Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №18/2007

Образ жизни

Помощь трудным подросткам

В последние годы в России для подростков стало характерным разрушающее (девиантно-криминальное) поведение.
Согласно статистическим данным около 1% подростков в возрасте 15–17 лет страдают алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; до 3% – вовлечены в преступную деятельность; 19,6% преступлений совершены подростками в состоянии алкогольного опьянения.
По статистике в России из каждых 100 тысяч детей 762 состоят на учете по употреблению психоактивных веществ (ПАВ), включая алкоголь. Врачи отмечают у них прогрессирующее ухудшение психического здоровья. Практически у всех подростков, потребляющих ПАВ, на фоне задержки биологического развития обнаруживаются признаки преждевременного старения и отмечаются полисистемные нарушения – эндокринные, иммунные, неврологические и др.
В Экспериментальном центре педагогической реабилитации и коррекции г. Хабаровска разработана новая технология комплексной реабилитации и коррекции несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением.
Ученые-медики Дальневосточного государственного медицинского университета проанализировали опыт работы этого центра за 10-летний период.
В центре получают лечение и воспитываются дети и подростки с девиантно-криминальным поведением, совершившие деяния, за которые Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены наказания, осужденные условно с испытательным сроком. Большинство из воспитанников живут в своих семьях. Обучаясь в центре, но проживая дома, подростки постоянно находятся в ситуации выбора между прежним асоциальным образом жизни и новыми ценностями, при этом у них формируется умение противостоять негативному влиянию социума.

Новизна реабилитационных подходов заключается в поэтапном проведении ряда мероприятий:
– комплексное обследование детей и подростков, в том числе беседы с ними и их родственниками для выявления факторов риска девиантно-криминального поведения;
– создание и осуществление индивидуальной реабилитационной программы, включая лечение, психологическую, педагогическую коррекцию, профессиональную подготовку, социально-средовую адаптацию.
Собеседование с детьми и их близкими специалисты центра проводят в щадящем режиме, с соблюдением этических норм, в комфортной психоэмоциональной обстановке.
Предусматривается сохранение контактов воспитанников с бывшими воспитателями после окончания курса реабилитации. Цель – социальная поддержка, закрепление позитивных навыков психологических установок.

За 10 лет в центре прошли лечение, реабилитацию и психолого-педагогическую коррекцию 579 воспитанников. 88% из них ранее состояли на учете в органах внутренних дел или имели судимость; 76% принимали участие в кражах, практически все ребята употребляли алкоголь, 78% – ПАВ, 79% имели склонность к бродяжничеству. Как показал анонимный опрос, все 100% воспитанников в разной степени участвовали в противоправных действиях. Асоциальным проступкам обычно предшествовали неурядицы в семье, неудачи в школе, сближение с негативной группой сверстников. Более половины подростков имели судимых родителей или близких родственников, 76% проживали в неполных семьях, 25% пришли в центр из многодетных неблагополучных семей.
Анализ истории жизни воспитанников вскрывал сочетание неблагоприятных для здоровья факто­ров – дородовые проблемы, недостаточное питание, социальная депривация, потребление воспитанниками ПАВ и алкоголя, жестокое обращение с ними, раннее начало половой жизни, социальные болезни. У каждого третьего отмечалось дисгармоничное развитие; кроме того, в 30% случаев подростки имели дефицит массы тела и железодефицитную анемию.
Курили 95% воспитанников (некоторые с 6 лет), 72% употребляли препараты бытовой химии, 85% – алкоголь, из них 74% – крепкие спиртные напитки. Коноплю курили 74%, постоянно использовали внутривенные наркотики – 6,5%, таблетированные средства (димедрол, транквилизаторы и антигистаминные препараты) – 33%.
Важнейшим показателем эффективности работы, проводимой в центре, стала степень адаптации к окружающей среде, устроенность в жизни, умение выпускников противостоять негативному социальному окружению.
Как показал анализ трудоспособности и дальнейшего обучения молодых людей, степень их социальной средовой адаптации достаточно высокая. Из 579 выпускников и воспитанников центра продолжили обучение в общеобразовательной школе – 36, в ПТУ, техникумах и вузах – 63, на курсах – 14, трудоустроились – 254, вышли замуж, воспитывают детей – 17.
В места лишения свободы было направлено 29, из них 9 человек освободились, продолжают учиться или работают.

Тимофей Звягин