Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2007

Технология

Занятие 18, 19, 20

Занятие № 18. МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ

Задачи
• Закрепить представления детей о семье.
• Познакомить с особенностями назначения мужчин и женщин в обществе и семье.
• Воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь.
• Воспитывать в девочках заботливое отношение к окружающим, стремление к аккуратности и порядку.
Материалы к занятию
• Дидактическая игра «Найди свое место» (набор картинок: мальчик, девочка, младенец в коляске, старик, старуха, девушка, юноша, женщина, мужчина, малыш в памперсе); иллюстрации с изображением людей разных профессий; колыбелька, кукла-младенец, стул.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о семье. Что такое семья?
Дети: Это родные и близкие люди, которые живут вместе: мама, папа, дети, бабушка, дедушка, тетя, дядя.
Воспитатель: Какие бывают семьи?
Дети: Маленькие, большие, дружные, гостеприимные, счастливые, трудолюбивые.
Воспитатель: Расскажите о своей семье. Какая она, сколько человек, как их зовут, что вы любите делать все вместе?

(Все слушают 2–3 рассказа.)

Попробуем разделить всех членов семьи на две группы. Какие?
Дети: Взрослые и дети. Молодые и пожилые.
Воспитатель: А еще их можно поделить на мужчин и женщин. В каждой семье есть мужчины и женщины. Всех людей можно поделить на мужчин и женщин. А чем отличаются мужчины от женщин?
Дети: Они выглядят по-другому: носят мужскую, менее яркую одежду; у мужчин могут вырасти борода или усы; мужчины сильнее женщин.

Дидактическая игра «Найди свое место»

Дети берут по одной картинке с изображением людей разного пола и возраста. Они должны стать в одну из групп (мужскую или женскую) со своей картинкой и объяснить почему.

Воспитатель: Мужчины и женщины отличаются друг от друга и тем, что часто выполняют разную работу. Какую работу могут выполнять только мужчины? А где работают чаще всего женщины?

(Воспитатель показывает иллюстрации с изображением людей разных профессий: шахтер, летчик, полярник, учитель, воспитатель, парикмахер и т.д.)

Мужчины и женщины отличаются друг от друга еще и в поведении. Есть постоянные правила культуры общения между людьми. Про какого человека, например, можно сказать, что он вежливый?
Дети: Вежливый человек всегда вежливо обращается ко всем людям: «извините», «пожалуйста», «спасибо», «будьте добры» и т.д. Вежливый человек не кричит, не разговаривает громко.
Воспитатель: И не привлекает к себе внимания. Но есть правила культуры поведения только для мужчин. Какие? (Ответы детей.) Правильно. Настоящий мужчина – это защитник. Он никогда не будет сидеть, если рядом стоит женщина. Настоящий мужчина поможет женщине надеть пальто. Наши мальчики тоже могут помочь девочкам надеть пальто, уступят им место. Настоящий мужчина не позволит женщине нести тяжести, откроет перед ней дверь, пропустит вперед…
Вот видите, ребята, наши мальчики тоже могут поступать как настоящие мужчины: выносить корзину с игрушками на улицу, носить тяжелый песочек и т.д.

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

Воспитатель: «Дети за завтраком пили молоко. Аня нечаянно пролила его на свое платье. Увидев это, мальчик Ваня сказал…» Как вы думаете: что он сказал?

(Модель желаемого ответа: «Не огорчайся. Это может с каждым случиться. Давай я тебе помогу вытереть».)

Физкультминутка «Волшебный стул»

Дети встают в круг. Внутри круга, у края, ставится стул. Дети идут по кругу и произносят слова:
Кто сегодня всех красивей?
Кто сегодня всех счастливей?
Поскорее появись,
На волшебный стул садись!
Тот, кто окажется ближе всех к стулу, садится на него. Каждый ребенок из круга должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.

Воспитатель: А теперь о девочках. Девочки – это будущие женщины. Женщина должна быть красивой, опрятно одетой, причесанной. Настоящая женщина – хозяйка в доме, у нее везде порядок. Дома девочки могут помогать бабушке, маме, в группе – воспитателю, няне. Настоящая женщина никогда не будет драться, громко кричать, иначе о ней не скажешь, что она красивая. Девочки – будущие мамы. А можно ли уже сейчас сказать о девочке: «Она как мама, она настоящая хозяйка»?

Инсценировка «Колыбельная для дочки»

Воспитатель: Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорили о том, что в поведении мужчин и женщин в некоторых случаях есть разница. Постарайтесь вести себя как настоящие мужчины и настоящие женщины.

Психотренинг «Сердце на память»

Детям предлагается обнаружить свое сердце и положить на него ладошку, почувствовать биение и тепло сердца. Второй ладошкой накрыть первую, сложить ладошки вместе, сохраняя тепло сердца, подойти к другу и, прикасаясь «сердцем» к его груди, подарить тепло своего сердца на память.

Занятие № 19. МАЛЕНЬКИЕ РЫЦАРИ И ДАМЫ

Задачи
• Уточнить представление детей о своей принад­лежности к тому или иному полу.
• Закрепить понятие о внешности человека, привлечь внима­ние детей к половым и возрастным различиям людей.
• Воспитывать уважительное отношение к девочкам, внимание, чувство юмора.

Материалы к занятию
• Музыкальная фонограмма «Из чего же сделаны наши девчонки?», «Волшебная палочка»

Ход занятия

Звучит песня «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки?».
Дети парами входят в группу, мальчики с девочками за руку.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о людях, о тех, кто живет на планете Земля, то есть о нас с вами. Каждый человек на земле либо мужчина, либо женщина, а дети – мальчики и девочки. Сейчас вы будете по очереди будто бы брать микрофон и называть свое имя и кто вы: «Я девочка Ира» – и т.д.

(Дети представляются.)

Очень приятно с вами познакомиться. А сейчас я хочу пригласить вас в комнату к Солнечному зайчику, который помогает нам быть добрее и веселее.
Но сначала возьмите входные билеты, здесь изо­бражены люди разного возраста и пола. Разложите на стульчиках карточки: справа – представители муж­ской половины человечества – от рождения до ста­рости; слева – представители женской половины че­ловечества – от рождения до старости.
У меня в руке волшебная палочка. Мы будем го­ворить о том, чем внешне девочки отличаются от мальчиков и наоборот.

(Ребенок, дав свой вариант ответа, передает палочку другому.)

Мальчики и девочки –
Все у нас равны,
Только помнить мальчики
Об одном должны:
Девочки слабее их,
Могут и пищать,
И должны их мальчики
Храбро защищать.

Сейчас мы посмотрим, готовы ли мальчики за­щищать девочек.

Подвижная игра «Защитим девочку»

Воспитатель: Защищать – не значит с кем-то драться, надо про­сто быть к девочкам более внимательными. Как мо­гут мальчики защищать девочек?
Дети: Поднять, если она упала. Пропустить вперед. По­мочь нести вещи.
Воспитатель: Давайте покажем, как это надо делать.

(Дети разыгрывают сценки.)

Воспитатель: А сейчас мы проверим, хорошо ли вы поняли, чем мальчики отличаются от девочек. Задание: «Угадай слово, которое стоит в конце строчки».
• Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, толь­ко...
• Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у...
• Болтали час без передышки в цветастых платьицах...
• При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь...
• Боятся темноты, трусишки, все как один они...

Подвижная игра «Не скучай и попляши»

В ходе игры девочки приглашают потанцевать только мальчи­ков, а мальчики – только девочек.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на Солнечного зайчика, он все время был здесь, с нами, и, кажется, остался вами доволен. Я тоже вами очень до­вольна.

Занятие № 20. ЛЕГЕНДА О ДВУХ ПОЛОВИНКАХ

Задачи
• Обратить внимание детей на половые различия людей.
• Дать понятие о семье как факторе сохранения и укрепления здоровья человека.
• Воспитывать уважительное отношение к близким людям, культуру общения между членами семьи.

Предварительная работа
• Беседы с детьми на темы: «Мои родные и я», «Что значит быть вежливым»; этюды: «Поссорились и помирились», «Любящий сын», «Тяжелая сумка»; упражнения: «Позови ласково», «Передача чувств», «Свеча»; изготовление игр, наглядных пособий.

Материалы к занятию
• Рисунок к легенде об андрогинах, семейный альбом, сердечки из картона, платки.

Ход занятия

Дети садятся на пол перед воспитателем.

Воспитатель: Ребята, закройте глазки, сядьте удобнее… Слушайте мои слова… Все, что с вами произошло вчера, ушло навсегда. Это прошлое. Все неприятности, грубые слова, которые, может быть, вам говорили, – все это исчезло навсегда... Все, что будет завтра, – это пока предположение. Существует только то, что находится здесь и сейчас. Постарайтесь подумать о себе сейчас. Вам нравится, во что вы одеты, место, где вы сидите. Полюбите себя в эту минуту. Подумайте, что каждый из вас – самое ценное, что есть на свете... Итак, вы находитесь здесь и сейчас. Все ваше внимание сосредоточено на том, чем мы будем сегодня заниматься.
Откройте глазки. Сегодня мы с вами будем беседовать о семье (показывает детям фотографии из семейного альбома и читает стихотворение Н.Голя):
Есть в доме альбом,
Семейный альбом:
Как в зеркале
Мы отражаемся в нем.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы.
А у вас дома есть семейные альбомы? Зачем люди фотографируются? (Ответы детей.)
Как хорошо, что у каждого из нас есть своя семья. И в каждой семье есть семейный альбом. Мы с удовольствием смотрим, какими мы были раньше, какими стали сейчас. На этих фотографиях близкие и родные нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, братья и сестренки – все, с кем мы живем.
А кто живет в вашей семье? (Ответы детей.)
Хотите, чтобы я вам рассказала, как появилась семья?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда слушайте древнюю легенду о двух половинках. Это было давным-давно. В те стародавние времена землю населяли странные существа, добрые и могучие. Назывались они андрогины (показывает рисунок). И не было им равных по силе и уму. Трудно себе представить, но у них были две головы, четыре руки и четыре ноги. А самое главное – все они были счастливы. Позавидовал их счастью Злой дух. Стал думать, как украсть у них счастье. И придумал. Разрубил он эти замечательные существа на две половинки. Одну половинку назвал мужчиной, а другую – женщиной. А чтобы не соединились они вновь, перемешал половинки и разбросал по всей земле, как семена. И стали называться эти семена человечеством.
С тех пор несчастные половинки бродят по свету, маются, ищут друг друга. Ни покоя, ни счастья в их душах не стало. Но если двум половинкам все-таки удается найти друг друга, рушатся заклятия Злого духа, соединяются они в одну семью, как в стародавние времена, и обретают вновь и счастье, и силу. Имя той силы – любовь!
Подумайте, ребята: в чем же заключается счастье людей? (Ответ: найти свою половинку.) Пока вы маленькие – вы частички своих мам. Но когда вы вырастете, вам тоже захочется иметь детишек. Но для этого каждый должен найти свою половинку. И здесь главное – не ошибиться. Иначе никакого счастья от этой встречи не будет.
Сейчас мы с вами поиграем. Пока звучит музыка, каждый из вас должен найти свою половинку.

(Четыре сердечка разрезаны по-разному на две части; первые раздаются девочкам, вторые – мальчикам.)

Подвижная игра «Найди пару»

Воспитатель: Встретились две половинки, стали дальше жить вместе, они счастливы. Как одним словом назвать мужчину и женщину, которые очень долго живут вместе?
Дети: Семья.
Воспитатель: Так появляется семья. Семья будет крепкой и дружной, если вы внимательны друг к другу и любите членов своей семьи.
А вот насколько вы внимательны, мы сейчас посмотрим.

Игра «Поиск партнера»

Дети стоят по парам и внимательно рассматривают друг друга. Затем мальчики отворачиваются, а девочки опускаются на корточки и накрываются платками. Мальчики должны через платок на ощупь узнать свою девочку (во время игры звучит музыка).

Игру можно повторить, поменяв роли.

Воспитатель: Чтобы в семье был мир и лад, вы должны знать много ласковых слов и как можно чаще произносить их, обращаясь к членам своей семьи.

Игра «Проснись, улитка»

Девочки ложатся, удобно свернувшись, на пол. Мальчик обращается к своей девочке ласково, так, чтобы сон прервался и улитка медленно развернулась. Мальчик берет ее за руки и поднимает. И так пока все «улитки» не проснутся.
(По окончании игры дети собираются в круг, садятся на пол.)
Воспитатель: Закройте глаза… Представьте, что возник цветной экран, как экран телевизора. На экране вы видите все наше занятие от начала до конца. Вы видите игры, в которые мы играли, вы слышите слова, которые мы произносили. Запомните хотя бы одно из этих слов… А теперь откройте глаза. Давайте с вами построим «пирамиду любви» из этих слов.

(Воспитатель называет слово любовь и протягивает свою руку вперед, затем каждый из детей называет свое слово и кладет руку сверху.)

Какая высокая получилась пирамида! Вы чувствуете тепло рук? Пусть в ваших семьях всегда будет тепло и уютно, а здоровье ваше будет таким же крепким, как наша пирамида.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.
2. Ануфриева Г.В. Профилактика социальной дезадаптации детей // «Управление ДОУ», № 4, 2003.
3. Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. – М.: Издательский центр «Вентана-граф», 2004.
4. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М.: МИР, 1997.
5. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
6. Волков С.Ю. Азбука здоровья. – М.: Омега, 1998.
7. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
8. Детская домашняя энциклопедия / Под ред. Т.В. Нилова. – М.: Знание, 1995.
9. Доскина В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. – М.: Просвещение, 2004.
10. «Дошкольное воспитание», № 3, 1991.
11. «Дошкольное воспитание», № 6, 1993.
12. «Дошкольное воспитание», № 11, 1993.
13. «Дошкольное воспитание», № 3, 2000.
14. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Бересневой. – М.: Просвещение, 2003.
15. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
16. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: Вако, 2004.
17. Колтунова И.Р., Лазарева О.Н., Данилова М.Н. Окружающий мир. Екатеринбург: У-Фактория, 1999.
18. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М.: Владос, 2001.
19. Лазарев М.Л. Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!». – М.: Просвещение, 1997.
20. Мартынов С.М. Ваш малыш должен не болеть. – М., 1999.
21. Наши руки не для скуки. Книга для девочек. Под ред. М.Кожемякиной. – М.: Росмэн, 1997.
22. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать три урока здоровья для первоклассников: методическое пособие. – Воронеж, 1998.
23. Доронова Т.Н., Голубева Л.Г., Гордова Н.А. и др. Программа «Радуга». – М.: Просвещение, 2004.
24. Сеф Р.С. Я сам. – М.: Детская литература, 1992.
25. Симонова Л.П. Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста // «Управление ДОУ», № 1, 2003.
26. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Под ред. С.С. Бычковой. – М., 2002.
27. Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник». – М.: Просвещение, 2001.
28. Стан В.В. Правильное гигиеническое воспитание – залог здоровья. – М.: Медицина, 1987.
29. Стеркина Р.Б. Основы безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М., 1998.
30. Татарникова Л.Г., Симошина Л.В. Технологии валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. – СПб., 2002.
31. Уроки Мойдодыра. Под ред. В.В. Колбанова. – СПб.: Акцидент, 1997.
32. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Народное образование, 2003.
33. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2003.

Валентина Сударева