и отвести назад, как в упражнении «ласточка», руки развести в стороны;
– корабли – сесть на пол, ноги вытянуть, руками держать стопы;
– ракеты – стойка на лопатках.
Правила. Учащиеся разбегаются по залу. По команде учителя «самолет», ученик должен сразу выполнить упражнение. При следующей команде «бегом» он может начать движение. Если ученик перепутал упражнение, или упал во время его выполнения, или очень долго садился, ему назначается дополнительное штрафное упражнение, например, 5 приседаний или 5 отжиманий, после чего он присоединяется к играющим. Выигрывает тот, кто ни разу не получит штрафного упражнения.

Общеукрепляющие и развивающие сюжетные игры

«Прогулка в лесу»

Эта игра проводится без разминки и занимает время всего урока. Для игры необходимо подготовить спортивный зал – разложить палки, обручи, поставить скамейки, положить набивные мячи и канат.
Объясните ученикам, что сегодня вы идете на прогулку в лес, но, чтобы дойти до леса, вам необходимо преодолеть препятствия:
– мост, по которому нужно пройти на носочках, разведя руки в стороны (роль моста будут выполнять скамейки);
– камни, которые нужно обежать, набивные мячи;
– перепрыгнуть овраг (палки);
– пройти по узкой тропинке (канату) «елочкой», держа руки за головой;
– пересечь болото, прыгая с кочки на кочку (из обруча в обруч).
Так в течение 5 минут ребята идут до «леса».
Можно подготовить музыкальное сопровождение: песню «Вместе весело шагать по просторам…» и запись с щебетом птиц.
Пришли в лес, остановились на поляне.
И.п.: ноги на ширине плеч, на счет «1» – руки через стороны вверх, 6–8 раз потянуться к солнышку – сделать вдох, счет «2» – наклониться вниз – сделать выдох (почувствовать лесной воздух).
И.п.: поднять руки вверх и раскачивать из стороны в стороны 10–12 раз под дуновением ветра.
Ходьба по поляне – сбор ягод и грибов (2 мин. дети делают наклоны вперед в движении).
Остановились у озера и легли на спину, потянулись и... уснули. Детям снится сон, что они поехали к бабушке в деревню на велосипеде (выполняют упражнение «велосипед», крутя педали вперед и назад).
И.п.: лежа на животе, руки вытянуты вверх. Дети выполняют упражнение «лодочка» – раскачиваются на животе, подняв руки и ноги вверх.
Превратились в змею и поползли, перебирая только руками, ноги волочатся по полу.
Превратились в каракатицу – подняли таз и, опираясь на руки и ноги, двигаемся в разных направлениях – вбок, вперед, назад...
Превратились в зайцев, руки сложили на груди, 30 сек. прыгаем на двух ногах.
Бег по поляне в различных направлениях в течение 30 секунд.
И.п.: ноги на ширине плеч, на счет «1» – руки через стороны вверх, 6–8 раз потянуться к солнышку, сделать вдох, на счет «2» наклониться вниз – сделать выдох (почувствовать лесной воздух).

«Пчелы и медведи»

Необходимый спортивный инвентарь: гимнастическая стенка.
Правила. Играют две команды, одна – пчелы, другая – медведи.
Медведи сидят в берлоге, пчелы летают и жужжат. Подается команда: «Пчелы, домой». Пчелы бегут к гимнастической стенке и поднимаются на нее, а медведи ловят их. Игра продолжается до тех пор, пока медведи не поймают всех пчел. Потом дети меняются ролями.
Выигрывает та команда, которая быстрее всех поймает всех пчел.
Наступил вечер, солнце идет на закат.
Построение. Возвращение домой с песней «Вместе весело шагать по просторам…».
Подведение итогов урока.

«Времена года»

Игра занимает время всего урока. Учащиеся делятся на команды, в каждой команде назначается капитан.
Весна. Учитель спрашивает: «Какая погода бывает весной?».
Получив правильный ответ, он определяет упражнения и игры, которые можно выполнять в это время года:
– тепло и ясно – можно бегать – 1-я команда;
– лужи – прыгать с кочки на кочку (из обруча в обруч) – 2-я команда;
– езда на велосипеде (лежа на спине) – 3 раза по 30 сек. – 3-я команда;
– прыжки через скакалку – 4-я команда;
– игра в «пятнашки» – 5-я команда.
Смена методом круговой тренировки.
Построение команд.
Лето. Учитель спрашивает: «Какая погода бывает летом?». Получив правильный ответ, он определяет упражнения и игры, которые можно выполнять в это время года:
– лазить по горам (подниматься и спускаться по гимнастической стенке) – 1-я команда;
– собирать грибы и ягоды (наклоны вперед и приседания) – 2-я команда;
– плавание (лежа на животе, поднять ноги и руки от пола и выполнять движения стилем «брасс» руками и «кролем» – ногами) – 3-я команда;
– прыжки через скакалку – 4-я команда;
– бросать мяч в кольцо – 5-я команда.
Построение команд.
Осень. Упражнения:
– перебираться через лужи (идти по канату «елочкой», руки за головой) – 1-я команда;
– кататься на лодках (лечь на живот, поднять руки и ноги от пола, раскачиваться на животе) – 3 раза по 20 сек. – 2-я команда;
– перепрыгивать через грязь (через палку) – 3-я команда;
– бегать – 4-я команда;
– играть в «Бой петухов» (пары прыгают на одной ноге, подталкивая друг друга, меняют ноги и ведут счет побед) – 5-я команда.
Зима. Упражнения:
– катание на лыжах (в парах, стоя лицом друг к другу, делая воображаемыми палками махи вперед и назад) – 1-я команда;
– лепка снежных баб (катание набивных мячей в полуприседе) – 2-я команда;
– валяться в снегу (кататься бревнышком, лежа на полу, руки вытянуты) – 3-я команда;
– лепить снежки (сжимать теннисный мяч, подбрасывать его и ловить ) – 4-я команда;
– играть в хоккей (палками с мячом) – 5-я команда.
Построение и подведение итогов.

Общеукрепляющие и развивающие эстафеты

Эстафета «Зоопарк»

1. Бег быстрых оленей (руки скрещены над головой, пальцы раздвинуты, спина прямая).
2. Бег «каракатицей» (на карачках, с поднятым задом, задом наперед).
3. Ползти змеей (на руках без участия ног).
4. Прыжки зайцем (руки на груди, прыжки на двух ногах, спина прямая).
5. Бег быстрых оленей.

Эстафета с обручем в парах

1. Надевание обруча (второй участник пары надевает обруч на стоящего перед ним первого, забегает вперед, первый выпрыгивает из обруча и надевает его на стоящего перед ним второго, и так они двигаются вперед).
2. Пролезание в обруч (первый в паре ставит обруч боком на пол рядом с собой, второй пролезает в него, ставит его сбоку и держит, пока пролезает первый).
3. Прыжки из обруча в обруч (держась за руки, два ученика впрыгивают в обруч и выпрыгивают из него вперед, перекладывают обруч через голову перед собой).
4. Пробежка через обруч (бегают то в одну сторону, то в другую, обруч держат по очереди).
5. Переправа – участвует команда из 4 человек (первый бежит вместе со вторым в обруче, первый выскакивает из обруча, а второй возвращается за третьим в обруче, третий залезает в обруч и т.д.).

Эстафета с теннисным мячом

1. Подбрасывание и ловля мяча во время бега.
2. Прыжки через мяч (мяч лежит впереди на расстоянии 20 см, перепрыгнуть, наклониться, переложить вперед).
3. Бег (с перекладыванием мяча вокруг себя из руки в руку).
4. И.п.: руки в стороны. Передача мяча под прямой ногой из руки в руку.
5. Бег приставными шагами правым боком и назад левым боком, держа мяч за головой.

Эстафета с палкой

1. Сбегать к партнеру, стоящему на другом конце зала, коснуться его палочкой и вернуться с ней на свое место.
2. Прыжки через палку. Палка лежит впереди перпендикулярно, надо встать боком к ней, делать 3 прыжка через нее вперед, держа руки за головой, затем переложить палку).
3. И.п.: палка вверху, шаг – мах ногой, при котором надо коснуться палки носком. Вернуться в и.п.
4. И.п.: палка на плечах, бег приставными шагами, два – правым, два – левым боком.
5. Ходьба по палке «елочкой».

Татьяна Казакова