Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2007

Из первых рук

Строим модель долгой жизни

За всю историю своего существования медицина накопила внушительный арсенал средств борьбы с инфекционными болезнями, которые прежде были главными причинами смерти людей всех возрастов, особенно детей. Однако в середине ХХ века произошел так называемый «эпидемиологический переход». Средняя продолжительность жизни значительно выросла, но теперь все большее число смертей в развитых странах вызвано не инфекциями, а заболеваниями сердечно-сосудистой системы, депрессиями, травмами. Несмотря на очевидные успехи медицины в лечении неинфекционных заболеваний, уровень смертности от них практически не снижается, а в России, наоборот, возрастает от года к году. Увеличивается стоимость лечебных и профилактических процедур, что делает их менее доступными для населения.
Становится очевидным, что снижение смертности только за счет стратегии лечения и внедрения в жизнь достижений медицинской науки имеет свои границы. Для дальнейшего увеличения продолжительности жизни необходима новая стратегия действий. Проблема увеличения продолжительности жизни должна быть выведена за рамки ведомственной компетенции системы здравоохранения.
Требуется новый тип комплексной профилактики, направленной на снижение риска смерти от заболеваний неинфекционного происхождения (особенно сердечно-сосудистых и рака), а также от несчастных случаев, насилия, самоубийства, курения, алкоголизма и других факторов, непосредственно связанных с поведением населения. Основное условие его формирования – дополнение медицинских знаний в области здоровья знаниями из психологии, педагогики, социологии и целого ряда технических наук.
Предпосылки для нового качественного скачка в подходе к профилактике заболеваний просматриваются в трудах современных ученых. Здоровье теперь понимают как многоаспектный и системный объект исследования, имеющий биосоциокультурную природу. Стало очевидным, что здоровье не может измеряться только показателями заболеваемости, помимо них, должны учитываться психологические характеристики, поведенческие стереотипы. Не случайно обсуждением понятия «здоровье» в последнее время активно занимаются социальные психологи и социологи. Именно социальные психологи, а не психиатры сформулировали наиболее четкие определения психического здоровья, опирающиеся на социальное поведение человека, выявили прямую связь здоровья, психологии и поведения.
Активно изучаются социальные факторы здоровья, уже накоплены доказательства положительного влияния семейного окружения и более широкой социальной поддержки на снижение частоты ин­фарктов миокарда. Имеются однозначные и убедительные доказательства того, что социальные структуры весомо влияют как на физическое и психическое здоровье, так и на продолжительность жизни.
Десятилетние наблюдения позволили американским ученым сформулировать положение о том, что человеческое общение имеет важнейшее значение для здорового функционирования внутренних органов. Отсутствие позитивных социальных отношений вызывает тревогу и депрессию, в то время как эмоциональная поддержка помогает сохранить позитивную самооценку и создает чувство связанности с другими людьми.
Уже доказана тесная взаимосвязь между уровнем здоровья и социальным и материальным статусом семьи. Широко обсуждаемый фактор здоровья – качество жизни, в частности, обеспеченность медицинскими услугами.
Ученые конкретизировали термин «здоровье», выделив его компоненты, виды: соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем человеческого организма; физическое здоровье – уровень развития и функционального состояния органов и систем организма; психическое здоровье – состояние психической сферы человека; нравственное здоровье – мотивация и информационные потребности человека; социальное здоровье – отношение к миру, активная жизненная позиция.
Расширилось представление о здоровье и у практиков, все чаще врачи на приеме дают рекомендации по здоровому образу жизни, взаимоотношениям в семье. Педагоги озабочены внедрением здоровье­сберегающих технологий в учебный процесс. Состояние здоровья невозможно оценивать в отрыве от характеристик окружающей среды.
Один и тот же показатель в различных средовых условиях может сыграть как положительную, так и отрицательную роль, например, высокий уровень образования жены военнослужащего в пограничном гарнизоне скорее всего приведет к невозможности самореализации и тяжелому неврозу. Наоборот, низкий уровень образования подростка, поступившего в вуз на основе ЕГЭ, затруднит его учебную адаптацию и также спровоцирует развитие невроза.
Наш центр в течение ряда лет разрабатывает математическую модель здоровья, в которой найдут свое отражение все факторы окружающей среды. Под окружающей средой мы понимаем и социальное окружение (семейное, профессиональное, общинное), и физическую среду, в том числе антропогенные и климатические особенности. На первом этапе мы провели массовый опрос, в ходе которого собрали максимальный перечень показателей здоровья и факторов, влияющих на него. В опросе приняли участие более 100 экспертов. На основе опроса была построена первичная экспертная модель здоровья, в которой факторы и показатели систематизированы и разделены на основные группы.
Как и ожидалось, мнение экспертов во многом совпало с результатами исследований, процитированными выше. Вместе с тем добавились новые показатели, на которые прежде не обращалось внимание.
Сейчас мы изучаем степень значимости выделенных показателей здоровья и факторов, влияющих на него. Мы предлагаем нашим респондентам анкету, в которой они должны оценить степень влияния того или иного фактора на здоровье. В опросе принимают участие родители школьников, старшеклассники, студенты 2–3-х курсов, психологи, философы, социологи, медицинские работники, педагоги, экологи и другие заинтересованные люди независимо от профессиональной принадлежности.
Мы надеемся, что новая модель поможет нам более целенаправленно планировать и реализовывать программы по охране и укреплению здоровья.
Приглашаем вас принять участие в этой работе.
В приложении – анкета для экспертной модели здоровья. Пожалуйста, заполните ее сами и попросите заполнить своих коллег.

Анкета для экспертной оценки здоровья

А. Показатели здоровья

Оцените по пятибалльной шкале:
в какой мере каждый показатель необходимо учитывать при оценке состояния здоровья:
недопустимо – 1 балл, нежелательно – 2 балла, возможно – 3, желательно – 4, обязательно – 5 баллов

1) Антропометрические показатели, характеризующие уровень физического развития:
Вес____
Рост____
Индекс массы тела____
Окружность головы и груди____
Развитие основных двигательных качеств____

2) Функциональное состояние организма:
Центральной нервной системы____
вегетативной нервной системы____
сердечно-сосудистой и дыхательной систем____
внутренних органов____
костно-мышечной системы____
физическая подготовленность____
сон____

3) Показатели, характеризующие уровень умственного развития:
Высшие психические функции (память, внимание, мышление)____
Уровень интеллекта____
Успеваемость____
Объем знаний____

4) Показатели, характеризующие уровень личностного развития:
Образ «я» (самооценка, самоотношение, самопринятие)____
Ролевая идентификация____
Коммуникативная компетентность____
Простраивание будущего____
Самореализация____
Креативность____
Жизненные ценности____
Жизненные навыки____

5) Показатели, характеризующие устойчивость, сопротивляемость:
Стрессоустойчивость____
Состояние иммунитета (частота острых заболеваний)____
Силовая выносливость, работоспособность____
Умственная работоспособность____
Психологические защитные механизмы____

6) Заболеваемость:
Аллергические заболевания____
Хронические заболевания____
Врожденные пороки и уродства____
Последствия травм____
Психосоматические реакции и состояния____
Функциональные отклонения в состоянии здоровья____

Б. Степень влияния (значимость) различных факторов на здоровье человека

Оцените по 5-балльной шкале:
крайне слабое влияние – 1 балл, слабое влияние – 2 балла, среднее – 3,
сильное – 4, очень сильное – 5 баллов

Личностные факторы, влияющие на здоровье

1) Биологические:
Наследственность____
Беременность, роды и кормление грудью____

2) Поведение
Сексуальное поведение____
Двигательная активность____
Аддитивное поведение____
Обращение за мед. услугами____
Увлечения, хобби____

3) Режим
Режим дня____
Режим питания____
Режим отдыха____
Режим труда____
Режим двигательной активности____
Нагрузки_____
Закаливание и гигиена_____

Факторы окружающей среды

1) Природная среда: 
Климатические условия (влажность, количество солнечных дней в году, температурный режим и т.д.)____
Антропогенные и техногенные воздействия (загрязненность воздуха, воды, почвы, повышенный уровень радиации и т.д.)____
Риск природных катаклизмов (извержение вулканов, сход селей, наводнения, риск цунами, землетрясения и т.д.)____

2) Социальная среда: 
Декларируемая политика государства по охране и укреплению здоровья населения____
Средства массовой информации____
Доступность и качество медицинских услуг____
Социальная поддержка в случае утраты трудоспособности____
Развитость сферы досуга____
Традиции, социальные нормы поведения____
Состояние сферы бытовых услуг (транспорт, магазины и т.д.)____

3) Семейная среда
Тип семьи (состав семьи)____
Взаимоотношения в семье ____
Материальное положение семьи____
Семейные традиции____
Наличие хронических больных в семье____

4) Профессиональная среда 
Педагогическое воздействие
(педагогический стиль)____
Гигиенические условия труда____
Психологический микроклимат в коллективе__
Интерес к работе____
Достижения____
Перспектива карьерного роста____
Уровень образования____
Сфера деятельности____

Серафима Чечельницкая