Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2007

Нам пишут

Коррекционная работа в детском саду

Примерный план работы воспитателя логопедической группы
по теме «Овощи» с детьми 5–7 лет

Работа воспитателя в группе детей с ОНР находится в прямой зависимости от работы логопеда. Все темы, которые логопед проходит с детьми, воспитателю необходимо проработать в группе. ОНР – общее недоразвитие речи, различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте

Коррекционное обучение надо проводить и на общеобразовательных занятиях, и в ходе режимных моментов: во время утренней гимнастики, на прогулках... В вечерние и утренние часы дети рассматривают книги по изучаемой теме, фотографии, подобранные воспитателем и логопедом.
День в детском саду начинается с зарядки, в которую воспитатель обязательно включает логопедические упражнения.
Хозяйка однажды с базара пришла (дети маршируют),
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку (поднимают руки в стороны),
Капусту (руки вверх),
Морковку (руки в стороны),
Горох (руки вниз),
Петрушку и свеклу (руки в стороны, вверх),
Ох (хлопок над головой)!
Вот овощи спор завели на столе (далее движения в каждом куплете повторяются):
Кто лучше, вкусней
и нужней на земле?
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!
Хозяйка тем временем
ножик взяла
И ножиком этим
крошить начала
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!
И суп овощной оказался неплох!

Далее коррекционная работа продолжается на занятии по математике (фронтальная форма работы). При изучении темы «Порядковые числительные» (с использованием наглядного материала – овощей) дети отрабатывают и закрепляют навыки, полученные на занятиях с логопедом.
Воспитатель задает вопросы, в ответах на которые необходимо использовать словосочетания с предлогами.
Воспитатель: На каком месте морковь?
Ребенок: Морковь на втором месте.

Возможные задания:
– последовательное выполнение ряда действий;
– составление группы предметов по заданному числу (возьми столько клубней картофеля, какая цифра на доске);
– выбор предметов, сходных по форме (в одну корзину положи все круглые овощи: картошку, свеклу, капусту, тыкву; в другую – овальные (кабачок, огурец, баклажан);
– понятие «начало – конец» (линейный ряд): «Какой овощ стоит первым? Какой вторым? Какой последним?».
Воспитатель формирует понятия «начало», «конец» ряда (который по счету?).
Эти знания нужны логопеду для лексико-синтаксического анализа предложения.
Во время занятия проводится физкультминутка, в которой также отражена тема «Овощи».
Мы капусту режем-режем (ладошки превращаются в ножи: имитационные движения руками в согнутых локтях вперед-назад),
Мы капусту жмем-жмем (сжимаем и разжимаем кулачки: пальчиковая гимнастика),
Мы капусту солим-солим (перебираем пальцами: пальчиковая гимнастика),
Мы морковку трем-трем (ладошки трем друг о друга).

После занятия воспитатель организует сюжетно-ролевую игру «Магазин»: дети среди фруктов и овощей должны выбрать только овощи и купить их. Воспитатель следит за речью «продавца» и «покупателя», помогает им правильно формулировать вопросы и ответы, следит за окончаниями.

На прогулке воспитатель использует подгрупповую форму работы: одна подгруппа рисует мелками овощи на асфальте; другая – играет в игру с функцией замещения «Стань по порядку». Каждый ребенок представляет себя овощем. Воспитатель предлагает на 1-е место стать помидору, на 2-е – свекле, на 3-е – луку и т.д. Дети находят свои места. Затем подгруппы меняются. Можно на прогулке провести подвижную игру с мячом «Поймай только овощ». Игра направлена также на развитие произвольного слухового внимания и закрепление словарного запаса по изучаемой теме. Дети встают в круг, и воспитатель, бросая мяч, называет продукты питания. Мяч можно поймать, только когда услышишь название овоща. Также на прогулке проводится игра «Перейди через ручеек», в которой дети закрепляют использование глаголов в связной речи. Воспитатель рисует на асфальте «камушки». Дети перескакивают «с камушка на камушек», только назвав действие, которое можно делать с овощами: выкапывать, выдергивать, срезать, мыть, жарить, варить, чистить…
После прогулки – индивидуальная форма работы. Воспитатель дает задание: «Поставь в ряд овощи и назови, какой на 1-м месте, на 2-м, на 3-м». Ребенок, используя словосочетания с предлогами, отвечает: «На 1-м месте морковь, на 2-м месте лук» – и т.д.

Во второй половине дня – занятия по аппликации. Вырезаем овощи по выбору детей: огурец – зеленый, помидор – красный. Учимся вырезать предметы круглой и овальной формы. Сначала вырезаем квадраты и прямоугольники, потом закругляем углы; развиваем координацию движений обеих рук; закрепляем умение детей выделять овощи из ряда продуктов.
В начале занятия педагог просит детей отгадать загадку Веселой Кисточки: «Какие овощи бывают такого же цвета, как краски, которыми рисовала Веселая Кисточка?» Планируемые ответы детей: «Помидор и морковка – красного цвета», «Огурец и капуста – зеленого цвета» – и т.д. Затем педагог предлагает: «Вырежьте из бумаги овощи и «посадите» (наклейте) на грядку». На занятии используются наглядные пособия, рисунки... Воспитатель следит, чтобы дети четко проговаривали окончания (какой помидор? – красный); используем приставочные глаголы (что делаешь? – вырезаю помидор, отрезаем уголки и т.д.).

В течение всего дня воспитатель обязательно использует индивидуальную форму работы. Вопросы педагога предполагают:
– употребление детьми грамматических конструкций, включающих глаголы единственного числа совершенного и несовершенного вида: «Что ты делаешь? – Я мою руки»;
– рассказ о действиях, которые ребенок выполняет по инструкции педагога: «Завязываю шнурки, застегиваю пуговицы, умываю лицо» – и т.д.;
– заучивание чистоговорок, потешек (по заданию логопеда).

Таким образом, воспитатель в течение всего дня: в режимных моментах, на занятиях, при индивидуальной работе, на прогулке – развивает у детей умение понимать обращенную к ним речь.
Основной акцент в коррекционной работе делается на закреплении у детей навыков диалога, на составлении простых предложений и в итоге – короткого рассказа.

Валентина Баева