Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2007

Курсы повышения квалификации

Лекция 1. Школьная дезадаптация

Определение. Факторы, влияющие на развитие школьной дезадаптации

В стихотворении Олега Григорьева есть замечательные строки: «Петров вел войну с двойками и единицами. Вырывал листы, и они вылетали за окошко птицами». Мало что изменилось в школе с тех пор. Только вот дети стали слабее, а программы сложнее. Эйфория от праздника первого сентября довольно быстро испаряется. И приходит время невыученных уроков, головной боли и хронического недосыпания.
Почему ребенок не хочет учиться, теряет интерес к занятиям и хамит учителям? Почему среди выпускников старших классов только 10% считаются здоровыми? Как должен себя вести в этой ситуации учитель? На эти и многие другие вопросы мы попытаемся ответить в данном курсе.
Человек – существо сложное. Мэтры психологии, маститые педагоги и знаменитые медики не могут договориться друг с другом: что же представляет собой неуспевающий дезадаптированный школьник? Разночтения существуют даже в терминологии. То говорят «дезадаптация», то «дизадаптация». В чем различие этих понятий?
Дезадаптация – исчезновение, уничтожение какой-либо сформировавшейся функции или же изначальная невозможность ее формирования.
Дизадаптация – искажение функции, более тонкие нарушения, нежели полное ее отсутствие.
В отечественной литературе мы встречаем термины «степени школьной дезадаптации», «частичные проявления школьной дезадаптации» и значительно реже в одной и той же печатной работе встретятся оба понятия с использованием разного смысла. Поэтому мы будем использовать лишь термин «дезадаптация» как наиболее привычный и чаще встречающийся.
Что же такое школьная дезадаптация? Будем рассматривать ее как частный вид дезадаптации социальной.
По определению Большого психологического словаря (под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова. М., 1996), социальная адаптация – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованием этого общества. Мы можем назвать школьника адаптированным, если он смог перейти от игровой деятельности к учебной. Если от работы под контролем учителя он может перейти к самостоятельному выполнению задания, если может выполнить задачу от начала до конца – от момента формулирования и построения программы до осуществления контроля над своими действиями.
В норме первоклассник адаптируется к школьным условиям за 5–6 недель. То есть к середине первой четверти организм должен перестроиться без ущерба для физического и психического здоровья. За это время должны начать функционировать по-новому все системы. Происходит коррекция биологических часов, подчинение новому режиму, в который встраиваются самостоятельная работа, домашние задания. Изменяется энергетический баланс организма. Осуществляется переход от игровой и физической деятельности к умственной, усиливается кровоснабжение головного мозга. На психологическом уровне ребенок приспосабливается к новым взрослым и сверстникам. У него проявляется одна из самых важных черт – готовность к развитию.
Школьная дезадаптация – невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в рамках конкретного образовательного учреждения.
Существует несколько подходов в трактовке специалистами понятия школьной дезадаптации.
Некоторые специалисты истолковывают это понятие как проявление патологического развития личности. Подход к решению в основном медицинский. Дезадаптированный ребенок называется больным, попадает к психиатру и выпадает из социальной среды. Инициаторами диагностики выступают педагоги, задачей которых является выведение ребенка за пределы конкретного образовательного учреждения.
Другие специалисты характеризуют школьную дезадаптацию как нарушение взаимодействия между личностью ребенка и школьной средой. Участие психиатров в реабилитации минимально. Основной упор делается на создание адекватной реабилитационной среды, междисциплинарное взаимодействие специалистов.
Третья группа специалистов говорит о преимущественном значении среды. Этот подход очень любим родителями. Родители требуют, чтобы именно их ребенка воспринимали таким, какой он есть, перекладывая ответственность за его неуспехи, за плохое поведение на школу, полностью устраняясь от решения образовательных проблем.
Готовя цикл лекций, мы придерживаемся второй из вышеперечисленных концепций, то есть придаем значение всем факторам, которые лежат в основе дезадаптации.
1. Индивидуальный фактор.
Явные внешние отличия от сверстников. Уродства, серьезные двигательные проблемы, низкие или, наоборот, высокие умственные способности. Нерешенность логопедических проблем: смазанная речь, заикание. Бедный словарный запас.
2. Соматический фактор.
Наличие хронических заболеваний, частые инфекционные заболевания. Снижение слуха, зрения.
3. Психолого-педагогический фактор.
Отсутствие индивидуального подхода в обучении. Невозможность личного контакта между учеником и педагогом. Занижение оценок.
4. Коррекционно-профилактический фактор.
Слабость взаимодействия специалистов смежных специальностей. Отсутствие или несвоевременность коррекционной работы в школе, нехватка специалистов.
5. Семейный фактор.
Педагогическая запущенность. Тяжелый эмоциональный фон в семье. Недостаток общения. Алкоголизм родителей. Гиперопека или, наоборот, жестокость в обращении. Противоречивость требований взрослых дома, непоследовательность в применении форм поощрения и наказания. Неприятие родителями проблем со здоровьем ребенка. Выпихивание в школу недолеченного ребенка, невыявление хронических заболеваний, мешающих успешному обучению. Расхождение родителей между словом и делом. Политика двойных стандартов в отношениях.
6. Средовой фактор.
Дурное влияние сверстников, привлекательность ничегонеделания, безнаказанность асоциального поведения. Притягательность острых ощущений. Доступность наркотиков и легкого заработка.
7. Социальный фактор.
Утрата прежних идеалов в обществе. Пропаганда агрессии, увлеченность виртуальным миром – заменителем реальности. Реклама нездорового образа жизни.
8. Психический фактор.
Психические расстройства школьника. Заболевания, либо не выявленные до школы, либо протекающие в стертой форме. Снижение волевой активности, снижение мотивации к обучению и самостоятельному су­ществованию во взрослом состоянии.
9. Психологический фактор. Несформированность высших психических функций. Нарушения памяти, внимания, расстройства восприятия.
Обозначив вклад различных факторов в развитие школьной дезадаптации, необходимо перейти к описанию ее конкретных форм и признаков.

Признаки готовности ребенка к школе

1. Умеет играть самостоятельно в ролевые игры, игры с большим количеством персонажей, разнообразные по сюжету. В негативных ситуациях предлагает позитивное решение: если играет в войну, организует госпиталь, если персонажи в игре ссорятся, то потом мирятся…
2. Выражена учебная мотивация. Проявляет интерес к учебным тетрадям и пособиям для дошкольников.
3. Выражен интерес к сверстникам.
4. Знает печатные буквы. Может читать сам и пересказывать прочитанное. Этот навык не обязательный, но желательный. Если же ребенок не любит или не умеет читать, то может пересказать прочитанное ему вслух. Может пересказать самостоятельно содержание мультфильма или развернуто ответить на вопросы: «Кто? Что делал? Почему? Кто что чувствовал? Как и почему был одет?».
5. Желательно знание цифр, определение количества в пределах пяти предметов без пересчитывания, понимание числового луча, как располагаются цифры относительно друг друга.
6. Должна быть сформирована ведущая рука. Может совершать перекрестные движения правой и левой руками (незрелый малыш в правом поле зрения действует правой рукой, в левом – левой).
7. Засыпает за полчаса вечером.
8. Болеет не чаще 3 раз в год, если посещает детское учреждение. И не больше 3 недель каждый раз.

Виды нарушений при школьной дезадаптации

Школьная дезадаптация бывает легкой, среднетяжелой и тяжелой. При легкой степени нарушений у первоклассников дезадаптация затягивается до конца первой четверти. При среднетяжелой – до Нового года, при тяжелой – до конца первого года обучения. Если дезадаптация проявилась в пятом классе или подростковом возрасте, то легкая форма укладывается по срокам в одну четверть, среднетяжелая – в шесть месяцев, тяжелая растягивается на весь учебный год.
Первый период, когда дезадаптация может проявиться ярко и сильно, – при поступлении в школу.
Проявления такие:
1. Ребенок не может контролировать свои эмоции и свое поведение. Появляются заикание, навязчивые движения, тики, частые отлучки в туалет, недержание мочи.
2. Ребенок не вовлечен в жизнь класса. Не может усвоить модель поведения на уроке, не пытается наладить контакт со сверстниками.
3. Не может проконтролировать правильность выполнения задания, детали оформления работы. Успеваемость снижается с каждым днем. Не может выполнить тесты, которые выполнял на вступительном тестировании или при прохождении медкомиссии.
4. Неспособен найти разрешение из создавшихся учебных проблем. Не видит собственных ошибок. Не может самостоятельно решить проблемы отношений с одноклассниками.
5. Тревожен на фоне хорошей успеваемости. Наблюдаются волнение, повышенное беспокойство в школе, ожидание плохого отношения к себе, боязнь низкой оценки своих способностей, навыков и умений.
6. Школьный невроз – тяжелые по форме проявления школьной дезадаптации.
Затрагивая вопрос школьной дезадаптации, нельзя не упомянуть о физической и психологической готовности ребенка к школе. У не готовых детей школьная адаптация затягивается и может привести к развитию невроза, дисграфии, асоциальному поведению и даже спровоцировать развитие психического заболевания.

Второй период – переход из начальной школы в среднюю. Опасный в плане развития школьной дезадаптации. Смена значимого взрослого, изменение маршрута, пусть и в знакомой школе, привыкание к незнакомым учителям, кабинетам – все вносит разброд в умы детей.
Какие факторы являются ведущими в этот период?
Индивидуальный. По-разному приспосабливаются дети с разными типами нервной системы, внутримозговой организацией. Трудно приспосабливаются дети, имеющие пробелы в знаниях. Возможно, кто-то пропустил много уроков и недоучил материал, недопонял базовые понятия.
Психолого-педагогический. В отличие от учителей начальных классов, которые подбадривают учеников, не торопят, опираются на знание конкретного ребенка, учитель-предметник не знает особенностей пятиклассников. Установить пробелы в знаниях ученика быстро не получается.
Средовой. Зачастую дети учатся первые четыре года в школе напротив подъезда, а в среднюю школу идут далеко от дома, и вдобавок со специфическим уклоном.
Если образовательно ребенок и подготовлен к углубленному изучению какого-либо предмета, то появление новых сверстников, необходимость опять выстраивать отношения в уже сложившемся коллективе выбивают его из седла.
Психический. Снижается мотивация к обучению. Порой пропадает желание узнавать новое. Кроме того, в начальной школе объем домашних заданий был меньше, предметы перекликались между собой, интегрировались задания по чтению и письму, по математике и чтению. В средней школе нарастает объем, необходимый для запоминания, во многих школах исчезает «продленка», таким образом, контроль за выполнением домашнего задания с учителя снимается. В этом возрасте дети неадекватно оценивают свои возможности. Разбрасываются, начинают много дел и не доводят их до логического финала.
Третий, подростковый период. В возрасте 13–14 лет наблюдается резкое снижение успеваемости. На уроки в 7–8-х классах учителя идут как на войну. В этот сложный период включаются совершенно иные факторы развития школьной дезадаптации. Научившиеся учиться подростки теряют этот навык, начинают дерзить и не выполнять домашние задания. Отчего так происходит? Среда привычная, навык обучения сформировался. С чего вдруг становится трудно учить тех, кто еще вчера был звездой или хорошистом?
Включается индивидуальный фактор. В этом возрасте происходит сильная гормональная встряска, одни дети быстро растут, другие, наоборот, отстают. Меняется внешний вид ребенка. Дети, привыкшие чувствовать себя лидерами, успешными, вдруг становятся «как все». Иногда через асоциальное поведение или новые увлечения они пытаются в ущерб учебе вернуть утерянный статус местного «авторитета».
Психический фактор. В подростковом возрасте происходит эмоциональная ломка поведенческих стереотипов. Бурно развивается подкорковая часть центральной нервной системы. Эмоции захлестывают и переполняют человека. Корковые центры головного мозга не успевают созреть. Эмоциональная притягательность цели становится более значимой, нежели притягательность рациональная. «Зачем мне сейчас делать уроки, когда я могу пойти гулять и получить гораздо больше удовольствия, а ругать за невыполненное задание будут только вечером или завтра».
Волевой фактор. Снижается активность центров, отвечающих за целенаправленность действия. Часто подросток хочет достичь чего-то – пятерки по математике, четверки по литературе, рисует в воображении картины своего триумфа, при этом «улетая в облака», забывает вернуться к письменному столу. Программа действия не доработана. При эмоциональной непривлекательности цели способы решения проблемы откладываются «на потом».
Семейный фактор. В этом возрасте ребенок пытается проявить самостоятельность. При хорошем контакте с родителями он не перестает обращаться к ним за поддержкой и советом. Школьнику, потерявшему связь с родителями, не к кому обратиться при возникновении учебных трудностей. В результате небольшие сложности превращаются в несчастья вселенского масштаба. При сниженной силе воли совсем не остается ресурсов для изменения ситуации.
Теперь, ознакомившись с признаками школьной дезадаптации, можно перейти к вопросам более точной диагностики и взаимодействия специалистов разных специальностей.

Индивидуальная образовательная траектория – основа интеграции в общество

Работа с детьми, которые не смогли адаптироваться в школе, должна проходить в команде. В идеале единым коллективом выступают как различные специалисты, так и родители. Жизнь ребенка определяется взаимо­действием его с другими членами детского коллектива, с родителями и специалистами различного профиля. Зачем нужна такая сложная и многоуровневая система? Не проще ли разнести по разным территориям все звенья нашей единой цепи?
Дома ребенок общается с родителями, в школе с педагогами, в медицинских учреждениях с врачами, в специализированных центрах с психологами. Дезадаптированный ребенок нередко оказывается вычеркнут из среды своих сверстников, его стараются перевести в какое-нибудь специализированное учебное заведение или коррекционный класс. Но одним из показателей здоровья нации является отношение к самым слабым. И если мы пытаемся облегчить себе жизнь, вычеркивая из нее инвалидов, потом детей деинтегрированных, то кто окажется следующим? Может быть, это будет тот, чей IQ окажется ниже 100 или 120?
На примере одного из детей я хочу рассказать о тесном взаимодействии врача с психолого-педагогическим коллективом. О том, как важно найти точки соприкосновения специалистов, чтобы ребенок почувствовал себя комфортно в среде обычных сверстников.
Что бросается в глаза, когда я прихожу в обычную школу забирать дочку или на детский праздник? В классе 30 самых обычных детей. Они прошли медкомиссию и справляются со школьной программой. Так вот: невозможно не заметить обилия двигательных и речевых проблем у многих из них. Ни у одного ребенка из этого класса нет и не будет неврологического или психиатрического диагноза. Мнение психолога тоже положительно: «развитие соответствует возрасту». При этом у части детей достаточно быстро появились проблемы.
Я расскажу о самом обычном мальчике – Алеше К.
Мальчик пришел в школу и через три месяца перестал есть за общим столом, отказался заниматься с психологом, на переменах стал забиваться в угол и перестал играть с ребятами, появились навязчивые движения в виде ходьбы на цыпочках и потряхивания кистями.
Неврологическое обследование выявило грубый дефицит активности левого полушария головного мозга. Ребенок не мог построить программу любого действия и четко проследить за выполнением этой программы. Проще говоря, он мог прийти в игровую комнату и начать искать полотенце для вытирания рук, потом найти искомый предмет в ванной, после чего включить воду, и только после того, как кран был закрыт, намылить руки мылом. В школе для мальчика наступил хаос. На педагогическом совете по рекомендации невропатолога было решено изменить образовательную траекторию Алеши. Вместо продленного дня в классе и занятий с психологом за столом ему были предложены программа двигательной реабилитации и игротерапия на ковре, дома мама выполняла с сыном специальные упражнения. Через месяц ребенок включился в детский коллектив и еще через месяц стал заниматься с психологом по обычной программе. К концу четверти необходимость в специальных занятиях отпала.
Если бы Алеша не попал на прием к нужным специалистам, то ни о какой индивидуальной программе не могло бы быть и речи. Скорее всего этот мальчик стал бы кандидатом на надомное обучение и был бы выбит за пределы нормальной жизни. А сейчас он успешно окончил второй класс и продолжает усиленно заниматься лечебной физкультурой.
На примере Алеши я показала, что невролог является активным членом педагогического коллектива, не сидит в отдельной комнате, а живо участвует в жизни класса или детсадовской группы.
Еще одним непривычным членом команды может стать семейный психолог. Не каждый школьный психолог прошел курс соответствующей специализации, но это не значит, что при отсутствии в учебном заведении такого специалиста учителям нужно и дальше мучиться с неадекватным учеником.
Когда стоит привлекать такого специалиста? В тех случаях, когда ребенок непостоянен в своих успехах, если периоды взлетов и падений чередуются, при утрате как поведенческих, так и специфических учебных навыков, например, умел складывать в пределах ста, а вдруг стал теряться в пределах первого-второго десятка.
Зачастую приходится сталкиваться с неприятием проблем ребенка, игнорированием педагогических рекомендаций. Во время бесед учителя с родителями можно услышать: «Он здоров, вот справка от психиатра/невролога/психолога. Это вы не умеете учить». Или: «Мы его пролечили таблетками, что вы нам ерунду про режим дня говорите».
Если родители доверяют учителю, то можно во время беседы с семьей намекнуть на необходимость консультации именно у семейного психолога. Если родители занимают позицию «глубокой» обороны, ведут себя агрессивно, то сначала стоит отправить семью на консультацию к школьному специалисту широкого профиля. Если учителя просят написать характеристику на ребенка для сторонней консультации, то об этих особенностях обучения стоит сказать в первую очередь.
Пример из нашей практики. Саша плохо адаптировалась в школьной среде. Ей исполнилось 6 лет незадолго до того, как она пошла в школу. Она плохо читала, не умела писать, считала в пределах пяти. Ей было тяжело сидеть на уроке, но она очень любила «продленку», подолгу играла с подругами, умела организовать игру. Мама воспитывала дочку одна, развелась с мужем незадолго до поступления девочки в школу. Встал вопрос о возвращении девочки в детский сад.
Таким образом, три стресса нависли над Сашей. Развод родителей, смена привычной детсадовской обстановки на школьную, потеря привычного круга общения, и теперь предстояло возвращение в детский сад, где в подготовительной группе уже не было подруг, и она вернулась бы в садик как «неуспешная».
Мама обратилась за помощью к неврологу (девочку мучили головные боли, у нее появились тики). Невролог посоветовал обратиться к семейному психологу. Психолог начал работать с мамой, а также вести совместную терапию. Выяснилось, что и до развода мама мало играла с девочкой, совершенно не представляла себе сферу ее интересов. На занятиях семья училась «кормить кукол», играла в лото, домино, парные картинки. Оказалось, что Саша лучше мамы играет в нахождение парных картинок («мэмори»). За два месяца интенсивной работы (одно посещение психолога в неделю и ежедневные часовые игры дома плюс совместное выполнение домашних заданий) девочка стала чувствовать себя вполне комфортно. К Новому году Саша стала хорошисткой и исчезла из поля нашего зрения.
работающие родители часто не имеют возможности уделять много внимания ребенку, и именно семейный психолог может подсказать им формы более интенсивного взаимодействия с сыном или дочкой, чтобы ребенок почувствовал себя способным и любимым.
Какие навыки семейного психолога может использовать учитель, общаясь с родителями дезадаптированных детей?
1. Общаться с родителями очно.
2. Приглашать на беседу не только маму, но и папу и других взрослых, с которыми живет ребенок.
3. Объяснять родителям, что состояние дезадаптации поддается коррекции. Каждый раз спрашивать, что удается сделать, а что не получается, подчеркивая успехи и объясняя их зависимость от правильного выполнения рекомендаций.
4. Интересоваться домашними успехами ребенка.
5. Желательно перед беседой с родителями продумать или даже записать на бумаге успехи и проблемы ребенка, не допуская того, чтобы замечаний было больше, чем положительных оценок работы.

Когда родители чувствуют заинтересованность учителя конкретно в их ребенке, то начинают уделять ему больше внимания. И еще, если вы чувствуете, что истощаетесь при беседах с семьей, не нужно заниматься самобичеванием, а необходимо как можно раньше переадресовать семью к психологу.
Помощь каких специалистов наиболее актуальна в разные периоды школьной дезадаптации?
В первый период (адаптация к начальной школе) чаще требуется помощь невропатолога, дефектолога, семейного психолога, игротерапевта, кинезиотерапевта (специалиста по движению). Возможно подключение специалистов детского сада для формирования преемственной передачи детей подготовительных групп.
Во второй период (адаптация к средней школе) приходится прибегать к помощи нейропсихолога, семейного психолога, арттерапевта.
В третий период (подростковый кризис) – психотерапевта, владеющего методиками индивидуальной и групповой работы с подростками, педагогов долнительного образования, арттерапевта, куратора школ «юного журналиста (биолога, химика)».

Диагностика школьной дезадаптации

Первичная диагностика ложится на плечи учителя. Необходимо использовать навыки динамического наблюдения, проанализировать поведение ребенка, типичные ошибки в устных ответах и письменных работах.
Как выделить группу детей, плохо адаптированных к школе? Для этого необходимо проанализировать, как в целом проходит урок, есть ли дети, которые сильно не успевают за общим темпом работы, есть ли дети, которые сдают работу последними. А есть ли такие, что сдают первыми, но потом оказывается, что они совершили много ошибок, помарок, описок?
Также необходимо оценить время активного внимания на уроке. Время активного внимания – это период от начала занятия до появления признаков истощения. Ученик первого класса может высидеть на уроке не больше 15 минут в начале года и 20 минут во втором полугодии, в пятом классе – 30–45, в девятом классе – 45 минут.
Сигналами дезадаптации ребенка могут быть признаки истощения, утомляемости, снижение умственной работоспособности, ошибки в письменных работах, повышенный уровень тревожности при хорошей успе­ваемости и др.
Признаки истощения:
1. Ребенок крутится, вертится за партой.
2. Не может удержать позу. Ложится головой на парту, сутулится, «стекает» по стулу.
3. Зевает.
4. Постоянно смаргивает, облизывает губы, совершает другие навязчивые движения.
5. Перекладывает ручку из руки в руку.
6. Каждый урок просит разрешения выйти в туалет.
7. Многократно роняет пишущие предметы.
8. Не может повторить только что заданный вопрос.
9. Допускает нехарактерные ошибки как в письменной, так и в устной речи.
10. К концу урока почерк у него ухудшается.
Признаки утомляемости, проявляющиеся на перемене:
1. Вегетативные реакции: бледность кожи, ярко-розовые щеки, синева над верхней губой.
2. Уединяется, не хочет общаться с одноклассниками.
3. Агрессия по отношению к ровесникам.
4. Бегает по холлу, не может переключиться на спокойный вид деятельности.
5. Ходит на цыпочках.

На что следует обратить внимание и как трактовать результаты письменных работ.
1. Письменные работы идут не по порядку.
2. Может написать на первой попавшейся странице.
3. Может начать не с красной строки, а с середины строки или даже с середины листа.
4. Даже во второй четверти пишет буквы зеркально.
5. Переставляет буквы в слогах и слоги в слове.
6. Пропускает буквы.
7. Заменяет буквы на сходные по звучанию.
8. Не может пересказать прочитанное.
Если вы встретили в тетради ученика подобные особенности, нужно направить ребенка на дополнительную диагностику к психологу. Такие особенности письменных работ говорят о том, что у ребенка снижены функции программирования и контроля. 7-й пункт свидетельствует о нарушении слуховосприятия. Причины того, что ребенок не может пересказать прочитанное даже по наводящим вопросам, могут быть либо простые – педагогическая запущенность, либо глубокие – несфомированность высших корковых функций.
Тревожность при хорошей успеваемости может быть обусловлена различными факторами. Причины тревожности кроются, как правило, в самом ребенке. Но все же в некоторых классах уровень тревоги выше, в частности, там, где вообще не оценивают знания и умения, дети не получают обратной связи, им кажется, что все настолько плохо, что и оценивать нечего. В первом классе формально оценок не ставят, но дети довольно быстро усваивают альтернативную систему: «У меня синяя наклейка, а Петя отвечал лучше – у него золотая».
Признаки тревожности у хорошо успевающих детей.
1. Ребенок боится отвечать выученный урок. Лучше отвечает с места, чем у доски. Лучше отвечает учителю наедине, нежели перед всем классом.
2. Плаксив или агрессивен, если ему делают замечания.
3. Заикается, причем ТОЛЬКО на уроке.
4. Проявляет двигательное беспокойство при ответах (теребит одежду, потирает руки, встряхивает кистями), часто смаргивает, облизывает губы во время устных ответов.
Особенности выполнения заданий у тревожных детей.
1. Высокая зависимость от поведения учителя. При устных ответах внимание отвлечено на поведение учителя, а не на то, что и как ответить. Считывает мимику педагога.
2. «Залипание» на мелких деталях, трудности вычленения главной задачи.
3. Плохо копирует по образцу. Смотрит на то, как выполняет задание сосед по парте.
4. При однократно плохо выполненном задании начинает плакать и отказывается заниматься вообще.
Если учитель замечает у ребенка частое проявление хотя бы ОДНОГО признака, то это уже прямой повод подключать родителей и консультировать ребенка у школьного психолога.
Какую информацию нужно получить у специалиста?
1. Особенности интеллектуального развития.
2. Особенности внимания, памяти, пространственных представлений, темпов выполнения работы.
3. Истощаемость.
4. Личностные особенности, выраженность мотивации, сферы интересов.
5. Исследование отношений с детьми.
Учитель может побеседовать с родителями самостоятельно или в присутствии психолога. Во время беседы можно выявить факторы, влияющие на дезадаптацию ребенка. Также можно объяснить родителям важность соблюдения режима, сроков выполнения уроков, установки времени для их выполнения. Часто соблюдение режима дня полностью избавляет от поведенческих и образовательных трудностей. Во время беседы стоит подчеркнуть важность выполнения рекомендаций, например: «Ваш ребенок очень сильно утомляется, ему тяжело в школе, мы готовы подключить для обследования и коррекции специалистов, но все же думается, что соблюдение простых рекомендаций значительно улучшит ситуацию с вашим сыном/дочкой».
Стоит выяснить и некоторые моменты домашнего поведения, особенности выполнения уроков. Достаточно ли ребенок спит, хорошо ли засыпает? Процесс засыпания у здорового ребенка не должен быть дольше 30 минут. Ночью ребенок может проснуться один раз, при этом повторное засыпание длится не больше 5 минут. Во всех иных случаях необходима консультация невропатолога. Важно выяснить, проявляются ли нарушения сна в течение всего года или только в учебный период, а в каникулы ребенок чувствует себя хорошо.
Важно, сколько времени ребенок тратит на выполнение домашних заданий. В первом классе ребенок должен затрачивать на выполнение домашних заданий не более 15 минут. В пятом – не больше одного-полутора часов. Если он тратит больше, необходимо обследовать ребенка у психолога, невропатолога, возможно, что у дезадаптированного школьника есть нарушения внутримозговой организации. Если большинство детей в классе затрачивают на выполнение домашних заданий больше положенного времени – значит, учебный процесс требует корректировки, т.к. школьники испытывают перегрузку.
Ученик должен сам делать уроки. С первого класса он должен знать, что ему задали, какие книги, учебные пособия, школьно-письменные принадлежности стоит использовать, далее он должен выполнить задание, собрать портфель. И тем не менее необходим минимальный контроль. Хотя бы один взрослый должен находиться в комнате, где ребенок делает уроки. Не нужно сидеть рядом, достаточно спросить: «У тебя есть все необходимое? А что задали?..» — и далее перечислить все предметы, которые были в этот день. Затем проверить правильность выполнения задания и присутствовать при сборе портфеля. При этом, спрашивая у ребенка: «Какие у тебя завтра уроки? Все ли ты взял?» – перечислять НЕ НЕОБХОДИМЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, А НАЗВАНИЯ УРОКОВ. Особенно важно соблюдать эти простые правила для детей со сниженной мотивацией, с нарушением функций программирования и самоконтроля.
Каждый школьник должен поддерживать адекватный уровень двигательной активности. Гулять нужно не менее полутора часов в день. Заниматься физкультурой каждый день минимум 30 минут. В идеале это занятия в какой-либо секции два-три раза в неделю. И каждый день – зарядка. Не обязательно утром, можно перед выполнением уроков или в промежутке между письменными и устными заданиями.
Усложнение школьной программы приводит к тому, что у ребенка совершенно не остается времени на занятия любимым делом. Да и любимых дел становится все меньше и меньше, досуг занят телевизором и компьютером. Необходимо, чтобы у каждого школьника были ежедневные обязанности по дому, на выполнение которых должно быть отведено не менее получаса, и еще час – на занятия ручным трудом или рисованием. Каждый день родители должны общаться с ребенком не меньше 30 минут, а то и часа, помимо совместного выполнения домашних заданий. В начальной школе необходимо вместе читать вслух и пересказывать, обсуждать прочитанное, увиденное, события, которые произошли за день, и т.д.
Если родители уходят от вопросов о домашней организации, то можно определенно сказать: на развитие у данного ребенка школьной дезадаптации влияет семейный фактор. Поэтому к коррекционной работе должны быть привлечены и члены семьи, в первую очередь те, кто наиболее заинтересован в благополучии ребенка.
Нашей главной целью является включение ребенка в общество. Но сделать это возможно только совместными усилиями медиков, педагогов, родителей и самого ребенка.

Рекомендованная литература

1. Педагогическая психология. Хрестоматия // Сост. В.Н. Кандрашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006.
2. Лекция 1 из сборника «Детская социальная психиатрия для непсихиатров». Н.М. Иовчук, А.А. Северный, Н.Б. Морозова. – СПб.: Питер, 2006.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое адаптация? Социальная дезадаптация?
2. Виды школьной дезадаптации.
3. Есть ли в вашем классе дезадаптированные дети? Какие факторы лежат в основе их проблем?
4. Если вы учитель начальных классов, какую систему оценок используете?
5. Сколько времени дети вашего класса делают уроки?
6. Сколько времени дети вашего класса проводят в школе?
7. Как часто удается беседовать с родителями дезадаптированных школьников?
8. Как часто вы прибегаете к помощи коллег и внешкольных специалистов?

Елизавета Меланченко