Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2007

Технология

Введение

Муниципальное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для
воспитанников с отклонениями в развитии
детский сад компенсирующего вида № 121 г. Липецка
Методическое пособие

Введение

Педагоги ДОУ № 121 г. Липецка совместно с Межвузовским центром по проблемам валеологического образования МО РФ разработали программу воспитания культуры здоровья для детей дошкольного возраста. Цель программы – воспитание мотивации к здоровью и обучение основам его формирования и укрепления.
В содержание программы входят следующие разделы: «Человек и среда», «Человек и его здоровье», «Личная гигиена человека», «Питание», «Человек и общество», «Безопасность жизнедеятельности».
Тематика занятий для детей 3–7 лет в основном едина, что позволяет соблюсти принципы преемственности воспитания и образования, последовательности усвоения материала, многократного повторения с усложнениями соответственно возрасту воспитанников.
В помощь воспитателям предлагается перспективное планирование, рассчитанное на 11 тем в младшем возрасте, 16 тем в среднем и 27 тем в старшем.
Кроме того, предусмотрены таблицы по интеграции задач оздоровительного образования в целостный педагогический процесс, поскольку образовательное содержание программы включается также в контекст занятий по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, изобразительной деятельности, используется на физкультурных и музыкальных занятиях, а также непосредственно входит в организацию индивидуальной и групповой работы с детьми в течение дня при проведении сюжетно-ролевых и других игр.
Программа предусматривает возможность педагога самостоятельно определять количество занятий или выбирать актуальные темы, что, в свою очередь, определяется такими факторами, как:
• особенности региона, округа;
• социальный состав детей, их индивидуальные особенности;
• предпочтения самого педагога.
Количество занятий для старшего возраста можно сохранить или же разделить на две возрастные группы (старшую и подготовительную) в зависимости от того, уйдут дети в школу с 6 лет или останутся еще на год в детском саду.
В нашей авторской разработке уровень дополнительного образования несколько завышен по сравнению с временными (примерными) требованиями. Прежде всего это касается задач по разделу «Человек и его здоровье», где подробно, но на доступном для дошкольника уровне рассматривается внешнее и внутреннее строение человека. Данное положение обусловлено спецификой детского сада, являющегося коррекционным учреждением для воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В заключение хотелось бы заметить, что в последнее время стало появляться множество публикаций из опыта работы по проблемам оздоровления, в том числе и валеологического образования дошкольников. Это обстоятельство еще раз подтверждает актуальность проблемы, над которой мы работали несколько лет.
Главное – нам удалось обратить внимание своих воспитанников на тот факт, что здоровье – очень важная вещь и что дети обладают достаточным потенциалом, чтобы влиять на него.

Цель программы: воспитание мотивации к здоровью и обучение детей основам формирования, сохранения и укрепления здоровья.

Задачи программы:
• Помощь в становлении и развитии личности ребенка.
• Воспитание у детей сознания того, что человек – часть природы и общества.
• Воспитание у детей жизненного приоритета здоровья, заботливого и бережного отношения к нему.
• Обучение ребенка основам здорового образа жизни.
• Выработка практических навыков здоровой жизнедеятельности.
• Формирование навыков безопасного поведения.
• Изменение внутренней позиции личности по отношению к людям с ограниченными возможностями.

Темы занятий

Младший дошкольный возраст

1. Человек и среда
– Состояния погоды: солнечно, дождь, снег, ветер – исключение страха перед стихиями природы.
2. Личная гигиена человека
– Чистая и грязная одежда.
– Как правильно умываться.
– Как нужно причесываться.
– Предметы личной гигиены.
3. Питание
– Польза правильного питания, сервировка стола.
4. Человек и его здоровье
– Название и характеристика частей тела.
5. Человек и общество
– Представление о семье, ее членах.
– Бережное отношение к личным предметам и предметам быта (их сделали люди).
6. Безопасность жизнедеятельности
– Поведение с огнем.
– Знакомство со светофором.

Средний дошкольный возраст

1. Человек и среда
– Состояния погоды: туман, град, гололед, солнечное затмение – исключение страха перед стихиями природы.
– Растительный уголок здоровья (создание в группе уголка с растениями, которые благотворно влияют на психику человека и обладают лечебными свойствами: столетник, каланхоэ и др.).
2. Личная гигиена
– Одежда и здоровье.
– Гигиенические процедуры и здоровье.
– Чистка зубов.
3. Питание
– Роль пищи в жизнедеятельности человека.
– Поведение за обеденным столом (осанка, неспешность, опрятность, тщательное пережевывание, благодарность и т.д.).
4. Человек и его здоровье
– Части тела: строение и функции.
– Представления об органах чувств (глаз, ухо, нос, кожа, язык).
– Здоровье и болезнь.
5. Человек и общество
– Представление о семье и ее членах. Родной дом.
– Понятие о возрастном и половом различии людей (мальчик, девочка).
– Язык общения. Уважение к каждому человеку как к личности, особенно к людям пожилого возраста и людям с ограниченными возможностями.
6. Безопасность жизнедеятельности
– Осторожное поведение с незнакомыми животными.
– Правила поведения с незнакомыми людьми.
– Осторожное поведение с огнем.

Старший дошкольный возраст

1. Человек и среда
– Исключение страха перед переменами в погоде: холодно, жарко, дождливо, ветрено – и адаптация к ним (изменение одежды, интенсивности двигательной активности, определение местонахождения).
– Основные сведения о влиянии воздуха, воды и земли на состояние здоровья человека.
– Понятие о закаливании, его значение для сохранения и укрепления здоровья. Методы закаливания.
– Комнатные и природные лекарственные растения, их названия и свойства. Фиточай.
2. Личная гигиена
– Гигиена письма и чтения: ее значение для профилактики нарушений осанки и зрения.
– Правила ухода за обувью и одеждой.
– Гигиена жилья (осветительные приборы, проветривание, влажная уборка).
3. Питание
– Представление о витаминах.
– Продукты питания (натуральные и искусственные). Здоровые привычки при выборе пищи (представление о полезных и вредных продуктах).
– Правила приема пищи с учетом особенностей региона и национальных традиций. Обычаи гостеприимства при подаче пищи.
4. Человек и его здоровье
– Представление о человеке как о целостной системе и об этапах его развития.
– Органы движения. Понятие о скелете.
– Органы дыхания.
– Органы пищеварения.
– Сердце и кровообращение.
– Органы зрения.
– Нервная система. Понятие о мозге.
– Понятие о здоровье и здоровом образе жизни. Факторы сохранения и укрепления здоровья.
5. Человек и общество
– Представление о значимости и уважении каждого члена семьи. Понятие пола. Различия в назначении пола (мужчина – сила, смелость, защита, отец; женщина – женственность, заботливость, мать).
– Осознание своего пола и особенностей характера соответствующего пола. Взаимоотношения между мальчиками и девочками.
– Осознание роли семьи как важного фактора сохранения и укрепления здоровья человека.
6. Безопасность жизнедеятельности*
– Как вызвать «скорую помощь», пожарную и милицию.
– Опасные предметы дома.
– Контакты с незнакомыми людьми дома и на улице.
– Поведение на улицах города.
– Основные сведения о безопасном и оздоровительном отдыхе (правила поведения на солнце, на воде, на льду).
– Меры предупреждения отравлений дикорастущими ягодами, грибами, растениями; практические действия при укусах насекомых.

По учебному пособию: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Безопасность. М.: Детство-Пресс, 2002.

Педагоги ДОУ №121 г. Липецка