Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №18/2007

Нам пишут

«Я чувствую себя…»

Беседа учителя с родителями

Как показывают исследования последних лет, здоровье детей в нашей стране продолжает ухудшаться, а потребление алкоголя и табакокурение среди подростков резко повысились. Анализ социологических опросов учеников 8–10-х классов и учащихся ПТУ Санкт-Петербурга свидетельствует, что 12% среди них пробовали наркологические и токсические вещества

В 10 общеобразовательных и одной вечерней школах г. Ярославля городским центром изучения общественного мнения и социологических исследований (ЦИОМСИ) был проведен мониторинг «Вредные привычки и специфика наркопотребления в подростково-молодежной среде». В нем приняли участие 1923 школьника 8–11-х классов.
Результаты мониторинга:
• пристрастие к табакокурению имеют в среднем 20,7% подростков;
• периодически употребляют крепкие спиртные напитки 49,6%;
• пробовали, но не употребляют 30,9%;
• постоянно пьют пиво 54,1% школьников;
• пробовали токсиканты (клей, бензин, растворитель) 0,8%;
• постоянно употребляют наркотики 2,8%;
• имеют опыт пробы наркотиков 4,8%.
Основными причинами для употребления алкоголя и наркотиков стали:
1) уход от проблем, возможность ощутить себя более раскованным и уверенным – 57,4%;
2) за компанию, чтобы не оказаться «белой вороной», – 50,5%;
3) от нечего делать – 35,0%.
Следовательно, необходимы раннее выявление и коррекция социально-психологических проблем, возникающих у несовершеннолетних на различных этапах развития:
• коммуникативные проблемы;
• социальная дезадаптация;
• проявление агрессии и депрессия.

Современные школьники находятся в условиях постоянного роста статических нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, что особенно сильно проявляется в отношении детей, обучающихся в инновационных учебных заведениях и школах с углубленным изучением отдельных предметов.
Суммарная недельная нагрузка учащихся школы с углубленным изучением иностранного языка в среднем на 1–4 часа больше, чем в массовой школе (32–35 час.). При этом на выполнение домашних заданий школьники затрачивают 1,7–2,8 часа, т.е. при шестидневной учебной неделе ежедневная нагрузка составляет 6 часов в 6-м классе и 7,4 часа – в 9-м.
Кроме того, дети, добросовестно выполняющие домашние задания, практически не бывают на воздухе, не занимаются спортом, мало спят. Так, длительность ежедневных прогулок составила для большинства (56%) 15–30 мин., в выходные – 1,3–3,5 часа. В результате увеличения учебной нагрузки к 7–8-му классу существенно уменьшается число ребят, посещающих спортивные секции, – с 31,6% до 11,1% среди мальчиков и с 33,3% до 23,4% среди девочек. Однако время, проводимое детьми у телевизора, возросло: с 1,95 часа в 11–12 лет до 3,46 часа – в 15.

Все это не может не тревожить педагогов, да и школу в целом. Практика показывает, что решить проблему ухудшения здоровья школьников одной медицине не под силу, поэтому значительную часть работы должны взять на себя образовательные учреждения. Школа была, есть и будет единственным социальным институтом, который охватывает всех без исключения граждан, поэтому именно школа должна способствовать воспитанию у детей полезных привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья.
Для того чтобы выяснить, что знают наши дети о собственном здоровье, мы провели опрос пятиклассников СОШ № 43 г. Ярославля.
1. «Зебра»: учащиеся 5-х классов должны были ответить на вопрос: «Кто друг здоровья, а кто – враг?» Для этого лист бумаги формата А4 был разделен на две части, одну из которых школьники заполняли факторами, способствующими здоровью, рисуя таким образом портрет здорового человека; а другую – противоположными, разрушающими здоровье, – портрет больного человека.
Был опрошен 91 школьник: 51 девочка и 40 мальчиков.
2. «Рейтинг предметов»: школьникам было предложено назвать три учебных предмета, которые вызывают у них наибольшие затруднения. В итоге распределение предметов по степени сложности оказалось следующим:
1. Математика – в качестве сложного предмета ее назвали 60 человек из общего числа опрошенных (66,0%);
2) русский язык – 36,3%;
3) немецкий язык – 31,9%;
4) история – 29,7%;
5) английский язык – 28,6%;
6) природоведение – 12,1%;
7) литература – 10,9%;
8) ИЗО – 6,6%;
9) технология (труд) – 2,2%;
10) нет сложных предметов – 6,6%.
Не попали в этот список только два предмета, которые, судя по всему, не вызывают у учащихся особых затруднений, – физическая культура и музыка.

Результаты опроса

3. «Портрет класса по показателям самочувствия»: для этого была использована шкала оценки субъективного благополучия F. ANDREWS и S.B. WITHEY (1976).

Я чувствую себя:

Вот, например, один из результатов опроса по шкале оценки субъективного благополучия:

Портрет 5-го «Б» класса

Если мы хотим, чтобы дети выбирали здоровый образ жизни, мы должны признать право каждого ребенка отвечать за свое здоровье. Следовательно, нужно искать такие подходы, которые бы помогали взрослым – учителям, родителям – понять, как дети воспринимают окружающий мир, и помочь им, когда это возможно и необходимо (см. приложение).

Приложение

Советы родителям*

1. Попросите ребенка показать место расположения сердца, желудка, печени, кишечника, мочевого пузыря. Эти знания необходимы для того, чтобы в случае болезни он мог как можно точнее ответить на вопрос: «Что у тебя болит?»
2. Научите ребенка считать пульс. Частота пульса у детей 7–9 лет выше, чем у взрослых, и составляет 80–90 уд./мин. Пусть ребенок сосчитает свой пульс в покое.
3. Научите ребенка обрабатывать йодом края ран: объясните, что йод не должен попадать в глубь раны, это приведет к ожогу ткани. Покажите, где у вас дома стоит йод или зеленка. Храните эти вещества отдельно от других лекарственных форм – таблеток, микстур, порошков.
4. Предложите ребенку измерить расстояние от экрана телевизора до того места, с которого он обычно смотрит передачи, оно должно быть не меньше 2,5 м. Если дома есть компьютер, обратите внимание ребенка на расстояние от экрана до глаз (не менее 70 см). Обсудите результаты. Проверьте вместе с ребенком место приготовления уроков. Поговорите об освещенности. Научите ребенка промывать глаза в случае усталости спитым чаем без сахара и чаинок.
5. Проведите с ребенком беседу на тему гигиены полости рта: необходимо чистить не только зубы, но и язык, массировать десны. Детям полезно есть сырые овощи и фрукты – морковь, репу, яблоки, тщательно пережевывая эти продукты, ребенок укрепляет десны.
6. Объясните детям, что нужно есть не только то, что нравится, но и то, что полезно: натуральную, простую пищу – хлеб, свежие овощи, творог. Авитаминозы, связанные с недостатком витаминов группы В, часто возникают на фоне переутомления в конце четверти. В это время надо включать в рацион ребенка обогащенные витаминами продукты или проводить искусственную витаминизацию.
7. Обсудите личную гигиену: объясните, что не стоит пользоваться чужой расческой, надевать чужую шапку, белье, обувь. Запрет связан с тем, что на коже каждого человека есть микроорганизмы, которые для него лично не представляют опасности (так называемая собственная сапрофитная флора), а для другого человека могут быть опасны.
8. Попросите ребенка привести примеры поведения, которое он сам считает опасным, проанализируйте местные условия: опасная дорога, овраг, строительная площадка...
9. Спросите у ребенка, в каких ситуациях он сможет оказать пострадавшему первую помощь. Как он это сделает? Смоделируйте несколько ситуаций.

* Основа советов заимствована из книги И.И. Соковни «Неболейка». – М., 2006.

Ксения Безух