Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2007

Технология

Учим студентов «зоркости»

Работа выполнена при участии С.Е. Царевой.

Здоровье учащихся зависит не только от условий обучения и качества уроков физкультуры, но и от того, с каким напряжением дети усваивают знания по математике, русскому языку и другим предметам. Научить студентов преподавать математику в младших классах без ущерба для здоровья учеников – одна из задач курса «Теоретические основы начального курса математики (ТОНКМ) с методикой преподавания».
И.С. Якиманская, проанализировав системы обучения младших школьников Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и традиционную, сделала вывод, что во всех этих системах знание отчуждено от обучающихся. А знание, которое не затрагивает ученика, «насаждается» властью учителя, отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка и на его отношение к учебе в целом.
Можно назвать некоторые условия преподавания, которые сохранят здоровье учащегося:
• опора в обучении на жизненный опыт ребенка, «присоединение» нового знания к прежнему знанию и опыту;
• изложение научных, в частности математических, понятий языком, доступным пониманию учащихся;
• новые математические знания – источник обогащения речи школьников новыми языковыми понятиями;
• защита учащихся от перегрузки информацией;
• поддержание положительного эмоционального состояния у младших школьников в процессе обучения, понимание учителем того, что эмоциональное состояние служит индикатором общего состояния здоровья.
Студенты Куйбышевского педколледжа проходят несколько видов практики: для получения первичных профессиональных умений (учебную); по профилю специальности (педагогическую); преддипломную (квалификационную) для овладения первоначальным профессиональным опытом. Одним из видов педагогической практики является практика пробных уроков и занятий. Основная цель такой практики – обучение студентов планированию, организации и анализу уроков; развитие творческого отношения к педагогическому труду.
С помощью курса «ТОНКМ» мы пытаемся развить у студентов «здоровьесберегающую зоркость» (по аналогии с термином «орфографическая зоркость»), которую мы определили как умение: а) видеть учебный материал глазами учащихся, т.е. предвидеть доступность материала для младших школьников; б) проверять на непротиворечивость и корректность описание математических понятий и их свойств; в) предвидеть влияние изложения учебного материала на психологическое состояние учащегося.
Такую «зоркость» мы развиваем у студентов на каждом занятии, предлагая им формулировать вопросы, давать характеристики понятий в доступной для детей форме. На аудиторных занятиях и непосредственно при подготовке пробных уроков мы учим студентов анализировать материалы школьных учебников, ответив на такие вопросы: верно ли данный учебный материал отражает математические понятия, правила, способы действия? Логичен ли он или противоречив? Комфортен ли он для зрительного восприятия, для восприятия на слух? Будут ли понятны это задание, этот текст каждому учащемуся? Будут ли все учащиеся, выполняя задания, испытывать психологический комфорт: с высоким уровнем способностей и с низким; пропустившие два предыдущих урока и плохо владеющие техникой чтения? Какой способ изучения этого материала наиболее эффективен?

Совместно со студентами мы разработали «индивидуальный листок класса», куда студенты заносят информацию о здоровье каждого учащегося, сведения об особенностях поведения на уроке (медлительный, активный, плаксивый, шумный, застенчивый...), уровне развития познавательных процессов (с устойчивым вниманием, хорошей, плохой памятью...), о причинах и характере учебных трудностей (пропустившие занятия, плохо усвоившие таблицу умножения...).
На занятиях по ТОНКМ студентам предлагается «примерить» изучаемый материал к конкретным учащимся класса, высказать предположения о возможном характере понимания ими данного материала, об эффективных формах его изложения. Тем самым мы формируем у студентов понимание, что любое сказанное ими слово понимается разными учениками неодинаково.
На практических занятиях студенты учатся составлять сценарии (конспекты) уроков и фрагментов уроков. Мы обсуждаем, какие вопросы необходимо задать учителю начальных классов при подготовке пробного урока, как наилучшим образом занести полученную информацию в «индивидуальный листок класса».
Следующий этап подготовки студентов – показательные уроки. Группа студентов вместе с преподавателем наблюдает, а затем анализирует уроки математики учителей начальных классов базовой школы. Студенты записывают действия учителя, реакцию на них детей, высказывания учеников. Результаты наблюдения обсуждаются с разных позиций, в том числе и с позиций здоровьесбережения.
Перед началом практики заместитель директора колледжа проводит инструктаж по технике безопасности, знакомит студентов с расписанием практики, требованиями к ведению дневника. Студент может посетить занятия в том классе, в котором он через неделю будет проводить первый пробный урок.
Для практики пробных уроков организуются подгруппы в 5–6 человек под руководством преподавателя. Каждый студент проводит 4 урока (по одному в каждом классе – 1-, 2-, 3-, 4-м) и одно внеклассное занятие по математике. В день практики студент дает 1 урок и присутствует на 4–5 уроках своих товарищей. После уроков проходит их обсуждение, таким образом, каждый студент, подготовив и проведя 5 занятий (4 урока и 1 внеклассное мероприятие), наблюдает и анализирует с преподавателем до 30 уроков своих сокурсников, получая ценный практический опыт. Этот опыт поможет ему в проведении собственных уроков.
Узнав дату проведения урока, студент приходит на консультацию к учителю, в чьем классе он будет проходить практику. Учитель дает тему и формулирует цели урока, указывает страницы учебника, высказывает свои пожелания, кратко характеризует класс. Студент заносит информацию в «индивидуальный листок класса» и идет к преподавателю колледжа. Преподаватель уточняет, понял ли студент цели и содержание урока, обсуждает его задумки по проведению урока. В ходе обсуждения преподаватель и студент корректируют и конкретизируют цели, намечают план работы, вчерне составляют сценарий урока. Например, нужно провести первый урок по теме «Квадрат». С геометрической фигурой квадрат дети знакомы еще до школы, поэтому знакомить их с квадратом – значит не учитывать их субъективный опыт. Цель, сформулированная как уточнить, систематизировать и расширить знания учащихся о квадрате, направляет студента на работу с опытом и знаниями учеников.
При подготовке урока активно используем информацию «индивидуального листка класса», проецируя каждое методическое решение на конкретных учащихся. Именно такой подход позволяет сделать урок эффективным и обеспечить здоровьесбережение.

Важным моментом подготовки студента к пробному уроку является выявление возможностей использования различных средств обучения, в особенности учебника. К сожалению, цель обучения младших школьников математике иногда смещается. Вместо того чтобы обеспечить интеллектуальный рост ребенка, обогащение его математическим языком, математиче­ской культурой, математическими способами решения практических и интеллектуальных задач, учитель ставит себе цель точно следовать учебнику и программе. Ученик в этом случае становится лишь средством, инструментом для достижения указанной цели. Мы учим своих студентов «примеривать» учебные тексты к конкретным учащимся класса, прогнозировать их восприятие учащимися. По результатам анализа решаем, целесообразно ли организовать работу по учебнику или эффективнее будет работа без учебника. При необходимости преобразовываем учебный материал так, чтобы он стал доступен учащимся и давал каждому ученику возможность работать в зоне ближайшего и перспективного развития.
Начать урок мы решили с упражнений в сложении и вычитании однозначных, двузначных, трехзначных чисел (с помощью калькулятора) и повторения названий компонентов сложения. Среди заданий на вычисление были и взаимообратные. Затем учеников спросили: «Что вы знаете о сложении и вычитании? Всё ли вы знаете о сложении и вычитании?».
Выслушав мнения школьников, учитель (студент) предлагал им зафиксировать, что они уже знают о сложении и вычитании, с тем чтобы в конце урока сделать вывод: что нового они узнали (открыли) о сложении и вычитании на этом уроке.
Затем учащиеся выполняли упражнение 91. После вывода о выполнении первого правила мы предложили учащимся записать его кратко, обозначив слагаемые какими-либо знаками – геометрическими фигурами, буквами. Затем предложили составить соответствующие правилу равенства с любыми числами и проверить, верны ли они. Завершалась эта работа общим выводом-предположением: «Для суммы любых чисел верно утверждение: если из суммы двух чисел вычесть одно из слагаемых, то получится второе». Далее обсуждаем вопросы: «Чем интересна найденная зависимость? Чем она может быть нам полезна?». Все ответы на первый вопрос принимались. Ответ на второй вопрос, найденный с помощью учителя (студентки-практикантки), был следующим: «Взаимосвязь может помочь находить разность». Далее учащиеся вновь составили несколько выражений-сумм (ограничения на числа не накладывались), с помощью калькулятора вычислили суммы, назвали и нашли разность чисел с помощью каждой суммы. Результаты проведенной затем самостоятельной работы, анализ оценок учащимися своего настроения, визуальная оценка психологического и физического состояния детей показала, что урок достиг цели и учащиеся чувствовали себя комфортно. Этот вывод был сделан студентами при анализе урока.
С большой степенью достоверности можно утверждать, что такая работа со студентами при подготовке пробных уроков позволяет им реально овладеть педагогическим мастерством и сберечь здоровье своих учеников.

Использованная литература

1. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2.
2. Рекомендации по профессиональной практике студентов. № 18-51-210 от 03.03.2003.
3. Тесленко И.Ф. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся при изучении математики. – М., 1979.
4. Истомина Н.Б. Математика. 2 класс: для четырехлетней начальной школы. – М.: Ассоциация ХХI век, 2000.
5. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика, 2-й класс четырехлетней начальной школы). – М.: Ассоциация ХХI век, 1999.

М. Волчек