Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2007

Пульс событий

Левши имеют преимущества

Как показывают статистические данные, в мире от 8 до 15% населения – левши. Ученые из Австралийского национального университета провели исследование, в результате которого выяснили, что в силу некоторых особенностей работы головного мозга левши умеют гораздо быстрее выполнять ряд задач. Они, например, живее, чем праворукие люди, реагируют на изменения ситуации, скорее обрабатывают большой объем информации. Ученые считают, что такие особенности кроются в более гармоничном взаимодействии обоих полушарий головного мозга.
Левши лидируют в геймерстве (т.е. лучше справляются с компьютерными играми, требующими большой скорости реакции); из левшей получаются отличные пилоты реактивных истребителей; им легче даются спортивные достижения, они свободнее чувствуют себя за рулем автомобиля. Однако всеми этими преимуществами обладают только левши мужского пола.
Хочешь курить – в клетку!
Администрация одной из школ бельгийского города разрешила ученикам в возрасте старше 16 лет курить прямо в школе, однако не без коварства выдвинула при этом некоторые условия. Во-первых, курильщик имеет право заниматься таким не всегда приятным для других делом только находясь в специальной клетке. Во-вторых, все курильщики обязаны носить на груди бейдж с изображением легких у курящих людей (а эта картинка не для слабонервных!). Самих учащихся смущает не столько необходимость носить неприятную картинку, сколько обязанность сидеть в клетке.

Компьютерный младенец предостерегает!

Самый высокий уровень подростковой беременности в Мексике отмечают в северном штате страны – Чиуауа: 20% детей рождены здесь матерями, не достигшими 19 лет.
Власти решили исправить ситуацию с по­мощью кукол: компьютеризированные младенцы выглядят совсем как живые; мало того, они имитируют и все поведенческие реакции настоящих новорожденных: срыгивают, плачут, пачкают памперсы, мучаются коликами и т.д. Молодым «родительским парам» в возрасте от 13 до 17 лет придется не отходить от своих «детей» по нескольку суток. Организаторы этого проекта надеются, что после такой «практики» тинейджерам не захочется заводить детей в столь раннем возрасте.

Депрессия от недостатка веса

Ученые Великобритании обнаружили, что у девочек-подростков, которые родились с весом меньше 2,5 кг, высок риск развития подростковой депрессии. Такой вывод они сделали в результате исследования 1400 детей в возрасте 9–16 лет. Из них около 6% девочек после рождения весили меньше 2,5 кг. Оказалось, что в подростковом возрасте депрессия развилась у каждой третьей, в то время как у их сверстниц, родившихся с нормальным весом, депрессия имела место лишь у каждой двенадцатой девочки.
Что касается мальчиков, депрессия у них возникала редко и не зависела от веса при рождении.

Материал будущего

Красноярские ученые из Института биофизики Сибирского отделения РАН создали уникальный биоматериал биопластотан, «материал будущего» для медицины. Особенность полимера состоит в том, что он изготовлен не из синтетических веществ, а из микроорганизмов. Он способен полностью распадаться в окружающей среде и биосовместим с организмом человека. В медицине его можно использовать в сердечно-сосудистой хирургии, трансплантологии. Нити из биопластотана могут восстановить сосуды, а потом нить сама рассосется – и не возникнет тромба. Материал очень прочен, например, протезы из него способны конкурировать с металлическими, так как по своим свойствам он может заменить костную ткань. Аналогов биопластотана в мире не существует.

Первый центр клеточной технологии

В Самаре открылся единый Клинический центр клеточной технологии. Основной задачей центра является донорское хранение образцов пуповинной крови для использования в гематологических трансплантационных целях и научно-исследовательской работе по внедрению новых технологий. 1400 уже собранных образцов клеток позволяют центру получить международную лицензию.
Как только пяти онкобольным будет осуществлена трансплантация клеток пуповины, в центр прибудут эксперты, которые определят, соответствует ли работа международным требованиям.
На сегодняшний день в области есть 1221 человек, страдающий энтогематологией. Из них 20 процентам требуется трансплантация клеток. В очереди на лечение уже стоят 10 больных. Банк рассчитан на хранение 16 000 образцов клеток.

Генетическая природа аутизма

Получены новые доказательства генетической природы аутизма. Выяснилось, что в развитии этого заболевания важную роль играет ген неурексин-1, а также некий пока не установленный ген, расположенный в 11-й хромосоме.
В проекте по изучению генома у больных аутизмом приняли участие более 120 ученых из 19 стран мира. В течение пяти лет специалисты изучали образцы ДНК, взятые у членов 1200 семей, где было двое и более детей, страдающих аутизмом.
Аутизм проявляется погруженностью в себя, нарушением контакта с окружающими, эмо­циональной холодностью. Наиболее подвержены заболеванию мальчики, причем симптомы болезни проявляются уже в два года. Только в США около 300 тысяч детей страдают аутизмом.

А ну дыхните!

Американские ученые научились выявлять диабет первого типа по дыханию.
Диабет первого типа развивается вследствие неспособности поджелудочной железы вырабатывать инсулин, отвечающий за расщепление глюкозы. Людям, страдающим диабетом, необходимы регулярные инъекции инсулина, в противном случае им угрожает смерть.
В настоящее время диабет первого типа выявляют измерением уровня глюкозы в крови больного. Такой мониторинг требует нескольких достаточно неприятных процедур забора крови в день.
Метод, предложенный американскими исследователями, значительно удобнее: уровень глюкозы отслеживается по концентрации ацетона в выдыхаемом воздухе.
Устройство оценивает содержание ацетона в воздухе по скорости затухания инфракрасного лазерного луча в герметичной камере с зеркальными стенками.

Андрей Лекманов ;