Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2007

Курсы повышения квалификации

Лекция 4. Нарушения познавательных процессов у детей и подростков

Расстройства восприятия, внимания, памяти. Педагогические способы коррекции

Когда мы сталкиваемся с дезадаптированным школьником, прежде всего мы замечаем его индивидуальные особенности. Неуспевающие школьники невнимательны на уроке, плохо слушают и запоминают, могут обращать внимание на мелкие детали, упуская из вида важное. Как правило, такие проблемы возникают из-за незрелости центральной нервной системы, неадекватной активности различных областей мозга и недостаточно сформированных связей между ними. В результате учебный материал неправильно воспринимается, плохо запоминается и не может быть использован в нужный момент.

Что же такое восприятие, внимание и память?

Восприятием называется отображение предмета или явления при непосредственном воздействии на органы чувств. Информация обрабатывается в головном мозге и в виде опыта встраивается в память. Например, ребенок различает цвета, знает красный, но если ему неизвестно, что на улице красный сигнал светофора предупреждает об опасности, он будет подвергать себя большому риску. Для того чтобы использовать знания о красном сигнале, ему нужно умело доставать из мозговых недр нужную в данный момент информацию. Ему нужна память. Память – это знание о минувшем после того, как оно перестало осознаваться. И, наконец, для правильного поведения на улице ребенок должен уметь вычленить знаки, которые подает светофор, из всего того, что происходит вокруг, то есть быть внимательным. Внимание – это выделение нужной информации из всего объема, воспринимаемого на данный момент.
На уроке ребенок должен уметь использовать тот объем знаний, который был получен в предыдущих классах. Мы уже говорили в наших лекциях, что ведущим фактором развития школьной дезадаптации в 5-м классе является неусвоение программы начальной школы. Ребенок, не выучивший таблицу умножения, не сможет быстро решать задачи в несколько действий.
Что же происходит, когда нарушается один из познавательных процессов? Об этом мы поговорим в сегодняшней лекции.

Особенности проявления нарушений познавательных процессов у детей

Нарушения восприятия
Недостаточность сенсорной стимуляции1 проявляется в том, что ребенок недополучает информацию из окружающего мира, испытывает дефицит слухового, зрительного восприятия. С ребенком мало разговаривают дома, ему не читают вслух, книги заменяют просмотром мультфильмов. Такие дети плохо говорят, не умеют пересказывать, правильно строить фразы. Их логопедические проблемы связаны с малой стимуляцией слухового аппарата. Дефицит зрительного восприятия очень тесно связан с недоразвитием кинестетического чувства2. Детей мало качали на руках, рано начали учить читать и писать. При этом у них не сформировались адекватные представления о пространстве, взаиморасположении предметов. Такие дети плохо знают цвета и формы, буквы пишут зеркально, плохо ориентируются в пространстве листа. В дальнейшем у них возникают большие проблемы на уроках рисования, черчения, геометрии. Они не могут оперировать понятиями «больше» и «меньше».
Современные программы обучения носят интеграционный характер. Чтобы решить простейшую задачу по математике, школьник должен знать не только цифры, но и цвета, формы. Например, в рабочих тетрадях к учебнику Моро (2-й класс) есть задания – числа 30 и 34 поставить на место голубого квадрата, 97 и 89 – на место зеленого треугольника.
Следует сказать, что если вы заподозрили у ребенка нарушение восприятия, то без помощи специалистов не обойтись. Прежде всего нужно обратиться к школьному психологу. Возможно, понадобится в дальнейшем помощь специалиста по движению, игрового терапевта, логопеда.

Нарушения памяти
Плохая память
Сначала маленький ребенок использует двигательную память – он учится сидеть, стоять, ходить. Далее подключаются органы чувств – ребенок запоминает слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные образы. И уже на основе личного опыта развивается память символическая – словесная и логическая. Таким образом, ребенок, который воспитывался в бедной сенсорной среде, не сможет выучивать большие тексты по литературе, не сможет правильно решать задачи по математике – понятия, используемые в задачнике, не связаны у него ни с какими образами.
Символическую память, на основе которой строится обучение в школе, разделяют на словесную и логическую.
Словесная основана на точном восприятии образов. Дословное повторение и запоминание деталей – вот отличительная особенность этого вида памяти. При этом взаимосвязь событий может быть не понята.
Логическая память основана на смысле. Раскрывается суть первичного текста, при этом могут уплывать какие-то второстепенные детали и признаки предметов.
Допустим, ребенку читают текст: «Утка с утятами шла вдоль реки, утята залезли в самоварную трубу, вылезли из трубы черными. Утка их не узнала – она подумала, что это воронята, стала их гнать, шипеть, утята пошли к воде, искупались. Тогда утка их признала».
Ребенок с нарушениями словесной памяти так перескажет отрывок: «Мама с птенцами вышла на прогулку. Дети испачкались, мама стала на них шипеть, пока они не отмылись».
Ребенок с нарушениями логической памяти может рассказывать по-другому: «Они шли по берегу реки, там было много песка, трава росла, на берегу лежала труба. Металлическая, узкая, эти в нее залезли, а когда вылезли, та стала на них шипеть». На вопросы кто «эти»?», кто «та»?», «почему стала шипеть?» ребенок не ответит. А если и ответит, то может подробно описывать, какая была утка, какого цвета у нее были перья. Но на вопрос, почему сначала утка шипела на своих детей, а потом перестала, так и не сможет найти ответ.
Кроме того, сенсорная память (зрительная, слуховая) является памятью кратковременной, а символическая – долговременной. При этом у детей с ведущим правым полушарием долговременная память опирается на образы, а у детей с ведущим левым полушарием – на смысл.
Как тяжело работать с детьми, у которых нарушено вспоминание! И в классе их учить тяжело, и заниматься дополнительно непросто. Только что выученный материал превращается в незнакомый. И наоборот: давно выученное вылезает в тот момент, когда нужно использовать недавние знания.
Учителям иногда кажется, что нарушение символической памяти лежит в основе школьной неуспеваемости, но практика показывает, что подключение других видов памяти при объяснении нового материала может значительно повысить ресурс головного мозга.
В практической части этой лекции мы расскажем, как можно компенсировать недостатки ученика, страдающего расстройствами памяти.

Нарушения внимания
Дефицит внимания может быть одной из основных причин школьной дезадаптации и неуспеваемости. По данным разных авторов, процент невнимательных детей в популяции колеблется от 5 до 20 среди неуспевающих учеников. Это значит, что в классе из 30 человек один-два ребенка всегда окажутся из этой группы.
В 1990 году американский ученый профессор Баркли, много лет изучавший гиперактивных детей, предложил их делить на две группы: дети с повышенной двигательной активностью и дети со сниженным вниманием. В этой лекции мы поговорим о детях, у которых недостаточность познавательных функций не была заметна в раннем детстве и по-настоящему стала проявляться только в первом классе.
Гиперактивным невнимательным детям мало что интересно в жизни. Попадая в ситуацию обучения, они быстро теряют нить повествования, не могут вовремя включиться в урок, да и сама обучающая деятельность является для них малопривлекательной. В детском саду, где они могли выбирать себе занятие по душе, где было много звучащих, ярких игрушек, книжек, они смогли адаптироваться, хотя и с большим трудом, чем их сверстники. Но школа стала для них столь непривлекательной средой, что личностное развитие многих из них застыло. Если такому ребенку не организовать адекватную среду, пересадить его на заднюю парту, что практикуется некоторыми учителями, то это неминуемо приведет к отставанию в развитии, а в дальнейшем – оставлению на второй год и выпадению из нормальной социальной среды.
Но есть и другая причина невнимательности – снижение энергетической активности мозга. Исследования физиологов выявили ряд особенностей у детей со сниженной активностью. К 7 годам у здоровых школьников начинают множиться связи между клетками в головном мозге. Возникают все новые и новые связи между правым и левым полушарием, что ведет к созреванию левой лобной доли. Левая лобная доля отвечает за развитие мотивации, контроля поведения, эмоций. У детей со сниженной активностью отмечается снижение электрической активности мозга в этих отделах. Кроме того, у них зачастую плохо функционирует и подкорковая система, которая оказывается неспособной обеспечить ребенку адекватный энергетический потенциал.
У детей со сниженной активностью кровоток в этой зоне оказывается заметно сниженным, а при интеллектуальной нагрузке вместо увеличения он падает до минимума. Чем больше ребенок старается, тем быстрее наступают истощение, зевота, сонливость.
Таким образом, трудности в обучении у детей с дефицитом внимания обусловлены особенностями функционирования головного мозга, а не их ленью и нежеланием учиться. Неблагоприятная среда лишь усугубляет проявление дефицита внимания, но никак не является его причиной. Однако педагогическая запущенность, эмоциональная холодность родителей, малая социальная активность семьи – все это способствует тому, что в школе ребенок не усваивает те знания и навыки, которые ему нужно осилить по программе. Попадая в ситуацию стресса, он не может сосредоточиться на решении учебных задач, упускает детали и не видит главного.
Кроме того, для поддержания активного состояния на уроке необходимо задействовать «энергетические» центры мозга – подкорковые структуры. У детей с дефицитом внимания нарушается связь между выше- и нижележащими отделами головного мозга, снижается активность подкорковых структур.
Еще один немаловажный момент. У детей с дефицитом внимания с трудом включаются анализаторы – слуховые, зрительные, часто наблюдается неравномерность их активности. Допустим, учитель объясняет урок, а у ребенка в этот момент «включился» зрительный анализатор. Если материал не подкреплен картинкой, таблицей или схемой, он не будет усвоен. Подключение других анализаторов значительно облегчит восприятие учебного материала, будет способствовать лучшему запоминанию.

Проявление дефицита внимания
Дети с сенсорным дефицитом не могут сосредоточиться на чем-то одном, постоянно крутятся, вертят головой, малейший шорох и шум могут «выбить» их из ситуации урока или выполнения задания дома. Причем речь идет не о гиперактивных детях. А о детях, которые не могут использовать один анализатор для усвоения нового материала. Они просто не в состоянии отличить важный стимул (объяснение) от не важного (шорох, гудок автомобиля на улице). Они быстро утомляются, время их активного внимания в любом классе (от первого до одиннадцатого) может быть снижено до 5–10 минут. Звуки, запахи, шорохи, раздражение на коже, тугой воротничок – любой из перечисленных факторов может отвлечь их от решения задачи или написания диктанта.
Они беспечны, на улице словно лишены страха – на самом деле они просто не замечают машины на проезжей части, светофор, окружающих людей. Они могут идти по заданной траектории и задевать каждого прохожего, даже если находятся на полупустынной улице. При этом у них нормальные слух и зрение. Взгляд часто мечтательный, словно скользит по людям и предметам, иногда кажется, что они «смотрят сквозь», не замечая, что реально оказывается перед ними. У них совершенно нормальный уровень восприятия, неплохая память. А вот выделение главного и наиболее важного – для них непосильная задача.
Если занятие увлекает их с головой, в ситуации повышенной мотивированности (конструктор, мультфильм или сказка, которую читает взрослый) они могут долго быть внимательными. Как правило, это либо игра, либо получение впечатлений. В ситуации, когда нужно «отдавать», прилагать волевые усилия, истощение наступает гораздо быстрее.
Их движения медленные, они могут начать делать дело и остановиться на полпути, застыв в нелепой позе, с открытым ртом и замутненным взглядом. Они забывают записать задания, забывают дома портфель или его содержимое. Домашнее задание они могут делать час, а то и больше, намного дольше, чем их сверстники. В их письменных работах много не столько ошибок, сколько помарок и описок.
Гиперактивные невнимательные, отвлекаясь, не дослушивают инструкцию до конца, поэтому задание часто делают неправильно. У них полно проектов в голове, но ни один из них они не могут закончить, им трудно доводить начатое до конца.
Дискалькулия (неспособность считать, путаница в цифрах), дисграфия (невозможность письма, неправильное воспроизведение букв) и дислексия (невозможность чтения, нарушение графического образа звука) тоже могут быть проявлениями дефицита внимания у гиперактивных. В социальном плане эти дети легко сходятся со сверстниками, заводят новые знакомства, но поддержание и укрепление старых связей дается им с трудом. Они не умеют разбираться в эмоциях окружающих, легко обижают близких людей.

Как адаптировать ребенка на уроке?
Учителю в общеобразовательной школе приходится отвечать на вопрос: подвижные дети в его классе – просто живчики или они страдают дефицитом внимания? Ребенок, который не слышит его на уроке, просто отвлекся или страдает энергетической истощенностью и поэтому невнимателен? Учителю помогут в этом нейропсихолог и невропатолог. Только при выполнении подробных тестов при врачебном наблюдении можно получить ответ.
Когда мы поняли, что перед нами ребенок с первичным дефицитом внимания, мы можем применять ту или иную методику. Если же углубленное обследование недоступно, придется опробовать разные методики последовательно.
Для невнимательного ребенка надо:
• Повторить задание, встав рядом, наклонившись над ним и желательно положив ему руку на плечо.
• Не спрашивать его первым. Отсроченная память у него порой бывает лучше, чем мгновенная. В начале урока стоит спросить ребенка активного, а затем невнимательного.
• Следить за его позой. Как только невнимательный ученик облокотится на парту, перестанет держать спину, напомнить ему: «Сиди ровно». Если словесная инструкция не помогает, можно погладить его по спине, положить руку на плечо, повторив просьбу.
• Подчеркивать его сильные стороны, хвалить, давать опору на будущее. Взаимодействие с таким учеником, особенно в старших классах, поможет ему осознать свои проблемы. Нельзя прилюдно стыдить его, а если необходимо пожурить, то делать это нужно с глазу на глаз.
• Подключать эмоции при получении знаний. Обучение должно происходить на интересном материале. Для этого важно изучить интересы школьника.
• При объяснении материала как можно чаще смотреть ему в глаза. Зрительный и эмоциональный контакт поможет невнимательному ученику сосредоточиться.
• Проверяйте его записи в дневнике.
• Большие задания разбивайте на маленькие, конкретные. Объем внимания и оперативной памяти у таких детей снижен, следовательно, усвоить задачу из нескольких этапов им сложно.
• У ребенка с дефицитом внимания на столе должен лежать план урока. Ему нужны зрительные опоры для лучшей ориентировки на занятиях. Об изменениях распорядка и новых событиях предупреждайте заранее.
• Экзамены и проверочные работы не должны быть для этих детей ограниченны во времени. Необходимо к концу четверти, года выяснить, сколько времени конкретному ребенку требуется для выполнения проверочной работы. Нужно разрешить ему сдавать ее и после окончания урока.
• После звонка дайте 5 минут для проверки написанного. Ребенок должен сам найти свои ошибки.
• При проверке домашнего задания важнее оценить качество работы, а не ее объем. При небольшом энергетическом ресурсе невнимательные дети легко истощаются, им тяжело выполнить работу большого объема.
• Папки для тетрадей у таких детей должны быть с разделителями. В каждом кармашке лежит все, что нужно для данного предмета, – тетрадь, учебник. Каждый кармашек подписан, к нему приклеена бумажка с названием предмета.
• Возвращать его в точку, где мысль «улетела» в сторону. Детям с дефицитом внимания не под силу мыслить линейно. Поезд, отправившийся из пункта А в пункт В, для них может остановиться на промежуточной станции, подобрать пассажиров, прицепить новые вагоны. Следовательно, ребенку трудно решить конкретную задачу на скорость. Ему важно знать, как часто и зачем останавливался поезд, а уже потом он будет вам объяснять способ решения этой задачи.
• В младших классах составить список правил, что можно и что нужно делать на уроке: на каком можно рисовать, на каком писать. Не стоит составлять правила в негативной форме, например: «На уроке математики нельзя рисовать»; правильно будет написать: «Рисовать можно только на уроке по изобразительному искусству».

Какие приемы и формы работы помогут ребенку с проблемами памяти?
• Без помощи родителей вам не обойтись. Важно, чтобы родители заранее готовили к урокам карточки – зрительные опоры.
• В старших классах поощряйте невнимательных детей писать конспекты. Ставьте оценки также и за них, не только за выученный урок.
• Учите их выделять главные слова в тексте. Ребенок со сниженной памятью должен их подчеркивать. Так и говорите ему: «Слова, названные мной ключевыми, ты подчеркиваешь цветной ручкой». Если у ребенка нет своего комплекта учебников, подчеркивание ведется в тетрадях или домашнее задание будет измененным – в тетради выписать главные слова.
• Задания должны быть короткими, не перегруженными причастными оборотами и прилагательными.
• Очень важно использовать на уроке обратную связь, причем не механически просить повторить сказанное, а задавать вопросы на сообразительность, логику: «Как по-другому это можно сказать?», «Что чувствует в этот момент герой из прочитанного отрывка?».
• Дети с плохой памятью порой пытаются задать вопрос, который к концу своего объяснения сами же забывают. Предложите ребенку держать на столе блокнот для записей мыслей и вопросов, чтобы после урока обратиться к учителю еще раз, не мешая остальным.

Развивающие задания для детей с нарушениями познавательных процессов

В этой части лекции мы расскажем о том, чем можно занять детей на переменах, в группе продленного дня, на музыкальных занятиях, что можно использовать и при проведении уроков в младших классах.

Задания на развитие памяти
1. Составление рассказа по опорным словам.
На доске пишут пять слов, например: «Лыжи, дети, шапки, снег, зима». Дети смотрят 3–5 минут на доску. Затем слова стирают. Нужно написать предложения, используя написанные слова. В старших классах можно просить написать маленький рассказ, в каждом абзаце которого должно встречаться ключевое слово. В более простом варианте слова пишутся по памяти на бумажке, затем составляется рассказ. В более сложных случаях все слова нужно запомнить и «доставать» из копилки по мере надобности.
2. «Парные картинки». Количество играющих – от 2 до 5–6 человек. Используются наборы карточек для игры «мэмори», можно купить парные открытки. Всего нужно 36 пар карточек. Все картинки выкладываются на игровом поле 12?6. В упрощенном варианте карточки лежат картинками вверх, играть может и один ребенок. Нужно на игровом поле найти парные картинки. В сложном варианте карточки кладут «рубашками» вверх. Открывают по две картинки, открывший две одинаковые забирает их себе. Побеждает тот, кто соберет больше карточек.
3. «Метаморфозы». Играют двое детей. Один смотрит на другого. Потом первому завязывают глаза. В это время взрослый что-то меняет в одежде второго: завязывает шарфик, расстегивает пуговицу, убирает ремень... Затем первому ребенку снимают повязку – и он должен сказать, что изменилось во внешнем облике второго.
4. На музыкальном занятии можно поиграть в нотную игру. Нужно вспомнить как можно больше слов, в которых спрятаны ноты. До-ре-ми-фа-соль-ля-си. Дом, мир, фасоль, дорога... Побеждает тот, кто вспомнит слов больше всех.
На музыкальных занятиях хорошо подвигаться под музыку. Музыка заиграла, дети бегают, прыгают. Музыка остановилась, все сели быстро на стульчики или остановились.
5. «Память предметов». В этом задании нужно от лица предмета написать свою историю. Из чего он сделан, что с ним происходило. Очень хороша эта игра в старших классах для повышения самооценки учеников. Использовать для этого можно понятия «разбитая чашка», «использованная тетрадь». Сколько ярких слов может придумать ребенок, которому достанется роль «уголька» или «помятой обложки»!
6. «Вспомнить все». Выбирают какое-то обобщающее понятие, допустим, «фрукты». Первый ребенок называет одно слово, второй должен сказать это же слово и добавить свое, третий – сказать три слова. «Яблоко. Яблоко – апельсин. Яблоко – апельсин – груша». Побеждает тот, кто сможет составить наиболее длинную цепочку.

Развитие логической памяти
«Фразовые картинки». На первом этапе картинки-карточки можно использовать любые – от фотографий до открыток или карточек из любого лото. Ребенку говорят фразы, в которых использованы слова с картинок. «Красная чашка стояла на столе (есть картинка стола и чашки)». «Кошка гонится за мышью (есть картинка кошки, мышки)». Ребенок выбирает подходящие картинки, затем он должен воспроизвести фразы, которые сказал учитель.
На втором этапе картинки заменяются словами. В упрощенном варианте написано «красная чашка». В усложненном может быть только слово «красный», «чашка» или «посуда».

Задания на развитие концентрации внимания, активизации памяти
1. «Анаграммы». Нужно из одного слова путем использования составляющих его букв придумать новые слова. Дорога «рог, дог, град, город...».
2. «Найди различия». Есть две похожие картинки, которые отличаются друг от друга деталями. Нужно найти различия между ними. Можно использовать картинки из детских журналов или специальных пособий.
Если ребенку сложно работать с картинками, можно использовать предметы. На столе расставляются 10–15 игрушек, школьных принадлежностей. Ребенок 3 минуты смотрит на стол. Затем закрывает глаза, взрослый убирает один или несколько предметов. Нужно сказать, что убрано. Второй вариант – взрослый меняет предметы местами.
3. «Найди букву». Ребенку дается карточка с печатным текстом. В течение 5 минут он должен найти и зачеркнуть в тексте конкретные буквы, например, все буквы «к» или «п». По мере тренировки можно усложнять задания: «к» подчеркивается, а «п» обводится кружком. Тексты можно брать из газет, т.к. в задании не требуется понимание, нужно найти определенные буквы.
4. «Найди слово». Буквы пишутся слитно или в виде квадрата. Можно использовать классную доску или заранее подготовленный печатный текст. Например:

Уриатмрмурокгпаомтдорогараои;
или:
Т О Р У
Р О Д Л
Т К Р О

Нужно найти в «шифровке» слова, имеющие смысл.
5. «Найди число». Можно играть с цифрами и числами. Например: «Найти число 34. Сколько раз оно встретится?».
564734675889434675835
6. Лабиринты. Можно самим нарисовать дорожки. Скажем, на одной стороне листа нарисована рыбка, на другой – озеро. Взрослый заранее прочерчивает пересекающуюся в нескольких местах дорожку. Ребенок должен повторить путь. То же самое можно сделать на классной доске. Недавно в продаже появились книжки с необычными лабиринтами. Если правильно нарисовать путь, а затем закрасить его цветным карандашом, появится картинка.
7. «Найди животное». Взрослый произносит слова или читает текст. Ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится название животного.
8. «Найди цифры». Пишется ряд цифр в произвольном порядке по линии или в квадрате. Ребенок должен найти, назвать и показать по порядку все цифры (или числа), которые написаны на карточке, т.е. восстановить последовательность. Важно засекать время, за которое ребенок восстановит последовательность, записывать в тетрадь и потом показывать ему результат.
9. «Геометрическое домино». Берутся треугольник, квадрат, круг, ромб. Каждый в трех размерах и трех цветов. Нужно выложить фигуры в линию так, чтобы совпадали соседние фигуры хотя бы по одному признаку. Допустим, большой желтый квадрат может соседствовать с желтым средним кругом, большим красным ромбом или маленьким зеленым квадратом. Побеждает тот, кто сделал меньше всего ошибок.

Рекомендации родителям и педагогам по оказанию помощи детям при подготовке домашних заданий

Как делать уроки дома ребенку с дефицитом внимания?
Ребенку с дефицитом внимания необходимо создать определенные условия для интеллектуального развития. В первых классах кто-то из взрослых обязательно должен контролировать выполнение уроков. Позже, когда стереотип поведения будет выработан, ребенок сможет сам организовать пространство и время выполнения уроков.
1. Прежде всего необходимо бороться со всеми отвлекающими факторами. Ребенок должен сидеть лицом к стене, спиной к двери.
2. У него должен быть гибкий график работы. Активность может падать в течение недели. Каждый день нужно заново ставить срок – уроки должны быть сделаны к такому-то часу. Ни в коем случае нельзя заставлять делать уроки сразу после школы или после обеда.
3. Нельзя смотреть телевизор или читать, слушать сказки перед выполнением домашнего задания.
4. Можно поспать, полежать, послушать музыку (последнее – не дольше 15–20 минут). Музыка должна быть знакомой, успокаивающей.
5. Можно через наушники слушать записи «белого шума». Белый шум – неопределенный шум. Невозможно выделить отдельные звуки. Шум дальнего водопада, ветер в лесу, ненастроенный телевизор, морская раковина, приложенная к уху...
6. На стол, где ребенок делает уроки, необходимо поставить картонную ширму, которая будет ограничивать пространство, где лежат тетради и учебники. Высота ширмы должна доходить до макушки ребенка, который сидит за столом.
7. Прежде чем начать делать уроки, необходимо проговорить план заданий; перед выполнением каждого урока нужно на бумажке записать план выполнения. Ставить галочки после окончания.
8. После каждого урока (или задания) необходимо делать перерыв. Об окончании перерыва должен извещать таймер, предварительно заведенный на 10–15 минут.
9. Выполнение скучных заданий нельзя откладывать на то время, когда ребенок уже устанет. С них нужно начинать, когда есть еще «порох в пороховницах».
10. Если родитель видит, что внимание ребенка на исходе, можно поменять задание или перейти к выполнению любимого урока.
11. За выполнение трудных заданий должна быть разработана система бонусов и поощрений (не пищевых). Это могут быть лишние несколько минут мультфильмов или прогулки, любимой игры или чтения.

Как делать уроки ребенку со сниженной памятью?
Начинать нужно с письменного планирования. Родитель не должен контролировать процесс выполнения задания, но и ограничиваться вопросом «ты все выучил?» нельзя ни в коем случае.
1. На стене в комнате ребенка должен висеть режим дня. Над письменным столом – расписание уроков и дополнительных занятий.
2. Каждый раз нужно намечать общий план приготовления уроков. При этом важно иметь «домашний дневник», куда и будет заноситься план.
3. Начинать готовить уроки стоит с тех, которые требуют большего объема запоминания, либо делать устные предметы через 30–40 минут после письменных. В теплое время года можно даже сделать это после вечерней прогулки, невзирая на то что устный предмет придется выполнять в 7 или 8 часов вечера.
4. Каждый выученный урок необходимо повторить. Если между уроками в школе два дня, в первый день стоит учить, во второй обязательно повторять выученное. Если один день, то утром необходимо еще раз проговорить выученное, задать опорные вопросы по устным предметам.
5. На столе должна лежать отдельная тетрадь, в которой на каждой странице будет расписано, что для какого урока должно быть положено в портфель.
6. Собирать портфель, готовить форму (школьную и спортивную) ребенок должен сам с первых дней. При этом родитель проверяет в присутствии ребенка, все ли соответствует записям в тетради. Ребенок должен сам найти и положить недостающие предметы.

Рекомендации по оказанию помощи детям в налаживании отношений
со сверстниками и взрослыми

Дети с дефицитом внимания испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Они могут не понимать и не учитывать их эмоциональное состояние, потребности... Это, в свою очередь, приводит к проблемам социализации.
Способность таких детей адаптироваться в детском коллективе снижена еще и потому, что они не могут найти общий язык со сверстниками. Как помочь им?
Школьный учитель, педагог дополнительного образования, родители – все должны учить таких детей общаться. В начальных классах психолог может проводить занятия, нацеленные на развитие коммуникативных навыков, на формирование умений понимать и учитывать эмоциональные состояния других участников общения и т.д. Педагог и родители могут подсказать в корректной форме ребенку, как лучше себя вести в той или иной ситуации. В старших классах хорошо работает система тренингов, как внутришкольных, так и на базе специализированных центров.
Что следует делать взрослым, когда ребенок жалуется: «Со мной никто не дружит»? Необходимо ему объяснять, что причина не в том, что все дети настроены к нему враждебно. И не в том, что ребенок плохой. Важно подобрать ребенку такое занятие в среде сверстников, в котором он будет успешен.
С дошкольниками и учащимися начальных классов решать проблему лучше через игру, используя кукол и мягкие игрушки. Для детей постарше (переход в среднюю школу) срабатывает метод историй. Когда взрослый рассказывает про «девочку Надю, мальчика Петю», которые сначала вели себя некрасиво, а потом повели по-другому и нашли себе друзей.

На какие особенности поведения следует обращать внимание у детей с дефицитом внимания?
Склонность ребенка к резонерству. Дети теряют нить повествования, к концу фразы не помнят, что хотели сказать. Взрослому важно вовремя задать наводящий вопрос, чтобы вернуть повествование в нужное русло.
Ребенок не смотрит на реакцию окружающих. Он предлагает дело или занятие, которое никому, кроме него, не интересно, может разрушить уже сложившуюся игру. Взрослый должен вовремя вмешаться и предложить ребенку роль в компании сверстников, показать, что дети сейчас заняты и предлагать новую игру не стоит.
Ребенок перебивает других, на уроке тянет руку, не дослушав вопроса, а потом не знает, что ответить. Важно вовремя сказать: «Послушай внимательно», «Мы сейчас говорим совсем о другом». Если ребенок уже умеет писать, то на уроке надо завести правило: на столе должна лежать записная книжка, куда нужно записать вдруг возникшую мысль, чтобы затем спросить учителя.
Очень важно с первых лет учить ребенка тактичности, умению высказывать свои мысли в наиболее мягкой форме. Если в беседах ребенок груб и бесцеремонен, его нужно научить речевым оборотам типа «мне кажется»... Важно научить ребенка давать оценку не сверстнику, а его поступку: «ты плохо делаешь», а не «ты идиот». К сожалению, в школьной среде грубость становится нормой общения среди ровесников...
Ребенок с дефицитом внимания может ввязаться в спор, если он недослышал, недопонял. На это тоже следует обратить внимание на уроках, во время возникновения дискуссий, проведения круглых столов.
Дефицит внимания – это не приговор, а образ жизни. Многие великие люди прожили яркую, удачную жизнь, невзирая на эту особенность психики. Вот примеры, собранные родителями детей с дефицитом внимания.
Роберт Фрост (американский поэт) был отчислен из школы из-за своей мечтательности. Возможно, во время своих мечтаний он писал стихи.
Фрэнк Ллойд Райт (американский архитектор, основатель и ведущий мастер школы органической архитектуры) настолько углублялся в мир грез, что его дядя был вынужден кричать на него, чтобы вернуть его «на землю».
Леонардо да Винчи прославился не только своими картинами, но за свои 67 лет он смог создать только 17 живописных полотен, да и то некоторые из них не были завершены. Леонардо начинал множество проектов, но заканчивал не многие. Заказчики боялись нанимать его для выполнения проекта, который он вполне мог оставить незавершенным. Фрейд считал, что причиной такой отвлекаемости было то, что отец Леонардо отказался от него. Сам же Леонардо объяснял свою неспособность заканчивать проекты тем, что у него было слишком много интересов в самых разных областях.
Томаса Эдисона, автора рекордного числа (1093) запатентованных изобретений, в школе считали тупицей из-за его постоянного «витания в облаках». Учитель Эдисона, возмущенный поведением невнимательного, мечтательного, постоянно отвлекающегося мальчика, рассерженный его склонностью дремать во время лекций или рисовать в тетради, как-то дал ему подзатыльник и публично высмеял перед одноклассниками. «Однажды, – с горечью вспоминал Эдисон многими годами позже, – я услышал, как учитель сообщает школьному инспектору, что я безмозглый тупица и не имеет более смысла держать меня в школе. Эта капля так переполнила чашу моего терпения, что я разрыдался, пошел домой и рассказал об этом матери». Возмущенная мать «привела меня обратно в школу и сердито сказала преподавателю, что он не знает, о чем говорит, и что у меня больше мозгов, чем у него самого». Госпожа Эдисон забрала Томаса из школы и начала домашнее обучение, решив, что никакой формализм не должен ущемлять его стиль, никакие оковы не должны создавать помехи свободе действий и полету его воображения.
Альберт Эйнштейн также в детстве казался ущербным ребенком – частично из-за дислексии, проявляющейся в трудностях при разговоре и чтении. «Он развивался в детстве медленнее обычного, – вспоминает его сестра Майя Винтелер-Эйнштейн. – У него были такие проблемы с речью, что окружающие боялись, научится ли он вообще говорить... Каждую фразу, которую он готовился произнести, даже самую простую, он долго повторял про себя, шевеля губами. Эта привычка сохранялась у него до семи лет». Греческий язык юному Эйнштейну давался с таким трудом, что его учитель, не удержавшись, однажды воскликнул: «Ты никогда ничего не добьешься...». Позднее Эйнштейн был исключен из школы и завалил вступительный экзамен в колледж. Наконец, заканчивая свою дипломную работу на ученую степень бакалавра, он не смог получить ни места в научном учреждении, ни рекомендаций от своих профессоров. Вынужденный согласиться на низкооплачиваемую работу в швейцарском патентном бюро, Эйнштейн в свои двадцать пять, казалось, был обречен на жизнь неудачника...
Однако следует помнить, что для родителей их ребенок – самый лучший и идеальный. И порой свое бездей­ствие они оправдывают, цитируя биографии великих. Опыт же работы с современными школьниками доказывает, что только единицы, не усвоившие школьную программу, занимают достойное место в жизни. Основная масса вынуждена жить на низкой социальной ступени, не имея возможности полностью реализовать свой интеллектуальный потенциал.

Рекомендованная литература

1. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа умножения: Методика развития внимания у детей 7–9 лет: рабочая тетрадь. – М.: Теревинф, 2006.
2. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5–7 лет. – М.: Теревинф, 2004.
3. Дубовицкая Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000.
4. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа Пресс, 2000. (Серия «Лечебная педагогика и психология». Приложение к журналу «Дефектология», вып. 5.)

1 Сенсорная стимуляция – стимуляция органов чувств (зрения, слуха, мышечно-суставного чувства, кожной чув­ствительности).

2 Кинестетическое чувство – ощущение собственного тела, особенно важно для осознания положения тела в пространстве и по отношению к другим объектам.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое восприятие?
2. Что такое внимание?
3. Есть ли у вас ученики со сниженной памятью? Какие виды памяти у них нарушены?
4. Перечислите признаки дефицита внимания. Как ведет себя ребенок с первичным дефицитом внимания? Причины дефицита внимания.
5. Какие советы по коррекции дефицита внимания и по развитию памяти вам показались наиболее полезными?

Елизавета Меланченко